Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 15:10, реферат
Римская культура впитала в себя многие достижения Древней Греции, творчески переработав этот богатый материал. Однако Рим до завоевания Эллады уже испытал влияние этрусской культуры, поскольку вырос на земле, где существовала собственная древнеиталийская культура, начало которой восходит еще к 3 тыс. до н.э.
Римляне, как и греки и этруски,были язычниками. Но их религия и художественная фантазия были прозаичнее греческих. А мировосприятие – более практичным и трезвым
Римская культура впитала в себя многие достижения Древней Греции, творчески переработав этот богатый материал. Однако Рим до завоевания Эллады уже испытал влияние этрусской культуры, поскольку вырос на земле, где существовала собственная древнеиталийская культура, начало которой восходит еще к 3 тыс. до н.э.
Римляне, как и греки и этруски,были язычниками. Но их религия и художественная фантазия были прозаичнее греческих. А мировосприятие – более практичным и трезвым. Римские мифы по своему содержанию и глубине идей уступают греческим. Некоторые исследователи склонны считать их компиляцией мифического гения греков. Несомненно, то, что дошло до нас через Вергилия, Овидия, Ливия, Сенеку, несёт на себе эллинскую печать. Однако подобное можно объяснить не только заимствованием у греков, но и близостью их происхождения и некоторой общностью исторического пути. Тем не менее, мифы римлян достаточно самобытны, отчасти они являются смесью мифов различных италийских племён. В них повествуется о древних богах, о возникновении Рима, о его истории. Римские мифы ближе к исторической легенде. К числу любимых римлянами мифов относят повествования о Юпитере, Янусе, Марсе, Вертумне и Помоне, пенатах, ларах, ореев. В римском сознании глубоко укоренились мифы об Энее, Ромуле и Реме, Нумиторе, Рее Сильвин, о двенадцати веках существования Рима, о семи царях Древнего Рима.
Римская литература– феномен более поздний, проявивший себя в III веке до н.э. В значительной степени она была подражанием эллинской литературе. Как отметил А.Ф. Лосев, римская литература являла собой расширенный, углубленный эллинизм, в котором органически соединились универсализм и индивидуализм; грандиозность, возвышенность, достоинство; риторика и динамика изображения соединялись с беспощадной трезвостью оценок, деловым подходом к жизни, страстностью чувств и натурализмом. Однако римские литераторы были не просто эпигонами или адептами греков, их творчество было весьма оригинальным и зрелым.
В жанре поэзии блестяще проявили себя многие римские литераторы. Среди них Вергилий, сочинивший “Энеиду”, которую римляне сравнивали с гомеровской “Илиадой”. Даже своей темой эта поэма как бы продолжала события, описанные греческим аэдом. Он же сочинил “Георгики” и “Буколики”, в которых воспевается труд и быт человека. Другой поэт Овидий, автор “Метаморфоз”, “Любовных элегий”, “Науки любви”, “Лекарств от любви”, “Скорбных элегий” проявил недюжинный талант в знании мифологии, человеческих чувств, нравов своей эпохи.
Рим подарил миру великолепную плеяду лириков – Катона, Катулла, Горация, Проперция, Тибулла; сатириков – Мениппа, Горация, Ювенала; мастера эпиграммы – Марциала; прозаиков – Петрония (автора “Сатирикона”), Апулея, написавшего “Золотого осла”. В Риме широкое распространение имел жанр исторической прозы (Юлий Цезарь, Катон Старший, Саллюстий, Тит Ливий).
Архитектура Древнего Рима характеризуется развитием градостроительных идей, в основе которых лежала строгая планировка, созданием общественных мест нового типа – форумов. Форум – тип общественной площади, место деловой, торговой, политической жизни великого города. Здесь размещались основные общественные здания: сенат, суды, архив, главные храмы, трибуны. Здесь ставили прижизненные и посмертные статуи прославленным горожанам и полководцам Рима. Греки и этруски знали арку и свод. Но только в Риме эти архитектурные формы получили законченное развитие.
В отличие от греческой архитектуры римская была более прагматичной. Не случайно известный римский зодчий Витрувий, сформулировавший три основных требования к архитектуре, на первое место поставил пользу, затем прочность и красоту. Греки же краеугольным камнем считали красоту. Впрочем, римляне любили богатое убранство и пышную отделку зданий. Они уделяли большое внимание не только строительству храмов, театров и зданий общественно-политического назначения. Для них важное значение имели и жилые дома, и виллы, и термы (бани), и мосты, и акведуки (водоводы), и дороги, и многое другое. Своеобразие архитектуры римлян также состоит в том, что они предпочитали строить на равнине и в низинах, а не на возвышенностях как греки.
