Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:17, курсовая работа
Краткое описание
Ислам сформировал целостную систему моральных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с их религиозными представлениями. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие климатические, географические и этнические условия существования, и именно это разнообразие послужило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах.
Ислам сформировал целостную
систему моральных и нравственных ценностей,
которые вошли в жизнь всех мусульманских
народов. Взаимоотношения мусульман в
семье, в обществе, в быту неразрывно связаны
с их религиозными представлениями. При
этом в каждом мусульманском регионе сохранились
свои особенные традиции и обычаи, отражающие
климатические, географические и этнические
условия существования, и именно это разнообразие
послужило толчком к развитию правовых
школ и религиозных течений, которые позволили
исламу в дальнейшем найти своё место
в разных обществах и исторических эпохах.
Благодаря такому разнообразию ислам
получил статус мировой религии и активно
распространяется на всех континентах,
находя всё большее число последователей.
Ислам создал богатейшую сокровищницу
науки, культуры и искусства. Это произошло
благодаря особому вниманию, которое уделяется
в нём образованию.
Но полно, так ли далек от нас
мир Магомета? Не пугаем ли мы себя этими
различиями, не берем ли неподобающе мелкий
масштаб, чтобы преувеличить их и исподволь
возвеличить себя и свое время? Не за тысячи
километров от нас и не за полторы тысячи
лет до нас, а рядом с нами, практически
здесь, только что, сейчас, сию минуту началась
и окончилась жизнь Магомета. Стоит ли
удивляться, что человек не претерпел
за это время никаких существенных биологических
или психологических изменений, остался
по своей природе (конечно, не по своему
воспитанию, образованию и общественному
опыту) тем же самым? Удивляться этому,
может быть, и стоит, но это - научный факт,
дорогой читатель... Да, да, мы с вами не
отличаемся ни духовными, ни физическими
возможностями от людей того времени.
Поэтому во имя правильного отношения
к историческому прошлому и к его общечеловеческому
значению давайте не забывать, что, в сущности,
в известном смысле родина пророка Магомета-наша
планета Земля, время его жизни-эпоха,
вполне доступная нашему обозрению, а
стало быть, и он сам, и окружавшие его
люди - почти что наши современники. И рассказ
о его жизни не труднее и не легче, чем
о жизни любого другого выдающегося человека...
Великого пророка звали Мухаммед
- "Магомет" пришло к нам из французского
языка. Пора переучиваться. Мухаммед, Мухаммед,
Мухаммед - с ударением на втором слоге;
постепенно это имя станет звучать привычно
для нас.
Поступки и высказывания пророка
Мухаммеда в обыденной жизни, являющиеся
образцом и руководством для каждого мусульманина
в решении всех жизненных проблем, дошедшие
до нас в виде хадисов (изустно передававшихся
рассказов непосредственных участников
и очевидцев событий, впоследствии записанных),
без каких-либо искажений взяты из тех
изданий, которые признаны заслуживающими
уважения у ортодоксальных приверженцев
ислама.
Многие вопросы, касающиеся
жизни и деятельности пророка Мухаммеда,
до сих пор остаются дискуссионными, и
авторы не считали себя обязанными при
их освещении строго следовать какой-либо
из исламоведческих школ. Вместе с тем
в традициях отечественной культуры (В.
С. Соловьев, В. В. Бартольд) авторы рассматривали
ислам как самостоятельную монотеистическую
религию, ничуть не менее развитую, нежели,
скажем, христианство.
Как человек разрушает в себе
традиционные представления о добре и
зле, о справедливости и несправедливости?
Какими путями происходит его отказ от
еще недавно неоспоримых истин? Как потом
от безбрежного нигилизма он переходит
в повседневной реальности к новым идеалам,
которым суждено со временем превратиться
в новые догмы? Какую роль при этом играют
его рассудок, интуиция, познавательная
и творческая сила воображения? Подобные
вопросы, возникавшие, конечно, в ходе
работы над "Жизнью Мухаммеда", представлялись
авторам актуальными и в нашу эпоху, когда
их решение для очень многих людей связано
не только с религиозными верованиями.
Детство пророка
Арабские историки считают,
что будущий пророк родился 29 августа
570 года в доме своей матери, расположенном
на окраине Мекки, метрах в четырехстах
от храма Каабы; примерно через сто лет
этот дом был перестроен и превращен в
мечеть. На седьмой день после его рождения
Абд аль-Мутталиб устроил, согласно обычаю,
пир, на который созвал наиболее знатных
курайшитов. Здесь было торжественно,
для всеобщего сведения объявлено имя
новорожденного - Мухаммед, а гости вежливо
восхитились прекрасным младенцем, пожелали
ему всяческого благополучия и выразили
убеждение, что в будущем он станет утешением
и опорой своих близких и гордостью всего
племени курайшитов.
Его отец Абдаллах не присутствовал
на этом пиру - он находился в это время
в Сирии; он умер на обратном пути в Мекку,
через два месяца после рождения Мухаммеда,
так и не повидав сына. По другой версии,
смерть Абдаллаха наступила незадолго
до рождения Мухаммеда, и, стало быть, будущий
пророк осиротел еще в утробе матери. Наследство,
оставленное Абдаллахом, состояло из пяти
верблюдов, нескольких овец и рабыни-абиссинки
Баракат.
До весны мальчик находился
на попечении матери, которая нежно заботилась
о нем и оберегала от всяческих несчастий.
Особенно боялись арабские женщины дурного
глаза и злых духов, напускавших на детей
порчу и тяжелые, нередко смертельные,
болезни, которые не удавалось вылечить
никакими лекарствами. От злых духов и
дурного глаза общепризнанным средством
были талисманы и амулеты; в частности,
новорожденным привешивали не шею амулет
в виде особой плоской раковины с побережья
Красного моря, который носили до возмужалости
- лет в шестнадцать этот амулет снимали
и на шею юноши вешали более соответствующий
его возрасту амулет - меч. Маленькие дети,
не обученные приличным манерам, часто
разгуливали по улицам Мекки, посасывая
эти плоские раковины-амулеты.
Два раза в год - весной и осенью
- в Мекку приходили женщины окрестных
кочевых племен брать детей на воспитание.
Удушливый зной Мекки, пыль, грязь и тучи
мух губительно действовали на маленьких
детей, и у мекканцев, обладавших средним
достатком, существовал обычай отдавать
новорожденных в семьи кочевников. Когда
гонимые засухой и голодом женщины племени
Бану Саад прибыли в Мекку за воспитанниками,
никто из них не хотел брать себе маленького
Мухаммеда, боясь, что за сироту будут
платить и мало, и нерегулярно, а в случае,
например, нового замужества его матери
и вообще не заплатят. Наконец одна из
женщин, по имени Халима, на долю которой
не досталось никакого другого младенца,
стыдясь своих более удачливых товарок
и не желая возвращаться с пустыми руками,
с разрешения сопровождавшего ее мужа
все-таки рискнула взять сироту. Так Мухаммед
в шестимесячном возрасте расстался со
своей юной матерью и примерно на четыре
года попал к кочевникам Бану Саад, которые
пасли свои стада в горных долинах, километрах
за двести к юго-востоку от Мекки и сравнительно
недалеко от процветающего оазиса Таиф.
Мухаммед жил с Халимой, своей
кормилицей, ее мужем Аль-Харисом, их двумя
дочерьми и своим молочным братом обычной
жизнью мальчика из кочевого племени.
Дела у его приемных родителей, получавших
какое-то вознаграждение за воспитание
Мухаммеда, пошли лучше, и они не голодали.
Семья, в которую был отдан Мухаммед,
круглый год жила в шатре, покрытом черным
войлоком из шерсти коз. Шатер войлочным
пологом делили на две половины - женскую,
где находились и дети, и мужскую. Пол устилали
войлочными кошмами, которые служили одновременно
и постелями.В непогоду за стенами шатра
укрывались не только люди, но и скот.
Кроме людей и животных долину,
в которой кочевало племя Бану Саад, населяли
многочисленные джинны и гули - духи мужского
и женского пола. Народная фантазия рисовала
их в виде человекоподобных существ, нередко
огромных, хитрых, злобных и отвратительных
тварей, способных причинить всевозможное
зло. Когда Сулайман с помощью своего волшебного
перстня изловил и заставил принять видимый
облик одного из гулей, перед ним предстало
существо женского пола высотой в двадцать
метров, к бесчисленным соскам которого
присосались человекоподобные детеныши.
Эта гульша занималась тем, что по ночам
мучила детей, заставляя их кричать от
боли и страха. Вообще вся эта нечисть
смелела ночью и в темноте, а днем до поры
до времени пряталась и становилась почти
неопасной. Рассказы о джиннах и гулях,
в существовании которых были убеждены
все взрослые, несомненно, должны были
производить сильное впечатление на наделенного
воображением ребенка; Мухаммед до конца
своих дней боялся темноты и спешил зажечь
свет, заходя в темную комнату.
О жизни Мухаммеда в семье Халимы
легенды почти ничего не сообщают. Судя
по тому, что Мухаммед всегда тепло вспоминал
о Халиме, ему было хорошо в этой семье
и его никто не обижал.
Лишь одна легенда рассказывает
о событии, которое приключилось примерно
на четвертом году пребывания Мухаммеда
в племени Бану Саад, притом событии, послужившем
причиной его возвращения в Мекку.
...Это произошло в полдень,
при ярком солнечном свете. Халима
с мужем была внутри шатра, занимаясь домашними
делами, а Мухаммед и его молочный брат
невдалеке играли и присматривали за ягнятами.
Внезапно к мальчикам подошли двое незнакомых
мужчин в белом одеянии (это были ангелы,
но дети, естественно, об этом не догадывались).
