Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:33, реферат
До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.
До недавнего
времени культура изучалась, в том
числе и в высшей школе, в рамках
давно сложившихся научных
В настоящее время культурология еще полностью не отделилась от философии и конкретных наук. Она формируется на базе этих наук и многое берет у них: категориальный аппарат, принципы, методологию и методику исследования.
На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.
Культурология включает два основных раздела:
- теоретическую
культурологию;
- эмпирическую и прикладную культурологию.
К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития. В системе теоретического познания культуры различают общую и частные теории культуры. К основным проблемам общей теории культуры относятся проблемы ее сущности, структуры, функций, генезиса, исторической динамики, типологизации. Частные теории культуры изучают отдельные сферы, виды и стороны культуры. В их рамках исследуются экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, управления, культура личности, культура общения, управление культурой.
К эмпирическому уровню относятся те формы научного познания культуры, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, обработка и систематизация материала о конкретных культурах и их компонентах. Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.
Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Теоретический и эмпирический уровни исследования культуры органически взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирические исследования дают материал для теоретических обобщений и являются критерием проверки истинности и эффективности теоретической концепции. Теория логически объединяет эмпирические данные и дает им смысловое объяснение, интерпретацию.
Кроме того, теория направляет эмпирические исследования. Осознает или не осознает это исследователь, но именно теория,теоретический замысел, идея дают ориенти ры по поводу того, что изучать, как изучать и для чего изучать.
2) Восточное средиземноморье - родина трёх мировых религий.
Во всемирно-историческом процессе различные религии играют различную роль.
Наиболее заметную, как указывалось, выполняют те из них, которые принято
называть мировыми по количеству верующих: буддизм, христианство, ислам.
Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся
общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где
первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а
трансформировались в соответствии с ходом истории. Происхождение мировых
религий не отличается от происхождения религий вообще. Они стали мировыми не
сразу, а лишь в ходе исторического процесса.
Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н. э. в условиях господства
рабовладельческих отношений. Для раннего буддизма характерно стремление
указать выход из тяжелого положения людей в признании их духовного равенства,
якобы дающего возможность добиваться спасения всем, независимо от их
социального положения. Сложившись в начале как одна из многочисленных сект
(или философских школ) Северной Индии, буддизм затем широко распространился
по всей Индии, а позже в странах Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Он
проявил большую пластичность, вобрав в себя религиозные верования и культуры
разных стран.
Христианство, зародившись
первоначально в Восточном
еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу,
но решительно порвало с этой материнской основой, вступив с ней в
противоречие. Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило
необычайную силу экспансии. В I в. н. э. оно распространилось среди рабов -
вольноотпущенников, бедняков или бесправных, покоренных или рассеянных Римом
народов. А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны земного
шара.
Этому в большой степени способствовал отказ христианства от этнических,
социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства -
искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд,
небесное воздаяние, установление царствия небесного.
Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм,
который, в свою очередь, включает течения - лютеранство, кальвинизм,
англиканство.
Ислам возник в Аравии в VII в. н. э. в иных социальных условиях. В отличие
от буддизма и христианства он возник не стихийно, а в результате
целенаправленных действий феодальной арабской знати, заинтересованной в
объединении сил
для осуществления
экспансии. Ислам широко распространился среди многих стран Азии и Африки.
Историческая судьба всех трех мировых религий при всей неодинаковости
исторической среды имеет нечто общее. Зародившись первоначально в одной
определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий в
дальнейшем растеклась широко по разным странам, попадая в различные условия,
гибко приспосабливаясь и одновременно воздействуя на них. Уже одно это
обстоятельство говорит о многом с точки зрения взаимодействия данных религий
и искусства различных
народов.
3) Библия как памятник культуры.
Библия – свод произведений древнего фольклора.
Библия по праву считается Книгой Книг. Она неизменно занимает 1-е место в
мире по чтимости и читаемости, общим тиражом, частоте издаваемости и
переводам на другие языки. О значении ее для верующих христиан вообще
говорить не приходится. Библия – это символ и знамя культуры почти двух
тысячелетий. Библия – это жизнь целых народов и государств, городов и сел,
общин и семей, поколений и отдельных личностей. По библии рождаются и
умирают, женятся и выходят замуж, воспитывают и наказывают, судят и правят,
учатся и творят. На Библии клянутся, как на самом святом из того, что только
можно отыскать на земле. Библия давно и бесповоротно вошла в плоть и кровь
повседневной жизни и разговорный язык. Библеизмов, которыми насыщена наша
речь и которые давно превратились в поговорки, многие даже не замечают (глас
вопиющего в пустыне, козел отпущения, кто не работает – тот не ест, зарыть
талант в землю, Фома неверующий и пр.).
Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором бы
столько писали, столько бы спорили, как Библия. И вряд ли давались одной
книге столь различные оценки – от религиозного преклонения перед ней до
юмористической перелицовки библейских сюжетов (Лео Таксиль «Занимательная
Библия»). В религиоведческой литературе мы также находим множество сочинений,
авторы которых обращались к Библии.
Библия – это сборник из нескольких десятков книг религиозно-исторического,
законодательного, пророческого
и литературно-художественного
ней выделяют две части: Ветхий завет и Новый завет. Христиане признают
священными обе эти части, но непосредственно с христианством связан Новый
завет. К истории древнего Востока относится лишь Ветхий завет, наиболее
объемная части Библии.
Ветхий завет распадается на три крупных раздела: 1 – Пятикнижите; 2 –
Пророки; 3 – Писания. Пять книг первого раздела – это «Бытие», «Исход»,
«Левит», «Числа», «Второзаконие». Во второй раздел входят книги «Иисус
Навин», «Судии», две «Книги Самуила», две «Книги царей», рассказы о
двенадцати «малых пророках». В третий раздел входят «Псалтырь», «Притчи
Соломона», «Иов», «Песня песней», «Руфь», «Плач Иеремии», «Книга
проповедника» («Экклезиаст»), «Эсфирь», книги пророков Даниила, Эзры, Неемии,
две книги Хроник.
4) Идеалы культуры эпохи Просвещения.
Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории
человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному
значению. Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким
ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и
Великой французской революцией 1789 г. Социально-экономическими предпосылками
культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя
веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе.
Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса,
которая тесно переплетается с понятием “разума”. Здесь нужно учитывать
изменение понимания “разума” — до середины XVII в. разум, воспринимался
философами как “часть души”, после Локка он становится скорее процессом
мышления, приобретая одновременно функцию деятельности. Тесно связанный с
наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения
была сформулирована концепция “вера в прогресс через разум”, определившая
надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных
последствий человечеству.
Для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в
формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно
Информация о работе Предмет культурологии и ее основные разделы