Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:19, доклад
Реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной
жизни. В конце 50-х - начала 60-х годов положение русской науки было
весьма незавидным. Главными носителями науки были университеты, где
наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы.
Некоторые учебные курсы читались на иностранных ( в основном на немецком)
языках, так как профессора не владели русским языком. Русских научных
изданий почти не было, иностранные книги приходили редко и нерегулярно.
По множеству специальностей не было никаких руководств на русском языке.
Даже элементарные пособия зачастую были переводными.
Развитие научной мысли.
Реформы 60-х
годов внесли коренные
жизни. В конце 50-х - начала
60-х годов положение
весьма незавидным. Главными носителями науки были университеты, где
наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы.
Некоторые учебные курсы читались на иностранных ( в основном на немецком)
языках, так как профессора не владели русским языком. Русских научных
изданий почти не было, иностранные книги приходили редко и нерегулярно.
По множеству специальностей не было никаких руководств на русском языке.
Даже элементарные пособия зачастую были переводными.
После французской революции 1848 года были прекращены командировки
русских ученых за границу.
Прекращение живых контактов
наукой резко отрицательно
отразилось на состоянии
В 60-е годы непосредственная связь русских ученых с европейской
научной жизнью была
Петербургской академии наук. В 1862-1863 гг. было отправлено за границу
свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по
всевозможным специальностям.
Молодые ученые регулярно
отчеты, которые публиковались в «Журнале министерств народного
просвещения». Обычно научная командировка продолжалась 2-3 года. В числе
командированных были многие ученые, сыгравшие впоследствии видную роль в
избранной отрасли науки: - филолог А.А. Потебня, историк В. И.Герье,
философ и психолог М.М.Троицкий и др. В 1862 г. К.Д.Ушинский был
командирован за границу и в течение ряда лет изучал постановку женского
образования в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии. Несколько лет
работал в лучших европейских лабораториях И.М.Сеченов.
В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому
университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и
как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и
обществом.
Университетам была возвращена автономия. Расширился объем
университетского образования, появилась научная специализация,
вводились новые научные дисциплины. Так, на медицинских факультетах
впервые были созданы кафедры эмбриологии, гистологии, сравнительной
анатомии, врачебной диагностики, нервных болезней. В 1863 г. в
университетах, были восстановлены кафедры философии, расширена
специализация по психологии.
Естествоиспытателями научные
организовываться в области гуманитарных наук. Одним из первых в этой
области было Санкт-
объединяло широкий круг ученых, деятелей в области народного образования,
ставивших своей задачей содействие научной разработке педагогических
проблем. Среди активных участников общества были К.Д.Ушинский,
Н.Х.Вессель, П.Ф.Каптерев и другие видные педагоги. Члены общества
организовывали филиалы в других городах, руководили педагогическими
курсами, выступали с лекциями в различных аудиториях. В 1871 г. было
создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному
воспитанию детей дошкольного возраста. Результатом его деятельности стали
курсы по подготовке
дошкольному воспитанию и т.п. Петербургское общество положило начало
распространению подобных обществ (называвшихся Фребелевскими по имени их
создателя Ф.Фребеля) в других городах. Фребелевские общества сыграли
важную роль в разработке теории и практики воспитания ребенка
дошкольного возраста, в формировании основ русской детской психологии.
В середине XIX — начале XX в. существенных успехов достигла русская
наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии,
астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом
свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся
ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С.М.
Соловьев, Т.Н. Грановский, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, Н.И. Пирогов,
И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Л. Чебышев, М.В.
Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, Д.И.
Менделеев, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, В.В. Петров, К.М. Бэр, В.В. Докучаев,
К.А. Тимирязев, В.И.
