Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:54, реферат
Религия, выступая в качестве важного элемента любой культуры, сама обладает всеми признаками самостоятельной культурной системы, включающей самые разнообразные элементы - от организаций и идеологий до ритуалов, одежды и даже системы питания. Религия - это система верований, ценностей и поведенческих образцов, способствующих осмыслению людьми мира и деятельности в нём, которая, во-первых, формирует духовное измерение, духовное пространство этого мира, во-вторых, задаёт людям контекст высшего смысла, то религиозная культура человека - "программа", определяющая религиозное мировоззрение человека и характер его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Религия и культура…………………………………………………………4-6
Функции и структура религии. Типология религий……………………7-17
Религия как способ передачи общечеловеческих ценностей…………18-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………21
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Сибирский государственный
индустриальный университет
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: "Религия в контексте культуры "
Проверил: старший преподаватель кафедры истории Соловьёва Т.Б.
Выполнил: студент группы КЗМХЖ - 09 Сосновский А.Н.
г. Новокузнецк, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Слово "религия" происходит
от латинского religare - "связывать".
В этом слове содержатся прямо противоположные
смыслы: можно связывать, соединяя дух
человека и Бога, но ведь и путами тоже
можно связывать. Отец Александр Мень,
обратив на это внимание, писал, что человек,
вступая в мир религии, решает для себя
дилемму полноты бытия и рабского сознания.
Религия, выступая в качестве важного элемента любой культуры, сама обладает всеми признаками самостоятельной культурной системы, включающей самые разнообразные элементы - от организаций и идеологий до ритуалов, одежды и даже системы питания. Религия - это система верований, ценностей и поведенческих образцов, способствующих осмыслению людьми мира и деятельности в нём, которая, во-первых, формирует духовное измерение, духовное пространство этого мира, во-вторых, задаёт людям контекст высшего смысла, то религиозная культура человека - "программа", определяющая религиозное мировоззрение человека и характер его деятельности. Лучшим определением личной религии является наличие пространства священного в структуре личности, а главный признак институциализированной религии - различие между священным и профанным.
Конкретные формы духовного измерения (или духовного пространства) могут быть различными даже в рамках одной и той же традиции.
1. Религия и культура
Религия – это один из важнейших факторов человеческой истории. В зависимости от разных взглядов, можно утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, а можно доказывать, что без неё человек был бы лучше и совершеннее. Религия - реальность человеческой жизни, именно так и следует её воспринимать.
Роль религии в жизни
конкретных людей, обществ и государств
неодинакова. Достаточно сравнить двух
человек: одного - живущего по законам
какой-либо строгой и изолированной
секты, а другого - ведущего светский
образ жизни и абсолютно
В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и вероисповедания отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д.
Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ёе роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна. Религиозная картина мира утвердила позитивное отношение к миру, помогла человеку стать человеком, преодолеть внутреннюю борьбу, страсти утратили характер порочности, разум, научившись их контролировать, обратился к реальной жизни. Христианское учение способствовало утверждению единой для всех людей справедливости, истины, побуждая к преодолению враждебности и нетерпимости, к преодолению противоречий между людьми на основе терпимости и милосердия. Взаимодействие души и тела перестало носить характер борьбы и характер связи с понятием бога изменился. Развитие и укрепление человеческого разума по-новому проявило двойственность мышления, как противопоставление субъекта и объекта, духовной и материальной субстанций, в этом противопоставлении понятие бога полностью совпадало с духовной субстанцией и стало утрачивать объединяющую роль. В основных своих чертах религиозная система представлений сохранилась до настоящего времени как идеалистическая, несмотря на развитие рационального мышления, рост авторитета науки, накопление огромного количества знаний о человеке и окружающем мире. Этот факт сам по себе требует объяснения.
В философии на уровне развития рационального мышления идея единства нашла наиболее полное выражение в системе Гегеля, где бог — высший разум, абсолютный дух, опосредствованный конечным миром. В этой системе истинность бога и неистинность мира диалектически связаны: «основным определением идеальности должна быть реальность, а основным определением реальности — идеальность».
Религиозная иерархия представлений сохраняется в идеалистической иерархии, где дух — первичен по отношению к природе, человек и окружающий его мир дуалистически разделен на душу и тело, на сознание и материю, на субъект и объект, единство конечного мира вынесено за его пределы к абсолютному духу, как единство духа с самим собой. В иерархии духа и природы связь отнюдь не диалектическая, а идеалистически односторонняя, но дуалистические противоположности максимально сближены: дух не существует вне реального мира, являясь его сущностью.
Противостояние дуалистических
представлений о
2. Функции и структура религии. Типология религий.
Структурируя
1. Ценностно-нормативная, или аксиологическая, функция задаёт личности и обществу нормы морали и нравственности, поскольку в религиозных учениях сконцентрирован нравственный опыт человечества.
2. Психологическая функция
способствует самоутверждению
3. Онтологическая функция
помогает человеку обрести
4. Социальная культура. Как
отмечал Э.Дюркгейм, религия отвечает
важной социальной потребности
обеспечения солидарности в
5. Идеологическая функция
оказывает влияние на верующих
не только в рамках церковной
организации, но и через
6. Символическая функция
играет ключевую роль в
В первобытном обществе культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, то есть её нерасчлененность на отдельные формы. Все стороны духовной культуры существуют в синтезе и они настолько переплетены, что только условно можно говорить отдельно об изобразительном искусстве., танце, пении, мифологических и магических представлениях. В области социальных отношений господствовал родовой строй.
Универсальной формой духовной
жизни первобытных людей
Первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Религия - один из социально-исторических типов мировоззрения. С развитием человеческого общества связано появление и развитие религии. Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40000 тысяч лет назад, когда появился человек разумный.
Тотемизм («род» на языке индейцев) - вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением, которые являются тотемом. Животное или растение считались предками людей, от которых магическим способом зависит существование рода и каждого человека.
Фетишизм («идол», «талисман» от франц. слова) - это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека. Фетишем мог стать любой природный предмет(камень, дерево и т.п.) или предметы, специально изготовленные для этих целей в виде идолов, амулетов. В них видели опредмеченных носителей сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков, тотемов.
Анимизм («душа», «дух» от лат.) - вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. В этот период зарождаются представления о душе и её бессмертии.
Магия - обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов). Магия представляет собой совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими действиями (жестами, манипуляциями с вещами, словесными заклинаниями) скрывается духовное, мистическое содержание. У охотников и рыболовов эпохи неолита особенно в северных тундрах и лесах был распространен шаманизм. Целитель и заклинатель шаман с помощью своих ритуалов посредничал между духами и людьми. Кроме того, существовало понятие «табу», связанное с первобытной культурой (строгий категорический знаковый запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение которых влечет за собою строгое наказание со стороны данного коллектива, причем даже сам ослушник может сурово себя наказать). Как отклик этого, сохранились своеобразные табу в современных религиях: пост у христиан, священные животные в индуизме, кошерная кухня в иудаизме. Первоначальные формы религии частично сохраняются и сейчас. Часть из них была включена в оформившиеся гораздо позже религии, часть считается предрассудками и суевериями. Так, крест и иконы в христианстве и «черный камень» в исламе- обращение к фетишизму. Запрет определенной еды, изображение святого духа у христиан в виде голубя- наследие тотемизма. Вера в домовых, ангелов, нечистую силу сохранились со времен анимизма. Магические действия лежали в основе культовой практики всех религий.
В каждой религии можно выделить составные части:
1. Вера в Бога (или богов); вера- главный признак религии. Это мистическая составляющая, объединяющая все, относящееся к ощущению и пониманию связи человека с Бесконечным.