Один из незнакомцев держал в руках золотой
таз, наполненный ослепительно белым снегом.
Они положили Мухаммеда на спину
и, раскрыв грудную клетку, вынули его
сердце. Из сердца ангелы извлекли каплю
черного цвета и отбросили ее прочь; затем
они вычистили сердце и внутренности ребенка
снегом и, вложив сердце на место, удалились.
Молочный брат Мухаммеда с криком бросился
в шатер и рассказал обо всем родителям.
Испуганная Халима и ее муж выбежали и
увидели Мухаммеда, который стоял целый
и невредимый, но с мертвенно бледным лицом.
На расспросы Халимы он рассказал то же
самое, что сообщил им его молочный брат.
Это единственная легенда, о
которой Мухаммед впоследствии якобы
сам неоднократно рассказывал, считая,
что ангелы по указанию самого бога полностью
очистили его от скверны греха. Мертвенно-бледное
лицо ребенка, испуг Халимы и ее решение
немедленно отвезти Мухаммеда к его родным
- все это заставляет предполагать, что
в основе легенды лежит действительное
происшествие - рассказ мальчика о пережитом
им видении.
Как бы то ни было, Халима, сопровождаемая
мужем, немедленно отвезла Мухаммеда в
Мекку, где он сначала потерялся в толпе
в верхней части города, но затем его нашли
и благополучно отвели к деду, Абд аль-Мутталибу.
Халима, вручая ребенка, ничего не рассказала
Абд аль-Мутталибу, по-видимому, мальчик
тоже молчал, странное происшествие с
ангелами было забыто на много лет.
Так окончилось пребывание
Мухаммеда среди племени Бану Саад, позволившее
ему впоследствии с гордостью говорить:
"Я больше араб, чем кто-либо из вас:
я курайшит и меня вскормило племя Бану
Саад".
Мекка, которую фактически впервые
увидел Мухаммед, действительно представляла
в то время город, и в ней немудрено было
потеряться маленькому ребенку.
Мухаммед после возвращения
в Мекку два-три года жил вместе со своей
матерью Аминой и рабыней Баракат. Когда
ему было примерно шесть лет, мать поехала
вместе с ним в оазис Ясриб в гости к своим
родственникам. На обратном пути в Мекку
она умерла и была похоронена близ дороги,
неподалеку от поселка Абва.
Мухаммеда, оставшегося круглым
сиротой, передали Абд аль-Мутталибу, который
в качестве главы клана Хашим взял на себя
заботу о его дальнейшем воспитании. Это
воспитание сводилось к тому, что по распоряжению
Абд аль-Мутталиба кто-то из его большой
семьи должен был следить, чтобы ребенок
не оставался голодным и беспризорным.
В остальном Мухаммед был предоставлен
самому себе, его никто не обижал, но никто
им особенно и не интересовался.
Только один человек относился
к Мухаммеду с теплотой и вниманием - сам
Абд аль-Мутталиб, который к этому времени
был уже глубоким стариком. Большую часть
дня он проводил близ храма, хранителем
ключей от которого он являлся. Там же,
под открытым небом, прямо у ограды Каабы,
стояло его ложе, на котором он днем сидел,
а ночью спал. Мухаммед, как любимый внук,
пользовался привилегией сидеть на этой
кровати вместе с дедом - честь, которой
были лишены остальные внуки и правнуки
Абд аль-Мутталиба.
Дружба и продолжительное общение
Мухаммеда с Абд аль-Мутталибом неизбежно
делали ребенка свидетелем всех религиозных
церемоний, совершавшихся около храма
Кааба, смысл которых ему нетрудно было
узнать от своего деда.
В возрасте восьми лет Мухаммед
пережил крупное горе - умер его дед и опекун
Абд аль-Мутталиб, который незадолго до
этого в качестве представителя Мекки
совершил важную дипломатическую поездку
в Сану, столицу Йемена, для налаживания
отношений с новыми властителями Южной
Аравии - ставленниками персов. Перед смертью,
приводя в порядок все свои дела, он вызвал
к себе старшего сына Абу Талиба и поручил
ему, в частности, как будущему главе клана
Хашим, заботиться о Мухаммеде.
Отрочество и юность
Абу Талиб, новый глава многочисленных
"сынов Хашима", хотя и унаследовал
почетную и не лишенную выгоды должность
распределителя налога в пользу неимущих
паломников (заведование священным колодцем
Замзам перешло к его брату Аббасу), никакой
религиозностью, достойной быть отмеченной
в преданиях, не отличался. Он вел энергичную
деловую жизнь, типичную для довольно
крупного торговца того времени, которому
много времени приходится проводить в
деловых поездках и нередко самому возглавлять
караваны. Клан представлял собой и нечто
похожее на акционерное общество, и "сыны
Хашима" принимали иногда посильное
долевое участие в торговых операциях
Абу Талиба, во всяком случае наиболее
зажиточные.