Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:12, реферат
Праздники и обряды – знаменательные события, принятые способы совершения торжественных действий.
Проведение праздников и обрядов являются неотъемлемой частью социально-политической, историко-культурной, этнической и духовной жизни общества. По мере изменения социальной жизни, религиозных и культурных предпочтений в обществе ,меняются и обычаи ,что влияет на проведения праздничных мероприятий .Они отражают типологическую общность человеческой культуры и влияния на них исторических событий.
Происходящие изменения в праздниках и обрядах
в XI-XVI веках.
Праздники и обряды – знаменательные события, принятые способы совершения торжественных действий.
Проведение праздников и обрядов являются неотъемлемой частью социально-политической, историко-культурной, этнической и духовной жизни общества. По мере изменения социальной жизни, религиозных и культурных предпочтений в обществе ,меняются и обычаи ,что влияет на проведения праздничных мероприятий .Они отражают типологическую общность человеческой культуры и влияния на них исторических событий.
В праздниках и обрядах происходили изменения, но процесс этот в XI-XVI веках шёл очень медленно. Каждый праздник и обряд проходил из года в год по всем хорошо известному чину, каждому празднику и обряду соответствовали строго определённые песни, танцы и игры.
Заранее определённый распорядок обуславливал характер и особенности искусства скоморохов. «Сценарий» каждого игрища был досконально известен каждому участнику; были твёрдые закреплённые функции, чётко определённый круг обязанностей. Одна из таких обязанностей это то, что люди собирались на игрище по зову, по сигналу скомороха.
Оседлые скоморохи не имели нужды создавать всё заново, они играли, пели, смешили, развлекали, пользуясь готовым, тем, что создал народ и что сохранило их искусство. Новое вносилось в то или иное произведение народного творчества в основном за счёт импровизации. Походные же скоморохи значительную часть своего репертуара создавали сами, а главное – их репертуар складывался уже независимо от игрищ и обрядов, и приобретал самостоятельный смысл и интерес.
Разность условий, в которых действовали походные и оседлые скоморохи, породившая различие в характере их творчества, сказалась, в конце концов, и на итоге их деятельности. Походные скоморохи оказались почти малоопытными «хозяевами» таких театральных и близких им форм, как «Петрушка», медвежья потеха, раек и др., т.е. форм мобильных, дающих возможность устраивать представление без долгих приготовлений – активно участвовали в процессе становления иной разновидности русского народного театра, именно театра, рождённого игрищами. Преимущественное внимание походных скоморохов к медвежьей потехе и «Петрушке» объясняется их исконной популярностью у народа. Это особенно характерно для медвежьей потехи. Популярность такого представления определялась не только любопытством. Образ медведя у русского народа вызывал целый круг представлений, идущий ещё от времён язычества. Кроме того, действия учёного медведя в совокупности с иногда обширными репликами вожака находятся в русле наиболее популярный традиций или направлений народного творчества в целом, определяющими чертами которых являются пародия и гротеск.
Медвежья потеха и кукольное представление, хотя и не исчерпывают всего многообразия форм искусства походных скоморохов, вполне могут служить основанием для заключения о его важнейшей особенности. Это сплав необычного с традиционным. Необычное – необходимое условие для возбуждения внимания зрителей. Традиционное – использование знакомой канвы, всего созданного раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска – столь же необходимое условие для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями.
Церковь постепенно выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом.
На протяжении XVI века в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества.
Через иностранцев россияне знакомились бытом и нравами, господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами досугового времяпрепровождения. В Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно представители высшей аристократии, и, прежде всего царь и его приближённые. Особенно любимым занятием во время отдыха было чтение. Но в подавляющем большинстве весь русский народ в проведении своего досуга продолжал следовать патриархальным традициям.
Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.
В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.
Уже в устройстве городской жизни обозначались тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характер развития досуговой деятельности до XVII века, не отличался большим разнообразием форм и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоёв российского общества опирался на народную, традиционную основу.
Информация о работе Происходящие изменения в праздниках и обрядах в XI-XVI веках