Римская культура и искусство, несмотря на близость и преемственность греческой культуре, во многом отличалась от последней. Мировосприятие римлянина совсем иное: сильно объединяющие народное самосознание, пробудившееся сначала на основе гражданственности; практичность и прозаичность сознания, без излишней художественной фантазии и идеализации.
Утилитарность мышления проявилась прежде всего в архитектуре. Вслед за этрусками римляне строили, прежде всего, дороги, водопроводы-акведуки, мосты.
Римский скульптурный портрет – одно из величайших достижений римской художественной культуры. Римские мастера не только старались создать красивый, абсолютно совершенный образ, сколько сделать его приближенным к действительности, передать в нём многообразную гамму качеств, свойств характера его реального носителя. Достаточно сказать, что статуи многих императоров, консулов, полководцев, знатных римлян вовсе не блещут красотой. Но ведь и сами эти люди не обладали ею. Они же не отличались и мощным телосложением. В смысле реализма произведений, их историчности, римские ваятели были ближе к истине.
Причины кризиса античной культуры:
1.Политический кризис. Во 2 веке нашей эры Римом правили уже не императоры, а солдаты, избираемые большинством. Началась так называемая «эпоха солдатских императоров». Эти новоиспеченные престолодержатели стремились не упрочить и восстановить былую мощь державы, а, наоборот, крали и растаскивали казну, облагали народ все новыми налогами. Даже произошло невероятное событие – в конце 2 века императорский престол был пущен на продажу с публичного торга. В итоге император Феодосий разделил империю на две части – Западную и Восточную.
2.Экономический кризис. Во-первых, в это время происходит спад производства. Рим был переполнен людьми, разорившимися или не желающими работать. Большинство предпочитало жить в качестве нищих и бродить, предаваясь праздности и лени, тем более что государство было обязано их кормить. Главный девиз того времени: «Хлеба и зрелищ». Во-вторых, прежняя экономическая система себя уже исчерпала. Происходит переход к феодализму. В результате многочисленных войн завоеванная территория часто становилась частной собственностью. Как следствие – появляются крупные землевладельцы и мелкие, которые еще больше мельчают, т.е. идет становление 2 сословий: богачи и бедняки. Это говорит о том, что античный рабовладельческий строй заканчивает свое существование.
3. Идеологический кризис. Время поздней империи – нравственное падение и обнищание нравов. Прежних ценностей – патриотизм, доблесть, воинская служба, героическая смерть на поле – боя уже не существует. Изнеженные в роскоши и праздном времяпровождения патриции совсем не хотели воевать и погибать нелепой смертью. Римляне этого времени – не храбрые воины, а люди, привыкшие к красоте и изнеженности. Все покупается и продается. На смену прежних ценностей приходят совсем другие: роскошь, алчность, раболепие, разврат и распущенность.
Кроме того, происходит и смена религиозных представлений древних римлян. Прежняя языческая вера в многочисленных античных богов уже не отвечала духу времени и чаяньям народа. Старые боги, не слышащие молитвы, насылают еще большие беды и несчастья: землетрясения, извержение вулкана Везувий, чума, жесточайшие набеги варваров. В это тяжелое для римской империи время появляется новая для римлян религия – христианство, зародившаяся в провинциальной Иудее, которая очень быстро распространяется по империи, находя все больше приверженцев.
В 380 г император Феодосий провозглашает христианство официальной религией Римской империи, что способствует становлению новых ценностей и нравственных устоев.
В середине 3 века варвары начинают вторжение в римские провинции. В 410 г Рим завоевывают варвары-вестготы под предводительством короля Одоакра, а в 476 году Римская империя окончательно пала.
Начинается новая страница истории культуры – Средневековье.
Литература:
1. Античная литература.М.:Че Ро, 1997.
2. Богомолов А.С. Античная философия. М.:Изд-во МГУ, 1985.
3. Геродот. История. Л.: Наука, 1972.
4. Горохов В.Ф. Культурология. М.: МИФИ, 2001.
5. Культура Древнего Рима. В 2-х т. М.: Наука, 1995.
6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.
7. Ливий Тит. История Рима от основания города. В 3-х т. М.: 1994.
8. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996.
9. Павсаний. Описание Эллады. В 2-х т. М.: Ладомир, 1994.
10. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: 1994.