Русская культура XIV-XV веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:35, доклад

Краткое описание

Говоря о культуре Древней Руси, следует рассматривать культурное развитие восточнославянских княжеств (позднее – объединенного Московского царства) с 9 по 17 века. Культура Средневековой Руси зарождается из обычаев и традиций восточнославянских племен, а также Византии, Скандинавии, некоторых восточных и европейских стран. В настоящее время представление о древнерусской культуре складывается на основании изучения археологических находок, архитектурных сооружений, литературных и изобразительных произведений.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская культура XIV.docx

— 316.56 Кб (Скачать файл)

                            Русская культура XIV-XV веков


Говоря о культуре Древней  Руси, следует рассматривать культурное развитие восточнославянских княжеств (позднее – объединенного Московского  царства) с 9 по 17 века. Культура Средневековой  Руси зарождается из обычаев и  традиций восточнославянских племен, а также Византии, Скандинавии, некоторых  восточных и европейских стран. В настоящее время представление  о древнерусской культуре складывается на основании изучения археологических  находок, архитектурных сооружений, литературных и изобразительных  произведений. 
Города на Руси, как правило, были деревянными: терема в несколько этажей или небольшие дома из срубов, с прилегающей дворовой территорией. Церкви же в скором времени стали сооружать, используя непростую систему купольных и сводчатых перекрытий. Это предавало им особое величие и мощь.

В XIV—XV веках русский народ вёл борьбу за единство Руси, за освобождение от татарского ига. В это трудное время шло дальнейшее формирование русской национальной культуры. Широко развивалось устное народное творчество. Появились былины, говорившие о борьбе народа с татарами. Возникло много задушевных, грустных песен, отразивших тоску русских людей по свободе, печаль о судьбе родной земли.

 

В этот период получили широкое  распространение летописи. Летописи писались не только в монастырях, но и при дворах московских, тверских и других князей. Возникают летописные своды, в которых Москва рассматривается как преемница Киева и Владимира. Славная победа русских на Куликовом поле воспета и «Сказании о Мамаевом побоище» и в поэме «Задонщина». Эта поэма перекликается с бессмертным творение XII века «Словом о полку Игореве». Автор «Задонщины» призывает русских людей к объединению.

Сохранились записки некоторых  русских путешественников, в том  числе впечатления новгородца Стефана о его поездке в Константинополь. Особенные интерес представляет книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря». В ней автор рассказывает о своих приключениях и наблюдениях во время трехлетнего путешествия по Каспийскому, Индийскому и Черному морям. Никитин первый из европейцев (на 30 лет раньше португальца Васко да Гама) совершил путешествие по Индии и описал её города, природу, быт и нравы народа. Ему нравится Индия, но, как истинный патриот, он восклицает: «Русская земля да будет богом хранима! На этом свете нет страны, подобной её!»

Одним из литературных жанров в XIV-XV веках были «жития». Это повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей. Особую известность приобрели «Слово и житии князя Дмитрия Ивановича» и «Житие Сергия Радонежского»— основателя Троицкого монастыря под Москвой. Сохранились историко-литературные повести о борьбе удельных князей, о походе Ивана III в Новгород и другие. В то время книги переписывались от руки. На русский язык переводились многие произведения греческих и римских писателей. Князья и монастыри основали большие библиотеки. Однако много книг, летописей и других литературных памятников не сохранилось: они сгорели во время бесчисленных пожаров.

Развивалась своеобразная русская  архитектура. Возводились каменные и деревянные дворцы, крепости, церкви. В 1367 году при Дмитрии Донском  в Москве был построен Кремль из белого камня. С тех пор Москву стали звать белокаменной. В конце XV века по распоряжению Ивана III воздвигли новый Кремль, с высокими стенами и величественными башнями. В Кремле выросли пятиглавый Успенский собор, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого. При княжеском дворце создали красивую Грановитую палату для торжественных приёмов. Наружные стены её были облицованы гранёными белыми плитами.

                           

Необыкновенного расцвета достигла в XIV—XV веках русская живопись. Новгородские живописцы создали замечательные  фресковые произведения: «Благовещение», «Исцеление слепого» и другие. В Новгороде работал выдающийся художник Феофан Грек. Он прибыл из Византии в 70-е годы XIV века; глубоко изучил особенности русской живописи и вырастил целую школу русских художников. Позднее Феофан Грек работал в Москве, в Нижнем Новгороде. Он украсил кремлёвский дворец великолепными шедеврами своего искусства.

Во второй половине XIV века и первой четверти XV века жил величайший представитель русской национальной живописи Андрей Рублёв. Вначале он работал в иконописной мастерской Троице-Сергиева монастыря, а затем переехал в московский Андроников монастырь, где расписал церковь Спаса. Написал также ряд икон для Благовещенского собора московского Кремля.

О нём так писали современники: «Иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости». Всемерно известная икона Рублёва «Троица» представляет изображение христианского триединого бога в виде трёх прекрасных ангелов-юношей, сидящих за трапезой. Яркие, сочные краски, очеловеченные лица беседующих ангелов придают иконе вид живой, реалистической картины. В изображениях святых великого художника всегда можно разглядеть типичные национальные черты русских людей.

Замечательные произведения, созданные Андреем Рублёвым, сохранились  в Успенском соборе города Владимира, в Троицком соборе Загорска и ряде других мест. Подлинник «Троицы» хранится в Москве в Третьяковской галерее. В помещении Андроникова монастыря создан музей Андрея Рублёва.

 

                               

 

Вывод:

 

Вообще, рассматривая культуру древнерусского государства, можно  заметить, что культурное развитие «низов» и «верхушки» общества проявлялось  по-разному. Что касается описания жизни  Средневековой Руси глазами простых  горожан и земледельцев, то оно  находило отражение в ярких фольклорных  произведениях. Устное народное творчество позволяет современникам представить  полную картину культурного состояния  Древней Руси с 9 по 17 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Литература:

Бычков В. В. Русская средневековая  эстетика XI-XVII века. М. 1995.

История культуры Древней  Руси / под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова и проф. М. И. Артамонова. Л. 1951.

Интернет-источники:

http://rhistory.ucoz.ru

http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

Доклад

«Культура России в XIV-XV веках»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнила:

                                                                                   Сафарова Д.М.

322 гр.

                                                                    Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         г.Набережные Челны

                                                                       2013г. 


Информация о работе Русская культура XIV-XV веков