Религия как форма культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:52, контрольная работа

Краткое описание

Если говорить о культурологи – теории культуры – это комплексная гуманитарная наука. Формирование ее выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.
Культура – очень сложный фактор человеческого бытия. Это не только теоретическая , но и практическая проблема, которая с особой остротой встает сегодня перед мировой цивилизацией.

Содержание

1. Введение……………………………………………..3

2. Культурная форма………………….……………….3

3. Основные элементы религии……………………….4

4. Функции религии………………………………..…….5

5. Религиозные направлении ...........................................7

Заключение…………………………………………………..8

Список использованной литературы…………………….9

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по культурулогии.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Уральская Государственная 

Юридическая академия

 

 

Регионально-заочный  факультет

 

 

 

Кафедра философии  и социологии

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 по предмету: Культурология

на тему «Религия как форма культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила: Студентка 1 курса

 Сотникова И.И

 Группа №102, тел. 89028757836

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2009

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Введение……………………………………………..3

 

2. Культурная  форма………………….……………….3

 

3. Основные  элементы религии……………………….4

 

4. Функции религии………………………………..…….5

 

5. Религиозные  направлении ...........................................7

 

Заключение…………………………………………………..8

 

Список использованной литературы…………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

Если говорить о культурологи – теории культуры – это комплексная  гуманитарная наука. Формирование ее выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.

Культура – очень  сложный фактор человеческого бытия. Это не только теоретическая , но и  практическая проблема, которая с  особой остротой встает сегодня перед  мировой цивилизацией.

И сегодня так много  людей на нашей земле, много разных народов, национальностей и у каждого своя культурная форма. Нельзя культуру назвать сводом каких-то правил, традиций, устоев, религиозных обычаев, но культура есть что-то большее. Интерес к культуре в наши дни определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. Многие теоретики связывают судьбы мира с философскими постижениями культуры в целом или культуры отдельного народа в частности.

И изучая предмет культурологи я отметила, что культурные формы разные и в этой работе поговорю о религии как культурной форме.

Культурная  форма

Понятие культурной формы  используется в культурологической литературе неоднозначно. С информационно-семиотической  точки зрения формы культуры –это формы человеческой деятельности , в которых существует, сохраняется и развивается информационно-знаковое содержание общественной жизни. Культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны. И если рассматривать культурное пространство под которым понимается пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом, в масштабах всего

3

человечества, можно выделить относительно автономные области  национальные культуры, региональные культуры, цивилизации. Это наиболее крупные типы культурных форм.

У разных народов и  в разные исторические периоды их существования складываются различные  культурные формы, в которых люди находят средства для удовлетворения своих потребностей.

И одна из таких форм -  религия. Конечно культурные формы не изолированы друг от друга. Они взаимодействуют между собой, могут быть составными частями других. Однако всякая культурная форма имеет свои отличительные признаки, которые составляют ее специфику и с большей или меньшей определенностью выделяют ее среди других форм.

Основные  элементы религии

Религии – это одна из своего рода форм культуры, это то, где люди находят средства для  удовлетворения своих потребностей.

Одной из важнейших черт религии является то, что она все связанное с нею делает священным. Ее символы, реликвии, храмы – это святыни, ее положения – святые истины, ее наиболее отличившиеся приверженцы причисляются к лику святых, ее служители, отправляющие религиозные обряды, - священнослужители, священники. Священность. Святость есть понятие, которое относится к вещам возвышенным, заветным, исключительно важным, необычайно почитаемым. Поругание святынь – святотатство – люди считают ужасным грехом. Недопустимым проявлением безнравственности.

Элементы, которые характеризуют сущность религии:

- Вера в  Бога (или богов). Это главный признак религии. Без богов религии нет. В разных религиях – разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них. Во-первых. Бог есть личность, субъект, существо. Во-вторых, Бог есть существо: а) разумное, б) бессмертное, в) обладающее сверхъестественными способностями, г) непостижимое для человека. У Бога

                                                      4                                                                       же- есть бесконечный разум, бесконечные способности, бесконечная жизнь.

