Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:47, реферат
Во второй половине 80-х гг. XXстолетия, появляется понятие «субкультура» в отечественных изданиях. Но в своей формулировке он несет негативный характер, связанный с субкультурами преступного мира, мафии. А в случае с молодежными и профессиональными субкультурами приводит к определенным сложностям в толковании. В настоящее время понятие «субкультура», освободилось от оттенка негативной семантики и заняло в науке полноправное место.
Во второй половине 80-х гг. XXстолетия, появляется понятие «субкультура» в отечественных изданиях. Но в своей формулировке он несет негативный характер, связанный с субкультурами преступного мира, мафии. А в случае с молодежными и профессиональными субкультурами приводит к определенным сложностям в толковании.
В настоящее время понятие «субкультура», освободилось от оттенка негативной семантики и заняло в науке полноправное место. Согласно современной точке зрения, субкультура – это:
«Для любой субкультуры обязателен следующий набор характерных черт, отсутствие какой-либо из которых ставит под вопрос возможность отнесение того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это:
Подводя итог о ранее уже сказанном, Субкультура как ребенок, вышедший из культуры и живущий своей жизнью. Субкультура – это часть культуры, с присущими только ей характерными чертами, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ.
Составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле), ценности, стиль и образ жизни, навыки, умения. Критерием сформированности субкультуры является совокупность указанных выше параметров.
Рассмотрим подробнее каждый составляющий субкультуры:
Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.
Для рассмотрения субкультур необходимо исследовать:
Природу субкультуры (историческое развитие субкультуры, ее взаимодействие со структурными проблемами более широкой социоэкономической структуры; стиль и образность субкультуры требует некоей герменевтической перспективы, в рамках которой можно исследовать смыслы, которые она может иметь для потенциальных носителей). Какие проблемы «разрешаются» этой субкультурой с точки зрения «новобранцев» - это также очень важно для понимания привлекательности субкультуры для молодежи.
Социальные реакции на субкультуру. Воздействие масс-медиа на природу субкультуры. Важно исследовать и влияние значимых других, характер социальных реакций моральных авторитетов: предпринимателей, общественности и официальных защитников морального порядка.
Естественная история моральной карьеры членов субкультуры также должна быть реконструирована.
Благодаря собственной субкультуре происходит, как говорят ученые, «социальная идентификация членов определенного сообщества». Иными словами, только через субкультуру молодой человек может дать себе ответ на вопрос: «Какой я?»— и ответ этот будет звучать так: «Я такой же, как мы». «Мы»— это представители одной субкультуры, будь то хиппи, панки, скины, хакеры и т.д. Молодой человек определяет себя среди других как принимающего ту же парадигму, а благодаря этому определяется (как говорят ученые, позиционирует себя) в обществе.
Виды субкультур:
Г.С.Абрамова отмечает, что это могут быть возрастные субкультуры (подростковая, юношеская, пожилых людей), профессиональные субкультуры (врачей, юристов, музыкантов, педагогов и т.д.), территориальные (сельские, городские. В том числе наиболее мелкие – дворовая, центровая, хуторская и т.д.), предметно-опосредованные (фанаты того или иного спортивного клуба, эстрадной звезды, коллекционеры, члены клубов по интересам и т.д.).
- Очень устойчивой субкультурой является подростковая. Персонифицируя своё чувство МЫ в специфической форме, подростки создают свой фольклор, вырабатывают новый язык только этой общности, который затрудняет проникновение чужого другого.
Главной чертой подростковой субкультуры является её стремление к замкнутости, изолированности от других общностей людей, а также структурированности общими переживаниями, которые создаются специальными средствами.
- Следующей субкультурой выделяется молодёжная. Её признаком можно считать наличие молодёжной моды, группировок по разным признакам общности.
Молодёжную субкультуру также отличает обособленность от других людей с помощью специальных знаков, которые имеют смысл только внутри этой субкультуры. Юношеский возраст отличается созданием конкретных идеалов – кумиров.
Наиболее яркой являются различные субкультуры молодёжи. Молодёжь тянется к неформальным группам по разным причинам. Одни - из любопытства, не вникая в саму философию движения, другие видят в движении интересную форму времяпровождения, третьи находят в этом оригинальный образ жизни.
- Следующим видом субкультуры является субкультура взрослых. Она неоднородна по качеству обобщения знаний о человеке, по возможности владения экзистенциальными характеристиками. Но их присутствие всё равно ощущается в виде противоречий собственной жизни, кризисов зрелой личности, которые необходимо разрешать через создание новых смыслов.
Главной чертой субкультуры пожилых людей является то, что люди, принадлежащие к этой субкультуре, обладают возможностью отождествлять обобщённый идеал человека со своей собственной жизнью. Здесь проявляется старческий эгоизм, выражающийся в склонности считать обоснованным и истинным проявлением жизни и качеств человека лишь известные им лично качества человека и жизни по представлениям из собственного опыта. Пожилые люди склонны персонифицировать идеал человека в собственном Я, что можно считать типичной чертой субкультуры пожилых людей. Это способствует тому, что пожилой возраст человека отождествляется с возрастом мудрости.
Особенности субкультур
1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.
Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — “ничегонеделание”), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов – культ американского образа жизни.
Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, “американского образа жизни” в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини “мыльных опер” и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.
Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких “устаревших” ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.
3. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры - неприятие других ценностей и стереотипов.
Выбор тех или иных ценностей
связан чаще всего с групповыми стереотипами
(“принцип селёдки в бочке”) достаточно
жёсткого характера — несогласные сильно
рискуют пополнить ряды “лохов” — “отверженных”,
“не интересных”, “не престижных” людей
с точки зрения “толпы”, обычно равняющейся
на некий идеал — “крутого (-ую)” (иногда
в лице лидера данной группы). Групповые
стереотипы и престижная иерархия ценностей
обусловлена половой принадлежностью,
уровнем образования, в определённой мере
местожительством и национальностью реципиента,
однако в любом случае суть их одна: культурный
конформизм в рамках неформальной группы
общения и неприятие других ценностей
и стереотипов, от более мягкого в среде
студенческой молодёжи до более агрессивного
в среде учащихся средней школы. Крайним
направлением этой тенденции молодёжной
субкультуры являются так называемые
“команды” с жёсткой регламентацией
ролей и статусов их членов.
4. Внеинституциональная культурная самореализация
(осуществляется вне учреждений культуры,
заметно влияние только телевидения).
Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.
5. Приоритет потребительских ориентации над креативными.
Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации (народная культура большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм).
Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, а прежде всего в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству».
1 Гуревич П.С.Субкультура - В кн: Культурология. XX век. Энциклопедия.Т.2. – СПб, «Университетская книга»,1998
2Левикова С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2002.
3Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
4Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры, 2000
5 Культура//Социологический словарь (электронный ресурс)
6Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.