Психическая структура личности и практика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является - изучение теоретических аспектов формирования психической структуры личности и практики делового общения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть понятие и основные модели теорий, изучающих психическую структуру личности и практику делового общения;
б) проанализировать психоаналитическую концепцию Зигмунда Фрейда;
в) изучить аналитическую психологию Карла Юнга.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……3
1. Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты…………..5
1) Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда……………………………………………………………..5
2) Действие механизмов психологической защиты…...……………11
2. Роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Юнга……………………………………………………………..……..13
1) Отличие научной позиции К. Юнга от ортодоксального фрейдизма…………………………………………………………..13
2) Определение содержания и психологического значения понятия «коллективное бессознательное», сущность понятия «архетип», как регулятора психической жизни………..……………………..14
3) Типология личности К. Юнга, включающая интровертивную и экстравертивную установки психики личности…………………22
3. Практическое задание……………………………………………….…..24
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная,Вар.8.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  образовательное

бюджетное учреждение высшего  профессионального образования

«Финансовый университет  при правительстве Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Культура  речи и деловое общение»

Вариант № 8

Тема: «Психическая структура личности и практика делового общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка группы ФНО 1-го курса

Специальности бакалавр экономики

Кравченко Надежда Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу проверил:

 

 

 

 

Новороссийск, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...……3

  1. Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты…………..5
    1. Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда……………………………………………………………..5
    2. Действие механизмов психологической защиты…...……………11
  2. Роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Юнга……………………………………………………………..……..13
    1. Отличие научной позиции К. Юнга от ортодоксального фрейдизма…………………………………………………………..13
    2. Определение содержания и психологического значения понятия «коллективное бессознательное», сущность понятия «архетип», как регулятора психической жизни………..……………………..14
    3. Типология личности К. Юнга, включающая интровертивную и экстравертивную установки психики личности…………………22
  3. Практическое задание……………………………………………….…..24
  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деловое общение либо переговоры как взаимодействие предполагает, что люди (партнеры) устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность или сотрудничество.

На протяжении всей нашей  жизни мы участвуем в деловом  общении, обмениваемся обязательствами  и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны общаться.

Добиться взаимной договоренности по вопросу в котором, как правило, сталкиваются интересы, достойно выдержать  конфронтацию, неизбежно возникающую  из-за противоречивых интересов не разрушая при этом отношений очень  тяжело, поскольку в деловом общении  могут учувствовать люди, имеющие различный опыт, различный темперамент и различное образование. Именно поэтому понимание психологической стороны делового общения очень важно.

Психологическая сторона  делового общения предполагает осмысление целого ряда проблем. Это касается, прежде всего, психологических качеств личности как субъекта общения, а также психологических характеристик межличностного общения деловых людей.

Осмысление данных проблем  предполагает использование многих положений обшей и социальной психологии. На их основе анализируются проблемы взаимного восприятия деловых партнеров, их коммуникативные (вербальные и невербальные) взаимодействия, проявления их разнообразных психологических состояний в процессе общения и т.д. Анализируются также психологические проблемы руководства, взаимоотношений деловых партнеров в конфликтных ситуациях и ряд других проблем.

Учитывая вышеперечисленное, в настоящее время тема «Психическая структура личности и практика делового общения» является актуальной и требует  дальнейшего рассмотрения.

Целью работы  является  - изучение теоретических аспектов формирования психической структуры  личности и практики делового общения.

Для достижения указанной  цели в работе поставлены следующие  задачи:

а) рассмотреть понятие  и основные модели теорий, изучающих психическую структуру личности и практику делового общения;

б) проанализировать психоаналитическую концепцию Зигмунда Фрейда;

в) изучить аналитическую  психологию Карла Юнга.

 

 

Особенности психической  структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты

 

    1. Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда.

Модель психической  структуры личности сложилась в  психоанализе Фрейда не сразу, а в  процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности.

Человеческая  психика, согласно Фрейду, включает в себя три области системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем — сознательного и бессознательного — характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

При этом необходимой  и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного.

Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий  личности. В статье "Некоторые  замечания относительно понятия  бессознательного в психоанализе" Фрейд предложил для обозначения  этой системы использовать сочетание "Ubw" (начальные буквы немецкого Unbewust — бессознательное).

