Проблемы культуры Иммануила Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:45, реферат

Краткое описание

Иммануил Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие важные вопросы, как происхождение необходимости, логической структуры опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического(опытного) и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания.

Содержание

1 Введение…………………………………………………………………3
2 Основная часть. Проблемы культуры Иммануила Канта………….4
2.1 Биография И. Канта…………………………………………………4
2.2 Возникновение философии культуры Канта……………………...6
2.3 Концепции культуры в немецкой классической философии Канта……………………………………………………………………….……..7
2.4 Сущность философии культуры Канта…………………..……….9
2.5 Проблемы относительного и абсолютного в этических взглядах Канта……………………………………………………………………..………13
3 Заключение………………………………………………………..…..17
4 Список литературы…………………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

культорология.docx

— 38.66 Кб (Скачать файл)

Cодержание

 

1 Введение…………………………………………………………………3

2 Основная часть. Проблемы  культуры Иммануила Канта………….4

2.1 Биография И. Канта…………………………………………………4

2.2 Возникновение философии культуры Канта……………………...6

2.3 Концепции культуры в немецкой классической философии  Канта……………………………………………………………………….……..7

2.4 Сущность  философии культуры Канта…………………..……….9

2.5 Проблемы  относительного и  абсолютного в  этических взглядах Канта……………………………………………………………………..………13

3 Заключение………………………………………………………..…..17

4 Список литературы…………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

 

Иммануил Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие важные вопросы, как происхождение необходимости, логической структуры опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического(опытного) и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях( противоположностях) и о возможностях рассудка и разума И. Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве.

Философский язык Канта отличается предельной сухостью и строгостью, он нередко заявлял  о своей приверженности “духу  основательности”, свойственной немецкой философии, и решительно выступал против “гениальничающего свободомыслия”, поверхностно-популярного просветительства и разного рода попыток “парить  в беспредельных просторах воображения”, апеллировать к “метафизическим  грезам” и поэтическим метафорам [1. Т. 3, c. 103; Т. 5, c. 92].

У Канта нет ни одной работы, специально написанной по проблеме культуры. По предметному  указателю к сочинениям мыслителя  легко установить, что термин “культура” употребляется им довольно редко, разбросан  по работам различных периодов. Более  того, зачастую Кант вкладывает в это  понятие весьма различное содержание, в зависимости от контекста и  темы исследования: “физическая культура”, “культура разума”, “культура умения”, “моральная культура” и т.д.

3

2 Основная часть. Проблемы культуры Иммануила Канта

 

2.1 Биография  Иммануила Канта

 

Родился в 1724 году в Кенигсберге в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что наконец даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне.

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами, так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом! — таков девиз эпохи Просвещения».

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором

4

логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант рассказал о целях своей работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

1) что я могу знать? (метафизика);

2) что я должен делать? (мораль);

3) на что я смею надеяться? (религия);

наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)

«Критика практического разума» (1788) — этика

«Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.

5

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора[7].

 

2.2 Возникновение философии культуры Канта

 

Начиная с античности, именно философия становится для человека основной формой осознания  им своей культуры, что отличает европейскую культуру от других культур, где подобную функцию выполняют  мифология и религия. В этом смысле философию культуры можно назвать  культурным самосознанием европейского человека, его знанием о собственной  культуре. Само возникновение философии  культуры явилось следствием демифологизации  культуры в античности и ее отделения от религии (секуляризация) в новое время. Именно европейская культура в ее секуляризованном виде сделала философию главным органом своего самопознания и самоосмысления.

     В более  узком значении философия  культуры  возникает в составе  классической  философии нового времени, когда  понятие культуры из термина  обыденного языка становится  самостоятельной  философской катего-рией. Уже в  эпоху Просвещения слово “культура” используется Кантом в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как “история духа”, духовного развития человечества. Культура здесь - синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, короче, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Не ставя пред собой задачу детального и подробного изучения этой истории, философы стремились лишь к выработке общей “идеи культуры”, объясняющей им смысл и направленность всей человеческой истории. По

6

степени приближения истории к этой “идее” судили о порядке, связности, последовательности исторического процесса, об уровне исторической зрелости (прогрессивности) стран и народов [3, c.325].

 

2.3 Концепции культуры в немецкой классической философии  Канта

 

Немецкая  классическая философия - это важный этап в истории мировой философской  мысли, который охватывает почти  целое столетие (с середины XVIII до середины XIX в.). Немецкая классическая философия выступает как продолжение  и вместе с тем как критика  философии Просвещения. Просветители рассматривали человека как продукт  социальной среды, объект просвещения  и воспитания, и это обрекало его  на пассивность. В немецкой классической философии человек рассматривается  как субъект, то есть как активное, творческое, деятельное существо, создающее  разнообразный мир культуры. Однако деятельность человека понимается только как духовная деятельность. Поэтому  понятия "сознание", "дух", "мышление", "познание" - центральные для  немецкой классики.

