Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:20, контрольная работа
КУЛЬТУРОЛОГИЯ – это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека. Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки.
1 Предмет и задачи культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ – это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека. Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки.
2.
Значение и происхождение
Римский
государственный деятель и
1.В
зависимости от рода
- на материальную – культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;
- на духовную – интеллектуальная, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная и т.п.
2.Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют:
- на мировую – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю;
- на национальную – синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.
3.В
соответствии с конкретными
4.Общепринятым
считается выделение народной (непрофессиональной,
фольклорной) и
5.Есть виды культуры, которые нельзя отнести ни к материальной, ни к духовной. Это так называемое вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему – экономическая, политическая, экологическая и эстетическая культуры.
4. Основные функции культуры:
1.Человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности;
2.трансляции (передачи) социального опыта или информационная, Это функция исторической преемственности;
3.познавательная (гносеологическая). Культура, накапливая опыт и знания, дает возможность познания и освоения мира;
4.регулятивная (нормативная) – дает установки, нормы и правила поведения. Поддерживается моралью и правом;
5.семиотическая (знаковая) – дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуры и свободно жить в ней. Язык – важнейший знак культуры. Специфические языки культуры – музыка, живопись, языки ЭВМ и т.п.;
6.ценностная (аксиологическая) – формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. С данной функцией тесно связан вопрос о культурных ценностях как особых категориях культуры. Культурные ценности – это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества. Как это понимать?
Каждая сфера жизни людей имеет свои ценности: политика – политические, искусство – художественные, наука – интеллектуальные и т.п. Одни и те же предметы и идеи могут занимать разное положение в шкале ценностей у разных людей и социальных групп, т.е. культурные ценности разнообразны и не распространены равномерно среди всех членов общества. В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу, выделяют 4 уровня культурных ценностей:
1)общечеловеческие, или общезначимые, - ценность жизни, семьи, продолжения рода, любви, дружбы;
2)локально-групповые – конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.);
3)сословные,
или социально-классовые, - интересы
и предпочтения людей в
4)индивидуально-
Такое деление, конечно, условно. Культурные ценности не остаются в обществе неподвижными. Меняется человек, общество, меняются и предпочтения, вкусы.
Итак, мы познакомились с системой культуры, рассмотрели ее основные категории, ее структуру и функции, культурные ценности.
Подытоживая сказанное, хочу еще раз подчеркнуть: культура – исторически развивающаяся система, и поэтому важно постоянно иметь в виду исторический контекст этого явления. Культура Функционирует согласно собственным законам развития, которые не всегда можно объяснить с позиций социальных причин. Культура не переставала развиваться даже в самые неблагоприятные исторические периоды: в средние века, в годы тоталитарных режимов. В такие времена видоизменялись формы культурных явлений, достигая в отдельных своих проявлениях небывалых высот. Но во все времена ни одна новация в культуре не происходит без преемственности. В этом смысле любая культура одновременно традиционна и прерывна. Это единство прерывности и непрерывности позволяет выделить в развитии культуры определенные этапы, периоды, эпохи. Например, эпоха античной культуры и Возрождения. В русской истории – культура Киевской Руси, золотой век русской культуры Х1Х столетия и др.
Духовность
и культура. В основе культуры средневековья
лежит взаимодействие двух начал: варварской
культуры и культурных традиций Западной
Римской империи – права, науки,
искусства, религии. В духовной сфере
главная роль принадлежала христианству.
Христианство наложило глубокий отпечаток
на общественно-политическое, нравственное,
интеллектуальное, художественное развитие
европейской и мировой
Эпоха
Ренессанса, начавшаяся в 14-15 вв. в Италии.
Под этим термином понималось тогда
новое рождение, повторное открытие
античного наследия. Сегодня Возрождение
понимается как форма культурного
подъема через обращение к
классической древности. Возрождение
связано с переворотом в
В 18 в. гегемоном духовной жизни Европы становится Франция, а знаменем – Просвещение, вера в возможность прогресса на основе рационального преобразования общества. Главная идея просветителей – это вера в силу человеческого разума, поэтому в деятельности просветителей важное место занимает критика религии, церкви, которые препятствуют свободному развитию человека. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий состоит в невежестве людей. Следовательно, для устранения всех бедствий необходимо просвещать людей, - отсюда само название эпохи. Эпоху Просвещения часто называют веком философии, и, действительно, в это время именно она, а не религия, играет ведущую роль в духовной культуре общества. В концепции Ж.Ж. Руссо не исключается взаимосвязь культуры и цивилизации, однако цивилизация рассматривается как искусственный мир, созданный деятельностью людей. По Руссо, к культуре относится лишь собственное человеческое в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основание.
В разные культурные эпохи у разных народов формировалось свое понимание культуры. Так эллины видели в «пайдейе», т.е. «воспитанности», главное свое отличие от «некультурных» варваров. В послеримскую эпоху наряду с греческим представлением о культуре зародился иной комплекс значений – городской уклад социальной жизни. Это понимание жизни распространилось в средние века и приблизилось по значению к понятию «цивилизация».
Информация о работе Предмет и задачи культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания