Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:34, доклад
Православный раскол стал одним из ведущих событий в российской истории. Раскол 17 века был вызван сложными временами того времени и несовершенством взглядов. Великая смута, накрывшая тогда державу, и стала одной из причин церковного раскола.
Церковный раскол 17 века повлиял как на мировоззрение, так и на культурные ценности народа. История раскола берёт своё начало с 1666 года, ведь в те времена массовые волнения были вызваны нестабильностью, запретом на использование старообрядческой литературой и пр. Все эти события и стали причинами церковного раскола.
Православный раскол
Православный раскол
стал одним из ведущих событий
в российской истории. Раскол 17 века
был вызван сложными временами того
времени и несовершенством
Церковный раскол 17 века повлиял как на
мировоззрение, так и на культурные ценности
народа. История раскола берёт своё начало
с 1666 года, ведь в те времена массовые волнения
были вызваны нестабильностью, запретом
на использование старообрядческой литературой
и пр. Все эти события и стали причинами
церковного раскола.
Русский раскол – значимое событие в истории
церкви. Раскол православной церкви стал
следствием тяжёлых времён, которые переживала
великая держава. Смутное время не могло
не отразиться на ситуации в России и истории
раскола церкви.
Человек, который повлиял на церковный
раскол – Никон. Это патриарх, который
вступил на свой пост в 1652 году и немного
позднее начал реформу, повлекшую раскол
17 века. Негодования масс в связи с ней
и вызвали столь бурную реакцию и впоследствии
православный раскол. Первыми противниками
раскола Никона стали его бывшие друзья,
которые ранее были его единомышленниками
и участвовали в «кружке ревнителей благочестия».
Однако во взаимоотношениях произошёл
раскол: Никон стал на путь реформы взглядов
народа всей державы.
На первый взгляд может показаться, что
причины раскола лежат только в основе
никоновской реформы, однако это не так.
Так, только выйдя из смутного времени,
перед началом истории раскола Россия
всё ещё переживала бунтарские настроения,
что и явилось одной из причин раскола.
Были и другие повлекшие протесты причины
церковного раскола Никона: Римская Империя
перестала быть единой, и сложившаяся
политическая ситуация также повлияла
на возникновение православного раскола
в будущем.
У реформы, ставшей одной из причин церковного
раскола 17 века, были следующие принципы:
1. Причины церковного раскола возникли,
в частности, из-за запрета старообрядческих
книг и введения новых. Так, в последних
вместо слова «Исус» начали писать «Иисус».
Конечно, эти нововведения не стали главным
подспорьем для возникновения церковного
раскола Никона, однако вкупе с другими
факторами стали провокаторами церковного
раскола 17 века.
2. Причиной раскола явилась и замена 2-перстного
креста 3-перстным. Причины раскола спровоцировала
и замена коленных поклонов на поясные.
3. У истории раскола было и другое подспорье:
так, крестные ходы стали проводиться
в обратном направлении. Эта мелочь вместе
с другими подтолкнула к началу православного
раскола.
Таким образом, предпосылкой к возникновению
церковного раскола Никона была не только
реформа, но и волнения, и политическая
ситуация. История раскола имела серьёзные
последствия для людей.
Роли и последствия раскола
Раскол и оформление старообрядческой церкви были главным показателем падения влияния официальной церкви на народные массы во второй половине семнадцатого века. Царская власть активно поддержала церковь в борьбе с расколом и использовала при этом всю мощь государственного аппарата.
Раскол последней трети семнадцатого века - сложное социально-религиозное движение. Но враждебность раскольников к официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер.
Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты.
К консервативным чертам можно отнести:
· идеализацию и защиту старины;
· проповедь национальной замкнутости;
· враждебное отношение к распространению светских знаний;
· пропаганда принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души;
· падение авторитета старины, следовательно, поднятие мятежа против Церкви, а значит и против Государства;
К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести:
· освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви;
· разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви;
· оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих
христианскому вероучению;
· косвенный толчок школьному просвещению;
· осознание церковным обществом того, какие дурные чувства и наклонности может воспитывать старина и какими опасностям грозит слепая к ней привязанность;
· последующая лояльность, со стороны Церкви, к курсу на решительные преобразования в общественной жизни;
Неоднозначными и, скорее всего отрицательными чертами раскола можно считать:
·
одно из основных направлений российского
реформаторства и национальная традиция
оказались в состоянии
· рост западного влияния;