Позднее в работе "Я и Оно" эта система получила обозначение "Оно".

Что представляет собой бессознательное

Прежде чем  дать его определение, Фрейд делает замечание, что "психическое " и "сознательное" — понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Для практики делового общения это замечание Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его вербальных суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

Характеризуя  бессознательное, как "закономерную неизбежную фазу процессов, которые  проявляет наше психическая деятельность", Фрейд выделяет такие его важнейшие  особенности, как:

1) оно — несловесное  (невербальное);

2) "оно никогда не умирает", не теряет своей динамической силы и энергии;

3) ему закрыт  прямой доступ в сознательное;

4) по динамике  своего образования бессознательное,  есть вытесненное (Verdrangung), формирующееся  на протяжении всей Жизни человека  без всякого участия сознания;

5) законы его  функционирования отличаются от  законов сознательной деятельности; бессознательное "как бы не  обращает внимание" на смену  дня и ночи, рождения и смерти, живет "все всевременно", —  сразу прошлым, настоящим и  будущим.

По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю стихию психических процессов, "кипящий котел" инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы - комплексы.

Решающую роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражении организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:

- влечения "Я", цель которых — самосохранение индивида;

- сексуальные  влечения (libido), цель которых — продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

На основе влечений, и в особенности инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эдипа, учение Фрейда о котором — одно из важнейших в психоанализе. Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа (или эдипова комплекса).

Положение Фрейда о ведущей роли эдипова комплекса  в психической структуре личности не является бесспорным. Но важно отметить то обстоятельство, что в ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер — мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола, идентификации и стереотипизации.

Разработанная Фрейдом типология влечений в  процессе психотерапевтической практики подверглась им существенной корректировке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более расширенное  толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями "Я") и Танантосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной — продолжение рода — или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.

Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Это новое предложенное Фрейдом деление влечений, отразило сильное влияние на его теорию идей знаменитого немецкого биолога, основателя неодарвинизма А. Вейсмана.

Теперь и  само бессознательное как система  психической структуры обогащается  в психоанализе Фрейда качественно  новыми моментами. Оно представляется не чем-то низшим, темным аморальным в  социально-психологическом смысле, а таким, которое способно нести сознательное и даже творческое начало.

Таким образом  Фрейд подходит к обоснованию  второй области психической структуры  личности - "Идеал-Я" или “Сверх-Я" которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.

Важнейшим является и то, что система "Сверх-Я" формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения "добра" и "зла".

К проявлениям "Сверх-Я" можно отнести внезапное  пробуждение совести" у человека, возникновение "безотчетного чувства  вины", строгости и презрения  к себе. Выступая как цензор, веления которого выполняются вытеснением, "Сверх-Я обнаруживает себя как моральная и даже "гиперморальная" (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодолеть Природа человека, по утверждению Фрейда, - как в отношении добра, так и в отношении зла далеко превосходит то, что он сам предполагает о себе.

Образование "Сверх-Я" Фрейд связывает с особым психическим  механизмом - идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

В качестве примера  Фрейд приводит отождествление ребенка  с отцом в период переживания  эдипова комплекса. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется  как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.

В практике делового общения психические феномены Сверх-Я осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров.

Зачастую в  психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности, значимые друг для друга.

Поэтому желательно в деловом общении предпочесть правило "честь превыше прибыли", нежели низкий уровень этического поведения, сопряженный с очернительством и унижением конкурирующего с вами партнера.

Нередко в деловом  общении происходит "сдвиг" моральных  суждений, когда предложенная удачная деловая операция сопряжена с финансовыми махинациями, нарушения ранее заключенных договоров, обнаружением более "выгодного партнера".

В целом фрейдовская  концепция "Сверх-Я" еще раз  подтверждает тесную взаимосвязь этических и социально-психологических моментов делового общения.

В качестве третьего пласта психической структуры личности Фрейд называет "предсознательное" "Я". Оно находится между "Сверх-Я" и "Оно" (бессознательным), связывая их как посредник. Здесь психические  переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни — принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями "Оно".

Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и "Сверх-Я", психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут  перейти в сознание. Не прошедшие  испытание "принципом реальности" психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, — строго процензуровано.

Информация о работе Психическая структура личности и практика делового общения