Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:26, реферат
Взаимодействие культур – это наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен.
В этой работе были раскрыты понятие и сущность диалога культур, а так же их проблема взаимодействия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
1.Понятие и сущность диалога культур………………...…………………………3
2. Проблема взаимодействия культур..…………………………………………...10
2.1 УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР…………………………………………..10
2.1.1Этнический уровень взаимодействия культур…………………………….11
2.1.2.Национальное единство……………………………………………….……13
2.1.3.Цивилизационный уровень взаимодействия………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...15
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….16
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Понятие
и сущность диалога культур…………
2. Проблема взаимодействия культур..…………………………………………...10
2.1 Уровни взаимодействия культур…
2.1.2.Национальное
единство……………………………………………….……
2.1.3.Цивилизационный
уровень взаимодействия……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Введение
В современном мире примерно три тысячи различных народов, а государств около двух сот. И все эти государства многонациональны. Благополучие этих народов во многом зависит от их культурных качеств, которые в свою очередь направленны на диалог между различными этносами. Ведь история человечества – это своеобразный диалог, который пронизывает всю нашу жизнь. Он является средством осуществления взаимопонимания людей. Культура диалога – средство преодоления межнациональных конфликтов, которое определяет ценностные ориентации, особенности сознания и поведения личности, больших групп населения, представителей органов власти. Она требует реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключает малейшее проявление национального недоверия, вражды.
Взаимодействие культур – это наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен.
В этой работе были раскрыты понятие и сущность диалога культур, а так же их проблема взаимодействия.
1.Понятие и сущность диалога культур.
В современном сверхсложном мире, когда человеческое общество вынуждено решать объективно поставленные задачи самосохранения и развития в условиях глубоких изменений практически во всех сферах организации его жизнедеятельности, человеческий фактор приобретает особое значение. Актуализируется проблема характеристик субъектов исторического действия, степени их самоопределения, самосознания, ответственности. В создавшейся ситуации усложняются их контакты, и в то же время растет и обостряется необходимость расширения взаимодействия субъектов всех уровней – от личности до государства. Все более важным становится поиск путей, принципов построения коммуникативного пространства во всей его многоплановости и многоуровневости, определяющего возможности и тенденции исторического движения общества. В этом пространстве особую роль выполняет диалог, приобретающий в настоящее время новый смысл и социальную ценность.
Диалог - (от греч. «Разговор двоих») — первоначальное
значение — разговор, беседа в обыденном смысле — литературная
или театральная форма устного или письменного
обмена высказываниями (репликами) между
двумя и более людьми; — в философском и научных
смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуника
Культура (от лат. Cultura)—
Диалог культур - специфический способ разрешений межкультурных противоречий, существенно отличающийся от прямолинейной, прогрессистской модели развития общества. У участников диалога должно быть осознание ценности другой культуры, как и своей.[11,с. 145]
В “Белой книге” по межкультурному диалогу Совета Европы – межкультурный диалог понимается как открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а так же группами людей различной этнический, культурной, религиозной и языковой принадлежности, имеющими разные исторические корни.
В XX веке М.М. Бахтин русский философ, теоретик культуры, литературовед. Впервые выдвинул идею диалога культур, как способ равноправного, мирного и действенного способа развития (под влиянием работ О. Шпенглера). Для которого культуры представляются как “личности” ведущие между собой вечный, нескончаемый “диалог”. Далее труды Бахтина продолжены в работах В.С Библера
Проблема диалога культур у М.М. Бахтина связана со способностью понимания удаленных от современности культур и исторических эпох, в том числе тех, которые лишь начинают погружаться в прошлое. Он объясняет необходимость диалога между культурами настоящего и прошлого интересами самих культур. Общение людей разных культур, для него: “культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой” [5,с. 85]
М.Бубер – еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма. Выдвинул идею фундаментальной ситуации сосуществования Я с другой личностью, существования, как «со-бытия» с другими людьми, то есть идею Я и ТЫ или Я и ОНО. Диалог для него - это особое взаимоотношение, соотношение двух равноправных начал Я и ТЫ. Я не существует без Ты, Ты не существует без Я. Я всегда существует в соотношение с Ты или Оно.
Отношения Я и Ты – это отношение взаимности. Это не отношение к другому как к вещи среди других вещей, это отношение встречи. Диалог, по Буберу, не предполагает стремление изменить другого, вершить над ним суд или внушить ему свою правоту. Такое отношение иерархии чуждо диалогу. Введение иерархии в диалог превращает это отношение в инструментальное, в некое подобие утилитарно-потребительского отношения к вещам. Взаимное признание людьми друг друга, осуществление межличностного бытия достигается благодаря воображению, которое М.Бубер трактует как некий онтологический акт, акт утверждения человеческого бытия, самодостаточности других людей и их бытия как взаимоотношения.
В свою очередь В.С Библер говорит о том, что обычное понимание разных видов диалога, встречающихся в речи человека, не имеют отношения к идее диалога в рамках диалоговой концепции культуры. Для него диалог культур – это общение многих уникально-всеобщих личностей, общение разных разумов, разных форм разумения, разных логик. Культура есть там, где она диалогирует с собой, где существует несколько культур или сама она амбивалентно понимает себя как иную культуру. Не некий исходный прообраз, который вступает в какой-то невозможный диалог со своим воплощением, но исходная диалогичность культуры связана с атомарным, неделимым диалогом разных «энтелехий». Каждая культура как целое также диалогична, она амбивалентна, обладает способностью на себя смотреть со стороны. Диалог разных разумений, в конечном счете, выражается в простой максиме: каждый человек – это потенциально иная культура, иная духовная вселенная, человек существен в плане взаимопонимания, но не просто познания [4,с. 213-215]
Истинный диалог, диалог культур возможен тогда, когда участники
диалога относятся друг к другу как к особому миру, существующему по
собственным законам, когда каждая сторона обладает такой мерой свободы, которая исключает отношения господства-подчинения.
Ю. М. Лотман
- советский литературовед, культуролог и с
И сегодня вопросы межкультурного диалога являются актуальными. Так, по мнению современного исследователя Э. В. Сайко, диалог выступает как наиболее действенное средство построения сложных систем отношений на разном уровне и в разных пространствах общественной жизни. Будучи определенной формой общения и выполняя все его функции, он обладает своей спецификой, обеспечивающей ему особую роль в организации жизнедеятельности людей [1, с. 10].
Диалог возник вместе с человеческой культурой. Без него была бы
невозможна циркуляция смыслов между людьми, между всеобщим, особенным и единичным [3, с. 42]. В настоящее время проблемы диалога стали предметом обсуждения на всех уровнях и во всех областях жизни. Одной из современных задач культурологии, как считает современный культуролог И. В. Кондаков, является сравнительное изучение «своего» и «чужого» в диалоге культур (как современных, так и исторически удаленных, как территориально смежных, так и разделенных непреодолимыми географическими и смысловыми расстояниями).
Каждая культура стремится при контакте с другой вычитать в ней «свое» (и интерпретировать ее по преимуществу в этом ключе, тем самым «осваивая» ее собственными ментальными средствами) и, напротив, отторгнуть «чужое».
В этом
смысле возможно говорить, что в смысловом
поле каждой культуры складывается конфигурация
трех смысловых центров: я-для-себя, другой-для-меня
и я-для-другого [2.]Взаимодейств
Можно сказать, что национальное самосознание (я-для-себя) становится основанием для межкультурной коммуникации, общения и взаимообогащения смежных или отдаленных культур. Другой необходимой предпосылкой диалога культур должна стать заинтересованная установка на понимание другого. Без такой установки начнут развиваться взаимные недоверие и «ущемленность» культур, ограничивающие возможность межкультурного диалога и нередко приостанавливающие его.
В пространстве диалога осуществляются столкновения разных традиций, мнений, ценностей, принятие одним субъектом ценностей другого как необходимый в соответствующей ситуации момент его реализации, но при сохранении своего внутреннего аксиологического базиса. Диалог предполагает открытость субъектных позиций друг другу в совместной деятельности.
Продуктивность диалога зависит от того, насколько одному субъекту известны мысли другого, насколько он может оценивать и прогнозировать действия другого. В диалоге знать то, что мыслит другой, означает воспроизводить мыслительные действия другого, сравнивая их со своими собственными. Без взаимной открытости субъектных сторон не могут сложиться нормальные диалогические связи.
Задача диалога культур в современном мире это умение улавливать целостный смысл в каждом высказывании, не пытаясь оценить, кто прав, кто виноват, – гораздо важнее видеть целостный смысл, а не тот, что преобладает в каждом отдельном мнении.
2. Проблема взаимодействия культур
Проблемами диалога занимались древнегреческие философы - софисты, философы эпохи эллинизма, такие как: Сократ, Платон, Аристотель. Диалоговое пространство было ими создано на основе духовной культуры, основанное на признании плюрализма мнений, равноправия точек зрения, признании общечеловеческих принципов, свободы и ценности личности и общества в целом. Одной из проблем взаимодействия культур является изоляция культур.
Изоляция культуры - это один из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, насильственному пресечению всех чуждых влияний. Такая культура консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в набор банальностей.
Для существования и развития любой культуре, необходимы три важных компонента: общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг для друга. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре. Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие.
2.1 Уровни взаимодействия культур
Взаимодействие культур затрагивает самые разные группы людей — от малочисленных этносов, состоящих из нескольких десятков человек, до миллиардных народов. Поэтому при анализе взаимодействия культур выделяют следующие уровни взаимодействия: этнический, национальный, цивилизационный.