- Эмоциональное  отношение к Богу. Указанное выше сходство человека и Бога делает возможным человеческое общение с Божеством. Поскольку Бог есть существо, подобно человеку обладающее разумом, с ним можно говорить, к нему можно обращаться с молитвой, его можно просить, убеждать. Верующий относиться к Богу эмоционально – с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния, и человек верит, что Богу тоже свойственны эмоции.

- Вероучение. Во всякой религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования ( Библия, Коран)

- Религиозный  культ. Поклонение Богу выражается в посвященных Ему обрядах и ритуалах. Во всех религиях от верующих , как правило требуется личное обращение к Богу с молитвами, участие в коллективных богослужениях. Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты – это символический язык, на котором происходит диалог человека с Богом.

- Организация верующих. Религия по природе своей коллективна. Любая религия сплачивает единоверцев, объединяет их индивидуальные «Я» в некое единое «мы». Коллективное отправление культа способствует укрепление единой веры.

 

Функции религии

Вырастая из мифологии, религия наследует от нее основополагающее место в культуре. Вместе с тем в обществе развитом, где существуют искусство , философия. Наука, идеология, политика, право, религия становится их общей, систематизирующей духовной основой. Отсюда вытекает особая роль религии в обществе, которую она выполняет вплоть до нашего времени.

Можно выделить следующие  функции, в которых проявляется  роль религии как фундаментального фактора общественной жизни.

5

  1. Душеспасительная функция (по отношению к личности). Повседневная жизненная суета затягивает людей в вереницу практических дел и ведет к утрате духовных интересов, к подавлению личности. Религия же отрывает человека от повседневности. Она дает ему пищу для размышлений и для высоких чувств, заставляет «остановиться  оглянуться», задуматься о смысле жизни, о «спасении души».
  2. Духовная функция ( по отношению к культуре). Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все культуры и объединяет их вокруг себя. В культуре, возникающей на базе определенной религии, все существующее получает единое объяснение и обоснование. Искусство использует религиозные темы. Философия и наука исходят из освященных представлений о Боге, природе, обществе. Основой культуры становится единый религиозный менталитет, который определяет образ мышления и поведения людей во всех их делах.

Религия является общедоступной  формой духовного развития людей. Занятия искусством , философией, наукой требует серьезной подготовки, образования и времени. Религия же общедоступна. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху Средневековья. Однако всевластие религии над культурой и духовным развитием людей ограничивает свободу мысли. В Средние века вольнодумцы считались опасными еретиками. В настоящее время наука строит свое знания независимо от религии. Господство религии сдерживает свободу художественного творчества, сужает тематику произведений искусства. А иногда ставит под запрет целые его отрасли.

  1. Мирская функция ( по отношению к обществу). Религия выступает, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей. Внедряя в их сознание общие для всех нормы

6

поведения. Как правило, распространение в стране определенной религии поддерживается господствующими в обществе силами. Государство обычно использует ее для освящения, обоснования и укрепления власти.

Религиозные направления:

Три мировые религии:

-буддизм

-христианство

-ислам

Культура  каждых из этих направлениях развивалась  по разному. И в каждом направлении  есть свои отличия, которые очень  значимы для людей исповедующих эти религии.

И нельзя сказать, что они какие-то неправильные, просто у каждого своя культура и свои особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Заключение

Роль религии  по отношению к личности, культуре и обществу нельзя однозначно, как  говорят многие культурологические учебники, оценивать как положительную  или отрицательную. Но мое мнение, что религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Каждый человек сам в праве выбирать в кого ему верить, в какую Церковь ходить, какую религию исповедовать. Одно условие — не навязывать людям силой свои убеждения. Это нарушает права и свободы граждан. За агитацию сейчас наказывают.У каждого есть свобода и самостоятельное рассуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

Список использованной литературы

 

  1. «Культурология» А.С. Кармин, Е.С. Новикова 2008 г. Москва
  2. «Культурология»  учебник для вузов 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


Информация о работе Религия как форма культуры