Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:15, курсовая работа
По мере вхождения России в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. В этом утверждении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования культуры при условии их успешного применения.
Введение………………………………………………………………………….3 1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере……………………………………………………………………………...8
1.1 Сущность менеджмента……………………………………………………..8
1.2 Характерные черты менеджмента…………………………………………11
1.3 Учет деятельности учреждения культуры………………………………...16
2. Организационно-экономические характеристики ночных клубов………21
2.1.Организационно-экономические характеристики ночных клубов
г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»……………………………….21
2.2 Научно-практическая значимость исследования ночных клубов г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»…………………………….….24
Заключение……………………………………………………………………....25
Литература…………………………………………………………..…………...27
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
Факультет искусств, социально-культурной и информационной деятельности
Кафедра социально-культурной деятельности
Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере
Курсовая работа
по дисциплине «Теория и практика социально-культурного менеджмента»
Исполнитель:
Вершинина П.Е.
студентка 321 группы
Научный руководитель:
Журомский В.В.
к.п.н., профессор
Зав. кафедрой:
Теньшова О.Н..
к.п.н., доцент
Хабаровск
2012
Введение…………………………………………………………
1.1 Сущность менеджмента…………………………………………………
1.2 Характерные черты менеджмента…………………………………………11
1.3 Учет
деятельности учреждения
2. Организационно-экономические характеристики ночных клубов………21
2.1.Организационно-
г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»……………………………….21
2.2 Научно-практическая значимость исследования ночных клубов г.Хабаровска «Санта», «Великано», «Сердце»…………………………….….24
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
По мере вхождения России в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. В этом утверждении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования культуры при условии их успешного применения.
Таким образом, профессиональный
менеджмент в сфере культуры все в большей
степени становится своеобразным фундаментом
эффективной социально-культурной деятельности. Именно этим и
определяются практический смысл и значение
учебных материалов и курсов, посвященных
менеджмент-технологиям, ориентированным
на данную область применения.
Менеджмент в социально-культурной
сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такого
рассмотрения важны для уяснения возможностей
сотрудничества со сферой культуры других
сфер деловой активности. Главная особенность
менеджмента в социально-культурной сфере
заключается в том, что деньги в этой сфере
зарабатываются преимущественно не на
основе простой коммерции, а на основе
привлечения средств заинтересованных
доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
В-третьих,
еще более очевидно другое обстоятельство
– нарастание требований к менеджментной
компетентности специалистов и работников
социально-культурной сферы. Переход от
сугубо административно-
Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Цель: изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Задачи:
- раскрыть теоретические основы социально-культурного
менеджмента;
- рассмотреть менеджмент в социально-культурных
учреждениях;
- исследовать особенности менеджмента
в социально-культурной сфере;
- изучить функции менеджера социально-культурной
сферы;
Предмет исследования: менеджмент социально-культурной деятельности.
Актуальность темы исследования: в постсоветский период в связи с трансформацией Российского общества коренным образом изменились формы досуга. Разнообразие досуговых потребностей населения сформировало индустрию досуга. В настоящее время существует большое количество формальных и неформальных форм проведения досуга, которые человек выбирает в зависимости от своих потребностей и интересов. Однако их специфика и характер реализуемой деятельности не всегда оказывают положительное влияние на формирование индивида и социальных групп. В этой связи возникают противоречия между удовлетворяемыми потребностями и содержанием досуговой деятельности.
История развития клубного досуга в России начинается с XIX века. Однако, трансформируясь в течение двух веков, клубы XXI века несут на себе отпечаток современной культуры. В современной России клубные формы досуга продолжают оставаться актуальными, но в их пространстве произошла дифференциация, которая порой бывает настолько полярной, что представляется проблематичным сравнение между собой форм досуга, объединенных названием «клуб», например, шахматный клуб, бизнес клуб и ночной клуб.
Функции клубов как формы организованного досуга изменились, вместе с
этим изменились ценности и нормы досуговой деятельности, потребности,
удовлетворяемые в досуге. Все это актуализирует необходимость теоретического и практического анализа клубов как формы организованного досуга.
Ночные клубы, появившиеся в России в девяностых годах XX века, до сих пор противоречиво оцениваются общественным мнением. С одной стороны, ночные клубы предстают в качестве новой и необычной среды для самовыражения личности. С другой стороны, ночной клуб представляется
девиантной формой досуга, связанного с пьянством, употреблением наркотиков и распространенностью случайных половых связей. С этой точки зрения актуализируется изучение характера деятельности, реализующейся в ночных клубах.
Увеличивающееся количество ночных клубов на территории России вызывает интерес не только у посетителей, но и у исследователей. Бесспорно, ночные клубы – это закрытые системы со специфическим механизмом функционирования, своей иерархией и системой ценностей. Ночной клуб предстает для посетителей как совершенно иная реальность, непохожая на мир их ежедневных социальных практик.
Изучение современных форм досуга имеет важное теоретическое и прикладное значение, поскольку исследования в данной сфере в настоящее время немногочисленны. Помимо этого общая концепция досуга и свободного времени требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки ввиду категориальной противоречивости этих понятий.
Ночные клубы как форма досуга еще не стали предметом целенаправленного научного изучения в отечественной социологии.
Исследований на эту тему проводилось в России крайне мало, как правило, они являются маркетинговыми и не рассматривают ночные клубы как форму организованного досуга. В большинстве из них ночной клуб рассматривается лишь с точки зрения потребительских предпочтений людей, регулярно посещающих ночные клубы. Поэтому существует потребность в изучении ночных клубов, в составлении целостного представления об этой форме досуга и реализуемой в ней деятельности.
Социологическое изучение этой проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиций практического использования полученных результатов.
Гипотеза исследования: анализ состояния ночных клубов как формы досуга, факторов, влияющих на их посещение и типологии посетителей необходимы для совершенствования работы клубов, а также выработки государственной политики в их отношении.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы в социологии и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования.
Методологической основой работы являются
принципы структурно-функционального,
Структурно-функциональный подход позволяет рассматривать клубы через функции, реализуемые в нем. С помощью сравнительно-исторического подхода рассматривается динамика развития клубного пространства. Системный подход, позволяет изучать досуговую деятельность в целостности и, подразделяя на различные структурные элементы. Принципы деятельностного подхода дали возможность раскрыть специфику и содержание досуговой деятельности в ночном клубе. Применение социологической методологии и методов позволило проанализировать эмпирические данные.
1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере
1.1. Сущность менеджмента
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.
Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
В-третьих, еще более очевидно другое
обстоятельство – нарастание требований
к менеджментной компетентности специалистов
и работников социально-культурной сферы.
Переход от сугубо административно-
Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Информация о работе Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере