Разновидности типов культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 10:25, реферат

Краткое описание

Орудийно-трудовая теория, Ф.Энгельс.
Игровая теория, Й.Хёйзинга, Г.Гадамер.
Символическая теория, Э.Кассирер, К.Г.Юнг.
Психологическая теория, 3. Фрейдом.
Архетипы культуры К. Юнга

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 15.10 Кб (Скачать файл)

Орудийно-трудовая теория, Ф.Энгельс.

Труд – единственный первоисточник  материальной и духовной культуры общества объяснение явлений культурной жизни  с помощью категории трудовой деятельности.

Коллективный характер труда как  условие выживания вида. В процессе трудовой деятельности появилась необходимость  организовать и согласовать совместные усилия (коллективный характер труда  как обязательное условие выживания  вида) возникла потребность в средстве общения – языке.

Орудийно-трудовая теория рассматривает  в качестве основы возникновения  культуры человеческий труд. Эта теория изложена в работе Ф. Энгельса “Роль  труда в процессе превращения  обезьяны в человека” (1873—1876). Анализируя данные исследований множества ученых, он делает вывод, что становление  человека непосредственно связано  с его способностью к целенаправленной деятельности, результаты которой позволяют  ему выделиться из животного мира. Наиболее полно и последовательно  эта теория разработана в марксистской традиции. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, труд сделал обезьяну человеком, ибо  в процессе трудовой деятельности, в связи с необходимостью организовать совместные усилия и согласовать  их, возникла потребность в средстве общения. Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу человека в совершенно иное качество. В конечном счете труд породил культуру. На первый план в данной концепции выступают социальные отношения, связывающие участников общественного объединения, и необходимость регламентации этих отношений. Социальная концепция близка к этологическим представлениям о характере объединения животных в природе также для какой-то цели. Однако качество объединения, а также качество и характер знаков, которыми обмениваются между собой участники, существенно различаются у животных и у людей.

Однако орудийно-трудовая теория не способна объяснить некоторые факты, касающиеся возникновения культуры. Содержание культурных ценностей, норм, традиций, верований, произведений искусства  у разных народов различны, хотя при этом характер трудовых операций, орудия труда, их функции практически  одинаковы или даже полностью  совпадают.

Игровая теория, Й.Хёйзинга, Г.Гадамер.

Культура возникает как реализация человека играющего. Состязательный характер игры. Целый ряд исследователей развивает  игровую концепцию, согласно которой  культура возникает как реализация “человека играющего”. Данная идея легла в основу теории голландского историка культуры И. Хёйзинги, который посвятил ее развитию работы “О границах игры и серьезного в культуре” (1933) и “Homo ludens” (1950). Хёйзинга рассматривает природу и значение игры как культурного феномена, выражение этого понятия в языке; так, мы говорим об игре света, игре мыслей, что отражает понимание игры как специфической организации. Хёйзинга анализирует соотношение игры и состязания, игры и войны, игры и науки, игры и поэзии (искусства), в связи с чем рассматривает так называемые игровые формы философии и искусства. Он также рассматривает феномен игры и в историческом ракурсе, анализируя смену культур и эпох с точки зрения игры и вскрывая игровой элемент современной культуры. Так, например, можно с позиции игры рассматривать популярное сегодня понятие имиджа как обозначение явления, уведенного от сущности и даже противоречащего ей с некой определенной целью.

 

Символическая теория, Э.Кассирер, К.Г.Юнг.

Сознание связано с символами, через которые оно оформляет  свой опыт общения с миром. Символ – исходная форма культурного  выражения мира. О символической  природе культуры говорят в своих  теоретических построениях Э. Кассирер, К.Г. Юнг. О символических “шифрах” пишет М. Хайдеггер. Сознание по своему происхождению, по своей природе связано с символами, через которые оно “оформляет” свой опыт общения с миром и его освоения. Символ связывает бытийность и рефлексивность в функционировании сознания и осуществления деятельности. Символ, в отличие от слова, относится не к предмету, а к означению его смысла, который выделяется на основе деятельности путем ее рефлексии. Как считает П.А. Флоренский, именно через символ осуществляется трансформация идеи в инструмент и инструмента в идею. Через символ происходит одухотворение вещи, т.е. открытие за ее предметным планом плана ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Символы сознания воплощают интегрирующую функцию по отношению к уровням сознания; “систематизация” сознания и его деятельности непосредственно отражается в культурном проявлении человека, означая развитие нового уровня взаимодействия человека с миром.

Психологическая теория, 3. Фрейдом.

 дает другой ракурс проблемы. По его мнению, культура появляется  при подавлении первичных влечений  и инстинктов (либидо и мортидо) с помошью норм и запретов. В результате происходит ограничение агрессивных, разрушительных форм поведения, доставшихся пралюдям от их обезьяньих предков. Можно сказать, что культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Сублимация энергии неудовлетворенных влечений рождает все существующие сегодня культурные формы — искусство, религию, философию, науку и т.д., а также все материальные и духовные ценности. Однако, как известно, культура, запрещая агрессивные влечения, часто сама создает условия для их появления.

Архетипы культуры К.Юнга

Если представители концепций, основанных на теории культурно-исторических типов, стремились выделить «локальные»  структуры, «локальные цивилизации», которые  бы не имели общего субстрата. То швейцарский  психолог Карл Юнг (1875–1961) и его последователи выдвигали предположение об универсальном содержании, скрытом в любой структуре из психобиологического единства человечества.

 

 

 

Из сферы бессознательного Юнг  выводит архетипы культуры (психические  структуры коллективного бессознательного), которые представляют собой вневременные схемы, согласно которым формируются  образы, мысли и чувства людей, храниться коллективный исторический опыт выраженный в мифах, символических изображениях. Сама история человека коренится в бессознательном. Гармония сознания и бессознательного создает здоровые и духовно богатые личности. По Юнгу творческий процесс складывается из бессознательного одухотворения архетипа и его развертывание и оформление в созданном произведении.


Информация о работе Разновидности типов культуры