Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:45, доклад
XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.
Русская Культура XVII в.
XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.
Литература
В литературе XVII столетие – время отмирания многих незыблемых традиций. Книжное письмо считалось слишком серьезным и священным, чтобы заниматься развлекательными выдумками, для этого существовали устные «побaсенки». Теперь же сфера литературного творчества расширяется, во многом за счет фольклора.
Появляются произведения,
герой которых – мелкий служилый
дворянин или купец. Относительно этих
безвестных персонажей вымысел считался
допустимым. Похождениям дворянского
сына посвящена «Повесть о Фроле
Скобееве», отличающаяся занимательностью
повествования, напоминающего сюжеты
средневековых
Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» – произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей.
Серьезная, «высокая» литература XVII в. представлена сочинениями, посвященными более традиционным для древнерусской культуры темам. Большой отклик вызвал кризис Смутного времени. Самыми яркими из произведений, описывающих этот сложный для истории России период, являются «Сказание» Авраамия Палицина, отразившее взгляд непосредственного участника событий, во многом пристрастного, но умного и наблюдательного и содержащая официальную точку зрения «Летописная книга», написанная князем И. М. Катыревым-Ростовским в 1626 г.
Представителем придворного
направления в литературе был
воспитатель детей царя Алексея
Михайловича, выпускник Киево-Могилянской
академии Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович
Ситнианович-Петровский, 1629–1680). С именем
Полоцкого связано появление
в литературе новых жанров – силлабической
поэзии и драматургии. Симеон выступает
в качестве первого придворного
поэта. Его стихи – торжественные,
несколько тяжеловесные, явились
прообразом хвалебной оды. В центре
композиции образ царя-самодержца,
являющегося живым воплощением
политического могущества и славы
России («Орел Российский»). Помимо
панегирических сочинений, Симеон Полоцкий
писал вирши на самые разнообразные
темы. Будучи сторонником просвещения,
многие свои произведения он посвящал
обличению разнообразных
К тому же направлению может быть отнесено творчество хорвата Юрия Крижанича (1618–1683), прибывшего в Россию в 1659 г. Европейски образованный человек, магистр философии, в своем фундаментальном трактате «Беседы о правлении» он большое внимание уделил «политической мудрости». По мнению Крижанича, наиболее предпочтительная форма правления – «самовластие», при этом он считал, что правитель должен быть мудрым человеком и окружать себя умными советниками. В этом Крижаничу виделся залог покоя и согласия в стране.
Просвещение
Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения носят не только количественный, но, что очень важно, качественный характер: на смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие учебные заведения. Крупнейший деятель отечественной культуры Епифаний Славинецкий (?–1675), переводчик, поэт и публицист создал школу при Кремлевском Чудовом монастыре. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая значительную организующую и воспитательную роль в развитии отечественной культуры.
Возглавляли Академию греческие монахи, выпускники Падуанского университета братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии. В конце столетия (1692 г.) появляется иллюстрированный букварь Кариона Истомина, известного также своими поэтическими произведениями, продолжавшими панегирическую традицию Симеона Полоцкого. Букварь был снабжен картинками, подобранными по хорошо знакомому современному человеку принципу: изображение буквы пояснялось изображениями предметов, название которых с нее начиналось.
Ярким примером обмирщения русской культуры может служить трансформация, которую претерпел житийный (агиографический) жанр. Возникают жития, значительно отступающие от сложившегося трафарета: таково, например, «Житие Юлиании Лазаревской» (Ульянии Осорьиной), написанное ее сыном, муромским дворянином Калистратом Осорьиным. Произведение сочетает в себе черты жития и биографической повести: главной героиней выступает, что совершенно нехарактерно для агиографической литературы, светская женщина, жена служилого дворянина, которая даже перед смертью не приняла пострига.
Еще более необычным является
«Житие протопопа Аввакума», написанное
им самим. С классическим житием это
произведение связывает, пожалуй, только
название. В реальности это автобиография
самого влиятельного и яркого вождя
старообрядческой оппозиции Аввакума
(1620 – 1682), написанная живым, почти разговорным
языком, совершенно нехарактерным для
велеречивой официальной
Архитектура
В развитии архитектуры XVII в.
можно выделить три этапа. В начале
века общий характер архитектуры
еще мало отличался от зодчества
конца XVI в. Характерной чертой второго
этапа, охватывающего середину столетия,
является подчеркнутая декоративность,
нарядность и многоцветность архитектурного
убранства. Патриарх Никон запретил
строить популярные в XVI в. шатровые
храмы как неканонические, отличающиеся
от греческих образцов. Специальными
распоряжениями зодчие обязаны были
вернуться к традиционной крестово-купольной
схеме. Однако архитекторы легко
обходили запрет. Была найдена новая
возможность использовать излюбленный
архитектурный элемент –
Помимо храмового
Живопись
В живописи XVII в. можно выделить несколько направлений. Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого Андрея Рублева и Дионисия – так называемая «годуновская» школа, представители которой работали по заказам царского двора и представляли тем самым «официальное» направление в искусстве. В то же время возникает новое художественное явление – т. н. «строгановская» школа, получившая свое название по имени купцов Строгановых, владевших огромными денежными и земельными богатствами и выступавших в качестве меценатов-заказчиков. Отличительная особенность икон строгановской школы – это их непревзойденное изящество и утонченная изысканность рисунка. Иконы строгановского письма, обычно небольшие по размерам, были рассчитаны на знатоков и ценителей. Мастера стремились к тщательной проработке мелких деталей, к тому, чтобы икона прежде всего была красивой. Известным мастером строгановской иконы был Прокопий Чирин.
Самое значительное, поистине
революционное направление в
иконописании было связано с именем
царского изографа Симона Федоровича
Ушакова (1626 – 1686). Он отказался от идущей
еще из византийского искусства
традиции изображения схематичных
плоскостных бестелесных
Значительным явлением в изобразительном искусстве XVII в., знаменовавшем зарю нового времени, было возникновение портрета – парсуны. Парсуна еще очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского.