Предмет и задачи культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

КУЛЬТУРОЛОГИЯ – это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека. Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Предмет и задачи культурологии.docx

— 17.57 Кб (Скачать файл)

     1 Предмет и задачи культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.

     КУЛЬТУРОЛОГИЯ – это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека. Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки.

     2. Значение и происхождение слова  «культура». Термин в современном  значении вошел в обиход европейской  социальной мысли со второй  половины ХУШ в. Но латинское  слово культура известно с  древнейших времен с несколькими  значениями: возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и учёные Древнего Рима.

     Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало так – агрикультура. Он посвящён не просто обработке земли, а именно уходу за участком, что предполагает не только возделывание почвы, но еще особое душевное отношение к ней. Следовательно, слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только способ обработки земли, Нои почитание, даже поклонение. Не случайно существует и родственное слово «культ». Видимо, со временем слово «культура» перешло на обозначение всего комплекса традиций и жизненного уклада людей и общества. Мы приходим к выводу, что термин «культура» изначально многозначен. Необходимо знать главные подходы определения понятия «культура», существующие в научной литературе. Их три: антропологический, социологический и философский.

     1.В  зависимости от рода деятельности  людей культуру делят:

     - на материальную – культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;

     - на духовную – интеллектуальная, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная и т.п.

     2.Если  за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют:

     - на мировую – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю;

     - на национальную – синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.

     3.В  соответствии с конкретными носителями  выделяются виды культуры: городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека.

     4.Общепринятым  считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры.

     5.Есть  виды культуры, которые нельзя  отнести ни к материальной, ни  к духовной. Это так называемое вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему – экономическая, политическая, экологическая и эстетическая культуры.

     4. Основные функции  культуры:

     1.Человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности;

     2.трансляции (передачи) социального опыта или информационная, Это функция исторической преемственности;

     3.познавательная (гносеологическая). Культура, накапливая опыт и знания, дает возможность познания и освоения мира;

     4.регулятивная (нормативная) – дает установки, нормы и правила поведения. Поддерживается моралью и правом;

     5.семиотическая (знаковая) – дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуры и свободно жить в ней. Язык – важнейший знак культуры. Специфические языки культуры – музыка, живопись, языки ЭВМ и т.п.;

     6.ценностная (аксиологическая) – формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. С данной функцией тесно связан вопрос о культурных ценностях как особых категориях культуры. Культурные ценности – это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества. Как это понимать?

     Каждая  сфера жизни людей имеет свои ценности: политика – политические, искусство – художественные, наука  – интеллектуальные и т.п. Одни и  те же предметы и идеи могут занимать разное положение в шкале ценностей  у разных людей и социальных групп, т.е. культурные ценности разнообразны и не распространены равномерно среди всех членов общества. В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу, выделяют 4 уровня культурных ценностей:

     1)общечеловеческие, или общезначимые, - ценность жизни,  семьи, продолжения рода, любви,  дружбы;

     2)локально-групповые  – конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.);

     3)сословные,  или социально-классовые, - интересы  и предпочтения людей в зависимости  от их социального положения  в обществе;

     4)индивидуально-личностные  – предметы и идеи, соответствующие  вкусам и склонностям каждого  человека, отобранные из тех, что  имеются в окружающей его социокультурной среде.

     Такое деление, конечно, условно. Культурные ценности не остаются в обществе неподвижными. Меняется человек, общество, меняются и предпочтения, вкусы.

     Итак, мы познакомились с системой культуры, рассмотрели ее основные категории, ее структуру и функции, культурные ценности.

     Подытоживая сказанное, хочу еще раз подчеркнуть: культура – исторически развивающаяся система, и поэтому важно постоянно иметь в виду исторический контекст этого явления. Культура Функционирует согласно собственным законам развития, которые не всегда можно объяснить с позиций социальных причин. Культура не переставала развиваться даже в самые неблагоприятные исторические периоды: в средние века, в годы тоталитарных режимов. В такие времена видоизменялись формы культурных явлений, достигая в отдельных своих проявлениях небывалых высот. Но во все времена ни одна новация в культуре не происходит без преемственности. В этом смысле любая культура одновременно традиционна и прерывна. Это единство прерывности и непрерывности позволяет выделить в развитии культуры определенные этапы, периоды, эпохи. Например, эпоха античной культуры и Возрождения. В русской истории – культура Киевской Руси, золотой век русской культуры Х1Х столетия и др.

     Духовность  и культура. В основе культуры средневековья  лежит взаимодействие двух начал: варварской культуры и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, религии. В духовной сфере  главная роль принадлежала христианству. Христианство наложило глубокий отпечаток  на общественно-политическое, нравственное, интеллектуальное, художественное развитие европейской и мировой культуры. Идеология христианства содержала  лозунг спасения мира, основанной на нравственной и социальной концепции (идеях любви, добра, справедливости, равенства, братства). Именно христианство на протяжении столетий обеспечивало культурное единство Западной Европы.

     Эпоха Ренессанса, начавшаяся в 14-15 вв. в Италии. Под этим термином понималось тогда  новое рождение, повторное открытие античного наследия. Сегодня Возрождение  понимается как форма культурного  подъема через обращение к  классической древности. Возрождение  связано с переворотом в мировоззрении  европейцев 14-15 веков, произошедшим под  влиянием нового прочтения античности.

     В 18 в. гегемоном духовной жизни Европы становится Франция, а знаменем – Просвещение, вера в возможность прогресса на основе рационального преобразования общества. Главная идея просветителей – это вера в силу человеческого разума, поэтому в деятельности просветителей важное место занимает критика религии, церкви, которые препятствуют свободному развитию человека. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий состоит в невежестве людей. Следовательно, для устранения всех бедствий необходимо просвещать людей, - отсюда само название эпохи. Эпоху Просвещения часто называют веком философии, и, действительно, в это время именно она, а не религия, играет ведущую роль в духовной культуре общества. В концепции Ж.Ж. Руссо не исключается взаимосвязь культуры и цивилизации, однако цивилизация рассматривается как искусственный мир, созданный деятельностью людей. По Руссо, к культуре относится лишь собственное человеческое в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основание.

     В разные культурные эпохи у разных народов формировалось свое понимание  культуры. Так эллины видели в «пайдейе», т.е. «воспитанности», главное свое отличие от «некультурных» варваров. В послеримскую эпоху наряду с греческим представлением о культуре зародился иной комплекс значений – городской уклад социальной жизни. Это понимание жизни распространилось в средние века и приблизилось по значению к понятию «цивилизация».

Информация о работе Предмет и задачи культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания