Совершенствование деятельности сельского дома культуры по организации досуга молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 05:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досуговых центров, разработать проект программы.
Задачи исследования:
Определить сущность и функции досуга молодежи.
Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга.
Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга.
Определить пути совершенствования деятельности культурно- досугового центра по организации молодежного досуга.
Разработать проект поселенческой целевой программы «Молодежь села Эйлиг-Хем на 2013-2015 годы"

Вложенные файлы: 1 файл

11111111дипломная.doc

— 641.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»

Институт Экономики культуры, менеджмента и продюсирования

Кафедра социально-культурной деятельности

Тувинский филиал

 

 

 

 

 

 

Совершенствование деятельности сельского дома культуры

по организации досуга молодежи

дипломная работа

 

 

 

 

 

Допущена к защите:

«___»___________________2013г.

Защищена с оценкой:

«______»_____________________

Члены ГАК:

______________________________

______________________________

______________________________

 

Выполнила: студент заочного

обучения, 361группы ТФ

Дамдын Долаана Кимовна

Научный руководитель: к. п. н., профессор Нужнова Наталья Михайловна

Рецензент:



 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, по-новому высвечивают позиции воспитания, формирования интеллектуального и творческого потенциала молодых людей. Необходимо отметить, что в ходе ломки старых традиций и зарождения новых тенденций в развитии нашего общества, были преданы забвению важные проблемы воспитания молодежи, развития творческих способностей, духовно-нравственного совершенствования.

Проблемы исследования и модернизации досуга молодежи выступают в настоящее время как стратегическая задача общества, способная решить ряд вопросов, направленных на оздоровление и укрепление всех молодежных страт. На сегодняшний день все более очевидной стоит проблема неоднозначности исследования ряда аспектов: множественности и неоднозначности толкований понятия «досуг», размытости теоретических его рангов, смене государственной социальной организации досуга, происходящей на стыке индустриального и постиндустриального общества. Это ставит перед исследователями целый ряд проблем, а именно, изучения объема качества досугового пространства, ориентации молодежи на пассивные виды деятельности, приобретения досугом ярко выраженной формы потребительского характера, который соседствует с проявлениями девиации, а порой и делинквенции.

Актуальность темы исследования заключается в том, что 20 последних лет стагнации и деградации российской культуры отложили негативный отпечаток на национальное самосознание, социальное самочувствие всех поколений россиян, в особенности младших поколений. Процесс социализации, которых пришелся на время распада социалистических идеалов и культурных нормативов, период перестройки, формирования основ нового государства, утраты существовавшей и отсутствия новой доктрины культурного воспитания и просвещения на фоне активной культурной экспансии извне.

Актуальность исследования определяется острой потребностью в научно обоснованных методиках и практических рекомендациях по разрешению реальных проблем в сохранении и развитии культуры и прививания ее сегодняшней молодежи и подрастающему поколению и, конечно же решение этой проблемы лежит на культурно-досуговых центрах, а именно в предоставлении ими качественного досуга молодежи.

Тем не менее, в последние несколько лет наблюдается процесс активизации возрождения традиционной культуры и духовности. Для его систематизации необходимы научно обоснованные коррективы, как в концепции, так и в механизме реализации государственной культурной политики, основанной на новых социально-политических и экономических реалиях. Суть проблемы состоит в том, что стагнация культурного развития сдерживает развитие экономики, снижает эффективность внутренней и внешней государственной политики, искажает и разлагает общественное сознание.

Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования потенциала культурно-досуговой деятельности в системе организации досуга приобрела особую актуальность. Имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, из-за отсутствия необходимых навыков, недостаточной организационно-педагогической помощи молодежь часто не готова к осознанному выбору видов деятельности, способствующих их полноценному развитию.

Степень разработанности проблемы - интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике. Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н.Иконниковой, И.М.Ильинского, И.С.Кола, В.Т.Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А.Пруденский, Б.А.Трушин, В.Д.Петрушев, В.Н.Пименова, А.А.Гордон, Э.В.Соколов, И.В.Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И.Беляева, А.С.Каргин, Т.И.Бакланова). В научный анализ теории и практики культурно- досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А.Стрельцов, А.Д.Жарков, В.Д.Чижиков, В.А.Ковшаров, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.

Цель исследования - изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досуговых центров, разработать проект программы.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность и функции досуга молодежи.
  2. Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга.
  3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга.
  4. Определить пути совершенствования деятельности культурно- досугового центра по организации молодежного досуга.
  5. Разработать проект поселенческой целевой программы  «Молодежь села Эйлиг-Хем на 2013-2015 годы"

Объект исследования - молодежный досуг.

Предмет исследования - деятельность сельского Дома культуры по организации молодежного досуга.

Базой исследования является сельский Дом культуры с.Эйлиг-Хем  Улуг-Хемского Республики Тыва.

Гипотеза основывается на предположении о том, что в настоящее время в социально-культурной практике недостаточно уделяется внимание организации досуга молодежи и не используются все формы и средства СКД. Совершенствование деятельности учреждений культуры во многом зависит от правильной организации досуга молодежи.

Методологической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Аванесова Г.А., Алисов Д.А., Бобахо В.А., Левикова С.И., Брызгалова Н.С., Бутенко И.А., Великий П.П. , Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А., Ильинский И.М., Патрушев В.Д., Покровский Н.Е., Стрельцов Ю.А., Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. и других. А также нормативно-правовые акты государственных и муниципальных учреждений Республики Тыва.

Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.

Методы исследования:

теоретический анализ специальной литературы;

изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи.

Новизна и практическая значимость: изученные материалы по молодежному досугу могут быть использованы специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга

Положения, выносимые на защиту:

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждения культуры, методов ее осуществления и поиска, новых досуговых технологий.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. Оптимальное использование социально- культурного потенциала молодежи достигается при помощи использования социально-культурных технологий, а именно разработкой и внедрением социокультурных проектов и программ.

Проект Муниципальной целевой программы «Молодежь кожууна (2013 - 2015 годы)».

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения,

списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДОСУГА

1.1. Определение и сущность понятия «досуг»

Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д.1

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Раз досуг — деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье по принципу: " что хочу, то и делаю". Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствованием своих сущностных сил во многом зависит социальное

самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства и одновременно существует три позиции:

- деление временного отрезка  на рабочее и внерабочее время, где "досуг" и "внерабочее" рассматриваются как одно и то же;

- отождествление понятий "досуг" и "свободное время",

- досуг — часть свободного  времени, отдых и развлечения  не связанные с развитием личности

Сегодня в энциклопедиях и справочниках "досуг" и " свободное время" между собой уравнивают.

В "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И.Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как "досужий" - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время.2

Советский энциклопедический словарь дает такое определение: "Досуг - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры сдетьми; общение с другими людьми".3

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако ученые - исследователи и менеджеры, работающие в области 

организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:

на производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;

физиологический отдых (ночной сон); оздоровительные и санитарно - гигиенические нужды; покупку продуктов, их приготовление, прием пищи; приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям. Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

В будний день доля свободного времени у работающего человека - относительно небольшая величина, один-три часа, а в некоторых случаях - несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности.

Таким образом, человек в состоянии варьировать - увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. А люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не

Информация о работе Совершенствование деятельности сельского дома культуры по организации досуга молодежи