Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 02:59, контрольная работа
Народным традициям отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и, в то же время, звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у населения высокой художественной культуры. Знание культуры своего народа позволит осознать специфику творчества и культуру других народов.
Введение ……………………………………………………………………………3
Традиция и ее роль в жизни социума………………………………………4
Понятие и сущность фольклора…………………………………………….9
Роль народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии…………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………23
Список используемой литературы………………………………………………..24
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………………3
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение.
Народные традиции – уникальная самобытная культура наших предков, осознаются современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Традиции народа,
представляя собой
Народным традициям отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и, в то же время, звучным голосом современности.
Внедрение элементов фольклора в практику эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у населения высокой художественной культуры. Знание культуры своего народа позволит осознать специфику творчества и культуру других народов.
1. Традиция и ее роль в жизни социума
Традиции (от лат. traditio — передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. Особенно широка их сфера в архаических и докапиталистических обществах. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии. Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органичной частью собственного культурного традиционного комплекса. Традиции образуют "коллективную память" обществ и социальных групп; обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существенное влияние на интерпретацию и использование общенационального культурного наследия. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. В дифференцированных обществах существует также множество разнообразных временных ориентации, устремлений на ту или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве "подлинно" традиционной и образцовой. Отсюда множественность и противоречивость традиционных культурных форм и их интерпретаций. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается). Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений.
Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Эти функции традиция осуществляет следующим путём: традиции обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.
Идейным содержанием,
формулой традиции выступает
непосредственно норма или
Традиции также производят и воспитательное действие на человека, они формируют сложные привычки - определённую направленность поведения. Сложная привычка - это активная форма отражения требований жизни; в любой ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею направленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка. На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Традиции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного.
Традиция прямо и непосредственно
С реакционными традициями, как правило, несущими открыто выраженную враждебную идею, можно успешно бороться средствами прямого идейного воздействия. Каждая из таких, например, реакционных традиций, представляющих собой пережитки прошлого в сознании части наших людей, как национализм, карьеризм, стяжательство, тунеядство, имеет свой набор взглядов, воспринимаемых частью молодёжи от некоторых представителей старшего поколения. Но взгляды скрываемые человеком, обязательно проявляются в его поведении, что и помогает окружающим бороться с их носителем, дабы они не распространились на других людей. В преодолении реакционных традиций огромную роль играет критика их идейного содержания, убедительный показ их несостоятельности и некомпетентности.
Традиция - это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъектов культуры.
Традиционные формы деятельности и поведения ориентированы не на достижения определённой цели, а на повторения заданного образца или стереотипа, в этом смысле традиция обеспечивает устойчивость любого социума. Преклонение перед традицией её культуры, это характерные черты таких обществ и культур, которые различаются традиционными чертами культур, в наибольшей степени обладают первобытные, азиатские и патриархальные социальные формы. Их особенностью является нетерпимость ко всяким новшествам в механизме традиций. А также сохранение и укрепление соответственного общественного порядка, нетерпимость даже к малейшим проявлениям индивидуализма и духовной самостоятельности.
Очевидно, эти черты в наибольшей степени были присущи другим культурам таким, как культуры Индии, Японии, Китая и д.р. Характерная особенность традиционных культур является их, так называемый антиисторизм, отрицание возможности исторического развития и какого-либо изменения вообще. Время в традиционных обществах как бы свёрнуто в кольцо, то есть происходит вращение по кругу.
Традиции как один из основополагающих аспектов нормального социокультурного развития необходимо отличать от традиционализма, составляющего идеологию и утопию некоторых государств и социальных движений.
Для понимания сущности традиций важно:
1) наличие некоего
положительного жизненного
2) способность человека
воспринимать опыт других
Следовательно, базисным качеством человека в плане возникновения традиций является его восприимчивость к опыту других. Объединение содержания пунктов первого и второго делает традицию способом накопления всем человечеством или отдельными его сообществами опыта обеспечения и поддержания своей жизнедеятельности. При этом данный опыт становится действенным благодаря тому, что усваивается множеством индивидов. Иными словами, традиционное — это то, что воспринято и воспроизводится множеством индивидов.
Традиции имеют отчетливо выраженный
двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными
высказываниями. В традициях аккумулируется
предшествующий опыт успешной коллективной
деятельности, и они являются своеобразным
его выражением. С другой стороны, они представляют
собой проект и предписание будущего поведения.
Традиции — это то, что делает человека
звеном в цепи поколений, что выражает
его пребывание в историческом времени,
присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое
и будущее. Традиционным становится далеко
не все из жизненного опыта человечества,
а лишь то, что способствует наиболее успешному
течению жизни в тех или иных (конкретных)
условиях. Изменяются условия жизни —
изменяются и традиции. В той же части,
в которой традиции связаны с самой природой
человека, у них есть нечто неизменное
во времени и общее для представителей
самых различных культур и цивилизаций.
Следовательно, характер традиции определяется
жизнедеятельности людей, а последний
вытекает как из характера базисных и
вторичных потребностей, так же из условий
их удовлетворения. Поэтому традиция —
общечеловеческое явление, а совокупность
конкретных традиций определяет самобытность
данного сообщества.
Традиционная народная культура универсальна.
Она определяет все аспекты жизнедеятельности
человека: уклад жизни, формы хозяйственной
деятельности, обычаи, обряды, регулирование
взаимоотношений членов сообщества, тип
семьи, воспитание детей, характер жилища,
одежды, питания, совоение окружающего
пространства, отношение с природой и
миром, верованием, знанием языка.
Понятие традиция является одним из немногих вокруг которого сложились устойчивые, но противоположные по содержанию представления.
Таким образом, система традиций любого народа это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.
2. Понятие и сущность фольклора.
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.
Фолькло́р (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.
По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:
1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;
2. фольклор как комплекс явлений
традиционной духовной
3. фольклор как явления
4. фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;
5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.
Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе – прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.
Информация о работе Роль традиций и фольклора в праздничной культуре