творчество В.И. Вернадского — гения русской науки, основателя геохимии,
биогеохимии, радиологии. Его учение о биосфере и ноосфере в наши дни
быстро входит в различные разделы естествознания, особенно в физическую
географию, геохимию ландшафта, геологию нефти и газа, рудных
месторождений, гидрогеологию, почвоведение, в биологические науки и
медицину. История науки знает
немало выдающихся
направлений естествознания, но значительно более редко встречались
ученые, которые своей мыслью
охватывали все знания о
и пытались дать их синтез. Таковы были во второй половине XV и начала XVI
в. Леонардо да Винчи, в XVIII в. М.В. Ломоносов и его французский
современник Ж.-Л. Бюффон, в конце XVIII и первой половине XIX в. —
Александр Гумбольдт. Наш
строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с этими
корифеями научной мысли, однако он работал в эпоху неизмеримо возросшего
объема информации в естествознании,
принципиально новых техники
методологии исследований. В.И. Вернадский был ученым исключительно
широко эрудированным, он
свободно владел многими
мировой научной литературой, состоял в личном общении и переписке с
наиболее крупными учеными своего времени. Это позволяло ему всегда быть
на переднем крае научных знаний, а в своих выводах и обобщениях
заглядывать далеко вперед. Еще в 1910 г. в записке «О необходимости
исследования радиоактивных минералов Российской империи» он предсказал
неизбежность практического использования колоссальной по своей мощности
атомной энергии. В последнее
коренными изменениями
стал стремительно возрастать интерес к его научному творчеству. Многие
идеи В.И. Вернадского начинают цениться в должной мере только теперь.
Распространение идеи развития в естествознании, создание
эволюционной теории Ч.Дарвина дало мощный толчок развитию естественных
наук. Значительных успехов достигли науки о человеке. Были получены
точные научные данные о строении и функциях различных систем
человеческого организма. Для психологии особое значение имело изучение
мозга и органов чувств
(исследования Г.Гельмгольца,
Успехи естествознания сулили возможность всестороннего познания
человека и расширение возможностей сознательного целенаправленного
формирования его внутреннего мира. Это порождало надежду на научное
решение общественных проблем. Поэтому интерес к естественным наукам и
решению с их помощью
философских,
широк. Изучение естественных наук в эти годы стало привлекать наиболее
многочисленную часть
явление науки двух последних десятилетий есть необычайное усиление и
распространение
деятельность народов
имела никогда. Как бы кто ни смотрел на этот факт, но не признать его
никто не может» - отмечал К.Д.Ушинский. «Успехи общественных наук,
характеризующие наше
и вглубь. Число знаний человека о природе не только увеличивалось в
громадных размерах, но и сами эти знания все более и более приобретают
научную форму».
Особое внимание привлекали науки, могущие дать объяснение природе
самого человека и пролить свет на механизмы высшей формы
жизнедеятельности
Происхождение высших психических функций, физиологические основы
психики - эти проблемы стали предметом широкого обсуждения, вызывали
горячие дискуссии, далеко выходящие за рамки физиологии. «...Каждый
образованный человек
мере, с главнейшими основаниями и общими выводами физиологии» - отмечал
П.Д.Юркевич. «Вопросы о душе, ее изменениях и состояниях, также вопросы
об отношении душевных явлений к телесному организму и к его различным
частям слишком тесно связаны с много численными вопросами о нашем
существовании и нашей
Со всей остротой был поставлен вопрос, кому и как разрабатывать,
психологию, быть ли ей философской или естественнонаучной дисциплиной.
Особое внимание ученых
они надеялись решить ряд принципиально важных вопросов.
Внимание к изучению детства диктовалось также и тем, что
проникновение в психологию ребенка помогало разобраться в психологии
взрослого человека.
Решение ряда философских вопросов, в частности вопроса о соотношении
между высшими формами разума и чувства и элементарными фактами
жизненного опыта, невозможно было без исследований ребенка. Вопрос о
«врожденных идеях», т.е. о том, формируется ли содержание нашего
сознания на основе опыта
или в человеке заложены
идеи, и другие «темные» вопросы философии могли быть освещены или, по
крайней мере, упрощены «благодаря тем открытиям, которые дает нам
история первых лет жизни», - писал французский исследователь Г.Компейре.
Еще одним
источником интереса к
том, что познание
историю умственного развития человечества, пролить свет на сложный путь
формирования человеческого сознания. Возникала надежда понять и пути
формирования социальных чувств и социального сознания человечества.
Исследователей детства интересовала чрезвычайная неприспособленность
ребенка к жизни в отличии от детенышей животных. Он требует длительной
заботы со стороны взрослых. Этот факт имел не только биологическое, но и
социальное значение: слабость
и беспомощность ребенка
развития социальных чувств сострадания к другим людям, ко всему слабому
и беспомощному.
Необходимость разностороннего познания ребенка диктовалась также
потребностями педагогической практики, неудовлетворительным состоянием
как общественного, так и семейного воспитания и обучения. Ученые пришли к
убеждению, что улучшить тему воспитания невозможно без знания
закономерностей детского
Указанные причины, обусловившие широкий интерес к изучению
психического развития ребенка, создали предпосылки для формирования
детской психологии как