Основоположником  немецкой классической философии является И. Кант (1724 - 1804). Проблемы культуры у  Канта теснейшим образом связаны  с проблемой человека.

Кант  понимает культуру, как совокупность всех достижений человечества, созданных  им в процессе развития своих природных  задатков.

В зависимости от трех видов задатков Кант выделяет три стороны в развитии культуры:

1. культура  умения - навыки, умение пользоваться  определенными  вещами для достижения  необходимых  целей;

2. культура  общения - развитие  задатков цивилизованности;

3. моральность  - развитие  нравственных качеств  человека.

7

Кант  проводит различие между культурой  и цивилизацией. И. Кант полагает, что цивилизация - это внешнее подобие культуры, не наполненное моральным содержанием [5, c.121].

Это внешняя воспитанность, благопристойность, учтивость, хорошие манеры. Кант считает, что цивилизация основывается не на внутренней свободе, а на формальной дисциплине людей. Цивилизация не освобождает  людей от власти эгоистических устремлений, а придает последним всего  лишь респектабельный характер[2, c.531]. Поэтому и в условиях цивилизации сохраняются взаимное соперничество и вражда между индивидами, народами и государствами. Выходом из этого состояния может стать только нравственное совершенствование человечества. Развитие нравственности является центральным звеном культурного прогресса, высшей целью культурного развития.

Проблемы  нравственности и этики (учение о  морали) Кант рассматривает в работе "Критика практического разума" (1788). Этика Канта оказывается  теснейшим образом связанной  с религией, с верой в бога. Кант отрицал теоретические доказательства бытия бога. Он считал, что бога нельзя постичь с помощью науки, в  него можно только верить. В этике  Канта бог - это нравственный идеал, без устремленности к которому человек  остается зверем. Поэтому именно факт существования нравственности является доказательством бытия бога [6, c.137].

Кант  пытается определить специфику морали.

1. Он  обосновывает положение  о том,  что мораль должна иметь абсолютный, вневременной, внеисторический  характер.

2. Мораль  не может быть  обусловлена  какими-то внешними  факторами  - расчетом, выгодой, стремлением  к счастью или наслаждению.

Нравственное  поведение вообще не может иметь  внешних мотивов. Единственным внутренним мотивом нравственного поведения  выступает долг.

8

В сжатом виде учение Канта о нравственности изложено в категорическом императиве. Категорический императив - это нравственный закон, безусловное предписание, как  следует поступать человеку.

Категорический  императив Канта основан на конфуцианской  и библейской заповеди: поступай по отношению к другому так же, как ты хотел, чтобы поступали  по отношению к тебе. Другая формулировка категорического императива Канта  звучит следующим образом: относись к другому человеку как к цели, а не как к средству для достижения собственных целей.

Проблемы  эстетики и искусства Кант излагает в работе "Критика способности  суждения" (1790). В ней идет речь о нашей способности воспринимать прекрасное. Согласно Канту, источник прекрасного составляет внутренняя целесообразность. Условием, эстетического  восприятия должна быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки  зрения. Другое условие эстетического  отношения связано с тем, что  это должно быть именно чувство и  переживание красоты.

Кант  определяет прекрасное как гармоничную  форму, "целесообразное без цели" [5, c.415] .

 

2.4 Сущность  философии культуры Канта

 

В критической философии Канта  человек, как известно, существо двойственное; он одновременно принадлежит миру «природы», т. е. явлений, феноменов, и царству  «свободы», т. е. «вещей в себе», ноуменов. Человек в ряду явлений включен  в необходимые цепи причинно-следственных связей, как физических, так и  психических. Он же в качестве субъекта морального императива долга, который  устанавливает его свободная  воля, свободен. «Природа» (в кантовском ее понимании, отличном от привычного) — это все, что существует в  пространстве и во времени, область  возможного

9

опыта, «сущее», — все, о  чем можно сказать, что оно  «есть». В царстве «свободы», напротив, речь идет не о том, что «есть», а  о том, что должно быть, происходить, хотя бы никогда и не происходило.

Ответить  на вопрос, как в контексте этого  противопоставления можно осмыслить  историю и культуру философским  образом, не просто. В контексте проблематики «Критики чистого разума» историческая наука может быть понята как описательное знание происходивших событий, поступков, фактов. Во всем происходившем во времени  не только нет свободы, но, строго говоря, нет и самой истории как  некоторой ценностной совокупности событий и фактов (точно так  же, как нам в опыте не дан  «мир в целом»), и нет оснований  искать какой-то смысл истории. В  отличие от Руссо, Вико и Гердера  Кант полагал, что теоретическая  философия истории в форме  науки в принципе невозможна, ибо  философия всегда исходит из рациональных априорных принципов, тогда как  историческое знание основано на фактах, эмпирично [5, с.613].

Информация о работе Проблемы культуры Иммануила Канта