Пьяноборская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Впервые пьяноборская культура была выделена Спицыным в начале XX века по материалам Пьяноборского могильника, открытого в 80-е годы XIX в. на Нижней Каме. После публикации коллекции этого памятника в российской археологии появилось понятие «пьяноборская культура». Пьяноборская культура получила название по могильникам в с. Пьяный Бор (ныне Красный Бор) Агрызского района Татарстана. Территория ее в основном охватывает Нижнюю Белую и Среднюю Каму. Дата пьяноборской культуры большинством археологов определяется в пределах II в. до н.э. - Ш в. н.э. Раскопки поселений пьяноборской культуры Татарстана практически не проводились, также слабо они изучены в Удмуртии и Башкортостане.

Вложенные файлы: 1 файл

Пьяноборская культура.docx

— 458.17 Кб (Скачать файл)

Пьяноборская культура

Впервые пьяноборская культура была выделена Спицыным в начале XX века по материалам Пьяноборского могильника, открытого в 80-е годы XIX в. на Нижней Каме. После публикации коллекции этого памятника в российской археологии появилось понятие «пьяноборская культура»

Пьяноборская культура получила название по могильникам в с. Пьяный Бор (ныне Красный Бор) Агрызского района Татарстана. Территория ее в основном охватывает Нижнюю Белую и Среднюю Каму. Дата пьяноборской культуры большинством археологов определяется в пределах II в. до н.э. - Ш в. н.э.

Раскопки поселений пьяноборской культуры Татарстана практически не проводились, также слабо они изучены в Удмуртии и Башкортостане. Имеющийся ныне поселенческий материал позволяет утверждать, что основными жилищами изучаемого населения были наземные подчетырехугольные срубные дома.

Так, пьяноборская культура на Каме, сменившая ананьинскую, отличается от неё лишь стилем бронзовых изделий и преобладанием железа.

Значительный  интерес представляют памятники  культа и произведения искусства. Для  этой культуры характерны бронзовые рельефные подвески, изображающие оленей, орлов с человеческим лицом на груди, ящеров, семиголовых лосей, людей, а также маленькие бронзовые и свинцовые идолы в виде птиц, зверей и людей. Около 2 тыс. таких фигурок найдено в 20 км от города Молотова, вниз по Каме, где, повидимому, существовало святилище бога, которому их приносили в жертву. Там же обнаружено огромное количество костей различных жертвенных животных, около 2 тыс. костяных и железных наконечников стрел и около 15 тыс. стеклянных золочёных бус. Другой памятник культа — пещера на реке Чусовой, где найдено несколько тысяч костяных и железных наконечников стрел. Археологи считают, что в этом месте в связи с какими-то религиозными обрядами происходили состязания лучников.

У пьяноборского населения окончательно вышли из употребления бронзовые орудия труда и оружие. Но бронзолитейное производство сохранилось и было связано с изготовлением главным образом украшений и принадлежностей костюма. На поселениях встречены также остатки костяных (наконечников стрел и проколок), каменных (точильные бруски, зернотерки) орудий и глиняная посуда. Последняя, круглодонная, с примесями в тесте толченых раковин, иногда украшенная по шейке ямочными вдавлениями, изготовлялась вручную.

Хозяйство населения пьяноборской клуьтуры было комплексным. Оно включало скотоводство, охоту, рыбную ловлю, собирательство. Вопрос о земледелии у изучаемых племен остается открытым. Выразительных форм почвообрабатывающих и уборочных орудий на памятниках изучаемого круга пока не зафиксировано. Можно лишь отметить находки зерен полбы с Ново-Кабановского городища в низовьях р. Белой, относящегося к ананьинско-пьяноборскому времени.

Наличие скотоводства документируется находками  костей домашних животных в культурных слоях поселенки. Остеологами зафиксированы  остатки лошадей, крупного рогатого скота, свиней, мелкого рогатого скота. О разведении лошадей свидетельствуют также находки удил в погребениях. Судя по имеющимся материалам, лошадь использовалась не только на мясо, но и для верховой езды.

 

Из  многочисленных памятников археологии наиболее изучены памятники пьяноборской культуры. Наиболее известны Кипчаковское   Трикольское   Юлдашевское   Аначевское городища, Юлдашевский, Кипчаковский, Старокиргизовский, Шидалинский и другие могильники.

 

Ишимский клад, комплекс древних предметов, найденный в 1911 (близ деревни Ишимка, в 50 км к С. от Ачинска) на островке среди болот в тайге. Здесь было жертвенное место (подобное Гляденовскому костищу), посещавшееся населением в течение тысячелетия, начиная с первых вв. до н. э. Клад содержал вещи, принесённые в дар богам и связанные с древним шаманским ритуалом. Среди них: оружие — железные мечи, кинжалы, копья, наконечники стрел (в том числе древнейшие бронзовые, а также железные); металлические зеркала (местной и кит. работы), амулеты-украшения, выполненные в зверином стиле. Среди последних есть вещи южного происхождения, типичные для тагарской культуры, но большинство характерно для лесной полосы Сибири и Приуралья Пьяноборская культура). Сочетание различных привозных вещей в Ишимский клад свидетельствует о далёких торговых связях местных таёжных охотников — поставщиков пушнины.

 

 

Более полно изучены пьяоборские могильники. Основная часть пьяноборских могильников расположена в Башкортостане и Удмуртии. На территории Татарстане зафиксировано семь пьяноборских могильников.

 

Каменная  башня Елабужского городища, так называемое "Чертово городище", – памятник булгарской культуры Х-XIV вв. Находится на высоком мысе у устья реки Тоймы. Военная крепость, названная булгарами Ала-буга (пегий, серый, злой + бык, змей, богатырь), возникла на месте бывшего укреплённого поселения угров. Археологические раскопки свидетельствуют, что здесь было поселение и в ананьинском (I тыс. до н.э.), пьяноборском (кон. I тыс. до н.э.) исторических периодах.  
Данный памятник находится под опекой ЮНЕСКО.

 

Более полно изучены пьяоборские могильники. Основная часть пьяноборских могильников расположена в Башкортостане и Удмуртии. На территории Татарстане зафиксировано семь пьяноборских могильников.

 

Могильники  располагались на краях надлуговых террас.

Работами  исследователей установлено, что на площади могильников выделяются группы захоронений, оставленных большими патриархальными семьями. Каждая из семей имела свой участок на кладбище. Пьяноборские захоронения обычно совершались в относительно небольших ямах подпрямоугольной формы с отвесными стенками и плоскими днищами, глубиной до 1 м. Некоторые погребенные, сопровождающиеся богатым инвентарем и принадлежащие, по-видимому, особым социальным группам населения, находились в больших и глубоких ямах.

Основная  часть захоронений совершалась  по обряду трупоположения, но встречены трупосожжения, частичные и вторичные. При раскопках удалось выявить, что погребенных заворачивали в луб, бересту, иногда помещали в дощатые гробы.

В могилы иногда помещалась глиняная посуда, а также орудия труда (ножи, шилья, точильные камни, глиняные пряслица-маховички на веретена для скручивания нитей, костяные проколки и другие предметы).

Украшения и принадлежности женских костюмов составляют наибольшую часть вещей  из погребений пьяноборской культуры. Из них следует отметить височные привески в виде несомкнутых проволочных колец

Довольно  много в женских погребениях  стеклянных бус. В основной массе  они поступали из поздних античных центров Северного Причерноморья  и Северного Кавказа. Женские  костюмы украшались разнообразными накладками из бронзы. Лицевая поверхность многих крупных блях заполирована и украшена узором в виде концентрических кругов и розеток. Возможно, что данные изображения - это символы солнца - обереги. Заслуживают внимания накладки женского костюма в виде прорезных блях. Многие бляхи украшены по краю шаровидными выпуклостями и жгутами.

В числе специфических предметов  пояноборской культуры следует отметить женские поясные застежки в виде эполет .

В III в. н.э. пьяноборский союз племен прекратил существование на Нижней Белой и прилегающих частях р. Камы. Причины этого связаны с неспокойной обстановкой, сложившейся в первые столетия н.э. в результате прихода кочевников, скорее всего, гуннов. Основная часть позднепьяноборского населения отошла на Нижнюю Каму и территорию Волго-Вятского междуречья.

 




Информация о работе Пьяноборская культура