Субъективные факторы текстообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Субъективные факторы текстообразования. К ним относятся, например: 1) характер воплощаемой ситуации (она может быть реальной или условной); 2) личность автора (об этом уже шла речь выше); 3) идейная направленность произведения; 4) тема.
Остановимся на двух последних факторах текстообразования подробнее ввиду особого внимания к ним в школьных учебниках.

Вложенные файлы: 1 файл

СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ.docx

— 37.84 Кб (Скачать файл)

СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ  ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ

К ним относятся, например: 1) характер воплощаемой ситуации (она может  быть реальной или условной); 2) личность автора (об этом уже шла речь выше); 3) идейная направленность произведения; 4) тема. Остановимся на двух последних факторах текстообразования подробнее ввиду особого внимания к ним в школьных учебниках.

1. В учебном пособии Е.И. Никитиной  «Русская речь» [М., 1993, с. 22] идея  определяется как основная мысль  текста. «Основная мысль текста — это то, к чему он призывает, чему он учит, ради чего он написан» (с. 22). В ряде научных изданий конкретизируется сущность идеи в художественном произведении: она интерпретируется как «обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства» [Поспелов, 1987, с. 114]. В трактовке идеи подчеркивается ее способность отражать глубинный смысл произведения искусства [Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя / Под ред. д-ра филос. наук проф. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. С. 48]; отмечается соотнесенность с авторской индивидуальностью и отношением к действительности [Абрамович, 1974, с. 92].

В общей структуре текста идее принадлежит  главенствующая роль: она определяет другие элементы текста при его порождении и синтезирует представление о них в сознании читателя при его восприятии и осмыслении. Идея может выражаться не только «в заглавии или в одном из предложений текста» [Никитина, 1993, с. 22]. Она может проявляться неявно, не в виде сентенции, хотя и такой способ смыслового структурирования иногда имеет место. В зависимости от места сентенции (в начале, в конце, в середине текста) можно говорить о дедуктивной, индуктивной, индуктивно-дедуктивной лексической и смысловой структуре текста.

 

Раздел III. Структура текста и факторы  текстообразования 

 

 

 

 

В художественном тексте идея воплощается  образно: «Художник путем подбора  и сочетания различных индивидуальных черт и свойств в жизни и  деятельности своих персонажей выделяет, развивает те стороны их характеров, которые представляются ему наиболее существенными, и выражает вместе с тем через это сочетание индивидуальных подробностей, соответствующую эмоциональную оценку характеров...» [Поспелов, 1987, с. 114].

Представление об идее, отражающей художественный замысел автора, создается на основе того, как дается изображаемое явление действительности, какой прагматический эффект преследовал автор и был ли он достигнут в тексте. В процессе его восприятия идея формируется в сознании читателя на ассоциативно-логической и смысловой основе, в результате обобщения и свертывания поверхностного и глубинного смысла отдельных фрагментов произведения. В интерпретации идейно-художественного замысла автора особенно важна пресуппозиция читателя, опора на знание реальных и воображаемых жизненных ситуаций, социальный опыт того, кому адресовано произведение. Проведенный нами эксперимент по восприятию и интерпретации стихотворения Е. Евтушенко «Идут белые снеги...» [Болотнова, 1992, с. 91—92] показал наличие взаимосвязи микротем вступления, основной части и заключения с «микроидеями» в сознании говорящих. Эксперимент подтвердил единство реципиентов (в их роли выступали студенты IV курса Томского педуниверситета) в представлении об идее произведения и главной мысли вступления, основной части и заключения. При этом субъективный фактор проявлялся в наличии ответов разного уровня обобщения, в акцентировке различных аспектов содержательного плана произведения, в смешении в отдельных случаях литературоведческих понятий темы и идеи стихотворения.

2. Что же касается темы как  особого фактора текстообразования, очевидно, что ее выбор определяется степенью актуальности для авторской личности. В сфере обучения это означает выбор таких тем творческих работ, которые представляют интерес для учащихся, соответствуют возрастным особенностям школьников. Написание сочинений начинается с выбора и осмысления темы. Именно поэтому данный фактор текстообразования исключительно значим в учебной деятельности в развитии связной речи учащихся. Не случайно и максима релевантности П. Грайса соотносится с представлением о соответствии речевого сообщения теме, предмету общения. Умение понять тему сочинения, уровень ее обобщения, соотнести ее с реалиями окружающего мира, способность подобрать жизненный и языковой материал в соответствии с темой — все это является залогом успешной работы над сочинением. 

 

 


333 

Глава 3. Основные категории и факторы  текстообразования

 

 


Как определяется тема текста? В учебном  пособии Е.И. Никитиной «это то, о чем (или о ком) в нем говорится» [1993, с. 18]. В Словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова [1997, с. 221] тема рассматривается как «то, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения». Сходно трактуется тема в учебнике А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой [2000, с. 147]: «Тема — это то, что описывается в тексте, о чем развертывается рассуждение, ведется диалог и т.д.». К положительным моментам в освещении темы в данном учебнике следует отнести выделение микротем, их связь с абзацем и соотношение понятий «тема» и «содержание» текста. Так, авторы отмечают: «Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста — абзац». Справедливо и суждение, что «содержание всегда шире темы, отражает отношение автора к теме» (там же).

Наиболее полно, в зависимости  от сферы общения и стилистических параметров текста, трактуется тема В.Н. Мещеряковым: (Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; Сост. А.А. Князьков. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 1998. С. 240—241]. При этом в художественном тексте тема рассматривается автором как «круг жизненных проблем, увиденных и осмысленных, например, писателем (художником, музыкантом) и положенных в основу художественного произведения». В публицистике это «круг вопросов, становящихся предметом речи». В научных текстах тема, по справедливому мнению ученого, отграничивается от объекта (области действительности, на которую направлено исследовательское внимание) и предмета изучения (т.е. части объекта, которая требует осмысления); в области деловых бумаг тема «оказывается адекватной целевому назначению документа (просьбе, жалобе, предложению и т.д.)».

В процессе порождения текста тема, связанная  с мотивом деятельности, является одним из исходных элементов, определяющих последующую текстовую деятельность автора. Одна и та же тема может получать различное текстовое воплощение в зависимости от интенции автора и его творческой индивидуальности. О любви, например, пишут все, но как по-разному они это делают. Общим в этом случае может быть некоторое единство в словесном оформлении за счет возможных элементов одной тематической группы. Тематические группы объединяют слова разных частей речи по их сопряженности с одной темой, т.е. на основе не собственно лингвистических параметров, а экстралингвистических. Различаются темы разного уровня обобщения (ср.: «Человек»,

 

Раздел III. Структура текста и факторы  текстообразования 

334

«Вселенная», «Язык», с одной стороны, и «Части тела», «Времена года», «Одежда» — с другой). Не случайно говорят об узкой теме и широкой. Необходима серьезная работа в школе по изучению тематических групп слов.


Тематические группы отличаются от лексико-семантических групп, которые  объединяют слова одной части  речи, имеющие общий семантический признак и сходную сочетаемость. В основу этого определения положено учение Э.В. Кузнецовой, много сделавшей для изучения русской глагольной лексики (подробнее об этом см.: [Кузнецова, 1989]). Екатеринбургская лингвистическая школа Э.В. Кузнецовой, ее ученики (Л.Г. Бабенко, Т.В. Матвеева и др.) успешно продолжили системное изучение глаголов (ср.: Лексико-семантические группы русских глаголов: Учебный словарь-справочник / Под общ. ред. Т.В. Матвеевой. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988; Русская глагольная лексика: пересекаемость парадигм: Памяти Эры Васильевны Кузнецовой / Под общ. ред. Л.Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997; Толковый идеографический словарь русских глаголов: С указанием английских эквивалентов: Проспект. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997).

В осмыслении темы важны тематические ассоциации, которые могут состоять как из слов одной тематической группы, так и связанных с ними слов сопряженных лексико-семантических групп, включающих синонимические ряды. Так, глаголы произнесения (говорить, басить, бормотать и др.), глаголы речевого сообщения (вымолвить, высказать, доложить, замолвить и др.), глаголы речевого общения (беседовать, болтать, браниться, возразить и др.) и т.д., входящие в подполе «Речевая деятельность», по данным словаря «Лексико-семантические группы русских глаголов» [Свердловск, 1988, с. 52—54], связаны с темами «Речь», «Общение», «Человек». В изучении тематических связей слов и их соотнесенности с другими классами в процессе речевой деятельности многое еще требует уточнения и дальнейшего изучения.

Вместе с тем именно тематические группы слов, их ключевые элементы, остаются стабильными независимо от варьирования других факторов текстообразования (объективных и субъективных). Благодаря этому адресат безошибочно относит тот или иной текст к определенной теме. В связи с этим необходимо составление тематических словарей в школьном преподавании русского языка. Пополняя их, школьники увеличивают свой лексикон и совершенствуют способность к первичной текстовой деятельности.

Столь же важны тематические группы слов, позволяющие судить о теме текста, в организации вторичной  коммуникативной деятельности адресата. С этой точки зрения одни лингвисты считают тему «конечным результатом процесса осмысления и понимания» [Новиков, 1982,

 

335 

Глава 3. Основные категории и факторы  текстообразования

с. 21]. По мнению других, тема — начальный этап его анализа [Чистякова, 1975, с. 7; Купина, 1980, с. 63]. Действительно, процесс анализа текста является вторичным, он непосредственно следует за его восприятием. С точки зрения поэтапного восприятия текста тему можно рассматривать как его результат, с точки зрения процедуры анализа — это один из исходных моментов его изучения.


Как показали проведенные нами эксперименты (см.: [Болотнова, 1992, с. 70—78]), в интерпретационной деятельности адресата важна ассоциативно-логическая связь тематического уровня с предметно-логическим и сюжетно-композиционным уровнями текста. Представление о теме формируется в сознании читателя на базе актуализированных формально и содержательно микротем, объединяющих отдельные текстовые фрагменты на основе общности одного денотата (он трактуется как реалия окружающего мира, отраженная в тексте). Общая тема текста связана с одним из денотатов, наиболее часто и последовательно актуализируемым. Воплощенные в тексте события в восприятии читателя (слушателя) соотносятся с определенным «кусочком» действительности, творчески осмысливаются им и обобщаются на основе его социального и языкового опыта. В результате этого формируется представление о теме.

Под темой, таким образом, в свете  коммуникативного подхода к тексту нами понимается результат обобщения и систематизации адресатом отдельных микротем, соотносящихся с предметно-логической основой текста (его денотативной структурой). Она отражает связь с реалиями воплощенной в тексте действительности, коррелирующей с миром действительности, творчески осмысленным автором. Именно поэтому в качестве главного параметра выделения как отдельных микротем, так и общей темы, кроме лингвистических критериев (на основе тематических групп слов), выделяется денотативный (на связь темы с предметно-логическим (денотативным) уровнем текстов указывали: [Чистякова, 1975, с. 7; Ярославцева, 1980, с. 8-9; Купина, 1980, с. 59-61; Жинкин, 1982, с. 80—81; Новиков, 1983, с. 20]. Связь тематического, денотативного и сюжетно-композиционного уровней текста, таким образом, очевидна. Все они составляют подуровни общего информативно-смыслового уровня текста. Тема, таким образом, является одним из ключевых элементов его структуры.

3. Ключевые слова. Как субъективный  лингвистический фактор текстообразования ключевые слова являются опорными «вехами» в порождении и восприятии текста. Их выбор определяется авторской интенцией, творческим замыслом автора и связанной с этим коммуникативной стратегией текстового развертывания.

Как уже отмечалось, чаще всего  ключевые слова находятся в сильной позиции текста: в заглавии (ср.: «Парус» М.Ю. Лермонтова; «Лю-

 

Раздел III. Структура текста и факторы  текстообразования 

336

 

бовь» А.А. Ахматовой; «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и др.); в начальной позиции и в конце (ср. заключительные строки в стихотворении М.И. Цветаевой «Моим стихам...»: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед!»). Обычно ключевые единицы актуализируются автором, т.е. либо повторяются, либо отражают стратегию контраста или обманутого ожидания; иногда наблюдается совмещение разных типов выдвижения.


Опора на ключевые слова текста, учитывая значительную роль его лексического уровня в воплощении смысла, особенно часто представлена в имеющихся методиках смысловой интерпретации (особенно поэтических текстов).

Как показали исследования, в процессе текстовой деятельности мобилизуется весь ассоциативный потенциал ключевых для данного текста слов (см. подробнее: [Болотнова, 1992; 1994; 1998; Карпенко, 1995; 2000; Бабенко, 1997; 2001; Пушкарева, 1997; Васильева, 2002 и др.]). Об использовании ассоциативных связей слов в создании текстов, значимых для формирования языковой способности учащихся, см. в работах: [Овчинникова, 1994; Дубовицкая, Матецкая, 1999 и др.]. Выбор ключевых слов в процессе работы, предшествующей написанию сочинений, определяется не только его темой, но и идеей, авторским замыслом.

В процессе интерпретации текста важно  учесть все многообразие языковых средств, находящихся в образной перспективе  ключевого слова (слов). Имеются в виду те единицы и приемы их организации, которые актуализируют одно из стимулированных ключевым словом направлений ассоциирования в сознании адресата. В связи с этим еще раз напомним высказывание Л.В. Щербы [1957, с. 101]: «Все искусство художника и состоит в том, чтобы направить возможные и необходимые, хотя и нечеткие ассоциации по определенному пути, дело же критики и толкователя вскрыть эту направленность и указать те выразительные средства, которые употребил в данном случае художник».

4. Стилистические приемы как  субъективный лингвистический фактор  текстообразования отражают особый способ текстовой организации, который выбирает автор для наиболее адекватного отражения своего видения мира и описываемой ситуации. В выборе репертуара стилистических приемов и предпочтительном использовании некоторых из них, отличающихся наибольшей частотностью, проявляется авторская индивидуальность. Приемы антитезы и оксюморона, например, весьма распространены в поэтическом творчестве М.И. Цветаевой. Чрезвычайно разнообразные приемы повтора отличают лирику К. Бальмонта (см., например: [Петрова, 1998]). Для стихов Б.Л. Пастернака особенно характерен прием олицетворения реалий его «поэтической вселенной» [Тюкова, 2003; 2004]. 

Информация о работе Субъективные факторы текстообразования