Советская культура 50-60-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:20, реферат

Краткое описание

Тема культуры становится в XX веке более значимой. Вероятно, это связано с тем, что именно от культуры ждут неких гарантий выхода из тех болезненных противоречий, которые поглощают человека и общество в современном мире. Мир культуры все более осмысливается как особый мир, где наиболее благородные качества человеческого духа способны реализоваться.
Культура – одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества. В настоящее время возрастает познавательно-нравственная функция культуры. Большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………3
Глава I. «Великое десятилетие»………………………………………………..5
Глава II. Культура в период «оттепели»………………………………………7
а) Литература;
б) Бардовская песня;
в) Изобразительное искусство;
г) Театр и кинематограф.
Глава III. Образование………………………………………………………….11
Глава IV. Наука…………………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………13
Литература……………………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии Оттепль.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Обнинский    Государственный    Университет    Атомной    Энергетики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по культурологи

на тему:

 

«Советская  культура 50-60-х гг.»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:  Лопухова Е.В.

студентка СЭФ, группа МЕН-С-11

 

 

Преподаватель: Норман А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обнинск, 2009 г.

Содержание

 

Ведение……………………………………………………………………………3

Глава I. «Великое десятилетие»………………………………………………..5

Глава II. Культура  в период «оттепели»………………………………………7

                  а) Литература;

                  б) Бардовская песня;

                  в) Изобразительное искусство;

                  г) Театр и кинематограф.

Глава III. Образование………………………………………………………….11

Глава IV. Наука…………………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………13

Литература……………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  

Культура - специфическая  область существования человека. Это его вторая, творимая им природа. Человек творит культуру, культура формирует человека. В культуре человек  действует как активное существо, творя на основаниях Разума себя и изменяя мир. 

   Тема  культуры становится в XX веке более значимой. Вероятно, это связано с тем, что именно от культуры ждут неких гарантий выхода из тех болезненных противоречий, которые поглощают человека и общество в современном мире. Мир культуры все более осмысливается как особый мир, где наиболее благородные качества человеческого духа способны реализоваться.

   Культура – одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества. В настоящее время возрастает познавательно-нравственная функция культуры. Большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю.

   Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

   Социокультурная панорама советской эпохи - пестрая, сложная диалектическая целостность. Ей свойственна противоречивость и неоднозначность Духовное, человеческое в ней всегда с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а связь с многовековой историей народа сочеталась с официозным прославлением политической системы: существование фальшивых, "заказных" исследований и произведений в разных жанрах.

   Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с верой масс в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, и лидера-вождя. Современные социологи отмечают, что для рассматриваемой эпохи типично известное состояние "зажатости" между прошлым и будущим, ориентации на "двоичности" (революция - контрреволюция, белые - красные, мы - они, наши - не наши и т.п.), с заявленной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

«Великое десятилетие»

 

   "Оттепель" в советской культуре. Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

   Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И.Эренбурга с названием "Оттепель" и до открытия процесса над А.Синявским и Ю.Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

   Само понятие "оттепель" в социокультурном плане имело два смысла:

символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;

реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

   Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей".

   В советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности "отцов" за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников - сталинистов.

  

   Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы:

- Какова роль советской интеллигенции в обществе?

- Каковы ее взаимоотношения с партией?

- Как следует оценивать культурное прошлое СССР?

   Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма, на разделение искусства на элитарное и массовое с идеей их диффузии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Культура в  период «оттепели»

 

    Литература. Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко, 
А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории 
Политехнического музея.

В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина (Германа) («Иду на грозу» 1962 г.), Ю. Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.), Ю. П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 г.), В. П. Аксенова («Звездный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И. А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.) и братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких («Понедельник начинается в субботу» 1965 г., «Трудно быть богом» 1966 г., «Пикник на обочине» 1972 г.).

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену не сгибаемому Мересьеву приходит герой, которому  
знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю.В. Бондарев (Роман «Батальоны  просят огня» 1957г.), К.М. Симонов (Роман-идеология «Живые и мертвые» 1959-1971 гг.)

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные 
(толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н.С. Хрущева была опубликована повесть А.И. Сложеницина «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.

В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы 
(например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова.  За «антисоветскую агитацию»  
А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.

 

 

   Бардовская песня. Авторская песня была своеобразным явлением неофициального искусства 60-х гг. Стихи и музыку к ней, в отличие от эстрадной песни, писал один человек, который не являлся профессиональным музыкантом. Он же ее исполнял под аккомпанемент гитары. Есть и другие названия авторской песни – самодеятельная, бардовская (бардами в средневековой Европе называли бродячих поэтов и певцов).

   Появление  авторской песни не было случайным. Царившая в то время советская эстрадная песня подвергалась цензуре и не поднимала многих острых проблем, волновавших общество. Авторская же, наоборот, говорила обо всем наболевшем, и в этом состояла ее притягательная сила . Недаром авторскую песню не любила власть. Против ее воли по стране «гуляли» миллионы магнитофонных записей авторской песни. Возник целый «магнитиздат» - музыкальный аналог печатному «самиздату».

   Песни  эти сочиняли люди самых разных  специальностей _ писатели, геологи,  актеры, учителя. Они пели их под гитару, исполняли в туристических походах,  в студенческих общежитиях, в квартирах. По всей стране возникла сеть клубов самодеятельной песни – КСП. В 70-е гг. они имелись в 196 городах и объединяли более двух миллионов человек. Любители авторской песни проводили фестивали.

   Наиболее известными бардами, зачинателями авторской песни, были Галич, Окуджава, Высоцкий, Визбор. Так случилось, что все они родились и жили в Москве.

   В советское время авторская песня вошла практически в каждый дом. Она была подобна глотку свежего воздуха, которого не хватало людям в атмосфере тех лет.

 

 

Изобразительное искусство. Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попкова(«Строители Братской ГЭС» 1961 г.), Г. М. Коржнева (триптих «Коммунисты» 1960 г.) реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный).

Скульпторы  работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967гг., скульптор Е.В. Вучетич), мемориал на Пискаревском  кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

 

 

Театр и кинематограф. Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. режиссер О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964г., главный режиссер Ю.П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).

Информация о работе Советская культура 50-60-х гг