Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:40, контрольная работа
Питирим Александрович Сорокин – значимая фигура отечественной и зарубежной социологии, он является одним из лучших мыслителей двадцатого века.
Труды Питирима Александровича Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что “никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за её пределами”
1. Введение………………………………………………………………….3 ст.
2. Биография П.А.Сорокина……………………………………………5 ст.
3. Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина………………10 ст
4.Заключение……………………………………………………………….17 ст
5.Список используемой литературы…………………………………….18 ст.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –
УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»
Факультет Дистанционного обучения
по дисциплине «Культурологи»
на тему- Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина.
Вариант
№ 5
Работу
выполнил(а) студент(ка)
Попков И.Л. группа 2-1М г. Орел |
Замечания
по работе |
Работу
проверил(а)
Ларина Л. Ю. |
Отметка о зачете дата «____» _________20 г.
г.
Орел, 20 г.
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………
2. Биография П.А.Сорокина……………………………………………5 ст.
3. Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина………………10 ст
4.Заключение………………………………………………
5.Список
используемой литературы…………………
Введение.
Питирим Александрович Сорокин – значимая фигура отечественной и зарубежной социологии, он является одним из лучших мыслителей двадцатого века.
Труды Питирима
Александровича Сорокина –
Книги П.А.Сорокина
“Система социологии” (1920), “Социальная
мобильность” (1927), “Современные социальные
теории” (1928), “Социальная и культурная
динамика” (1937–1941), “Общество, культура
и личность” (1947) и многие другие – это
достойный вклад в социологическую науку,
которой он служил всю жизнь, которая сформировала
его собственное мировоззрение учёного.
Сам Сорокин о своём раннем мировоззрении
многими годами позже напишет в автобиографии:
“С философской точки зрения, возникающая
система взглядов была разновидностью
эмпирического неопозитивизма или критического
реализма, основывающейся на логических
и эмпирических методах познания. Социологически
это был некий синтез социологии и взглядов
Спенсера на эволюционное решение, скорректированный
и подкреплённый теориями Н.Михайловского,
П.Лаврова, Е.Де Роберти, Л.Петражицкого,
М.Ковалевского, М.Ростовцева, П.Кропоткина
– из русских мыслителей – и Г.Тарда, Э.Дюркгейма,
Г.Зиммеля, М.Вебера, Р.Штаммлера, К.Маркса,
В.Парето и других – из числа западных
учёных. Политически – это моё мировоззрение
представляло из себя форму социалистической
идеологии, основанной на этике солидарности,
взаимопомощи и свободы” [2, 9–10]. Питирим
Сорокин, учёный и человек, достоин истинного
уважения. Он, пройдя через жизненные испытания,
остался верен делу, которому служил. Получив
азы грамотности в детстве на дому у одной
их жительниц деревни, в которую, осиротев,
был взят на воспитание к тётке своей вместе
с братом, он через всю жизнь пронёс любовь
к учению. Тонко чувствуя конфликты времени,
П.А.Сорокин умел давать им достойное объяснение.
Питирим Сорокин оказал влияние на социальную
науку не только своими научными трудами,
но и преподавательской деятельностью.
Жизненные обстоятельства не всегда складывались
в пользу учёного П.А.Сорокина. Он, столько
сделавший для российской науки, вынужден
был покинуть Родину. Но, уезжая из страны,
П.А.Сорокин, как отмечает А.Ю.Согомонов,
“испытывал неоднозначные чувства, увозил
с собой далеко не односторонний образ
молодого государства и, видимо, сильное
желание когда-нибудь вернуться назад.
Мечте вернуться не суждено было осуществиться.
Сорокин умер в возрасте 79 лет вдали от
родины, так ни разу и не посетив её после
своей высылки” [2, 12]. Находясь вдали от
родины, П.А.Сорокин не прекращал трудиться.
Анализируя жизнь западного общества,
он разрабатывает концепцию его социальной
и культурной динамики. “В историко-социологической
литературе традиционно, хотя, видимо,
не вполне справедливо, принято разграничивать
два периода в творчестве Сорокина – русский
и американский. Конечно же, “оба” Сорокины
довольно не похожи друг на друга по кругу
анализируемых проблем, по характеру использования
материала, по степени зрелости и самостоятельности
создаваемых теорий. Однако очевидно то,
что интегральная сущность всех сорокинских
работ всегда оставалась неизменной. Более
того, все его мировоззрение было пронизано
философией интегрального синтеза и на
уровне сциентических программ, и на уровне
жизненной философии. Пожалуй, в глобализме
– главное отличие между молодым и зрелым
Сорокиным” [3, 169]. Центральным понятием
для учёного Питирима Сорокина является
понятие ценность. А.Ю.Согомонов отмечает,
что “если для Платона центральным понятием
его системы были “идеи”, для Аристотеля
– “значения”, для Бэкона – “эксперимент”
и “индукция”, для Дарвина – “естественный
отбор“, то для Сорокина, очевидно, таким
понятием становится “ценность“. Конечно
же, многие мыслители и до него размышляли
о природе ценностей, но, пожалуй, никому
до Сорокина не удалось показать систематизирующую
и методологическую значимость ценностной
теории в социологии” [2, 22]. Человек, живя
в обществе, не может не вступать в систему
социальных отношений под влиянием различных
факторов: и бессознательных, биосознательных,
и социосознательных. Поэтому, по определению
П.А.Сорокина, “любое общество можно описать
и понять лишь только через призму присущей
ему системы значений, форм, ценностей.
Эта система суть единовременное культурное
качество” [3, 171]. Питирим Сорокин, получивший
своё имя в честь одного из святых своей
родной Вологодской губернии, епископа
Питирима, всю жизнь свято служил науке
Биография П.А.Сорокина
Питирим Сорокин
родился в семье русского серебряных
и иконных дел мастера и
крестьянки-коми. В 11 лет он остался
сиротой и был вынужден зарабатывать
себе на жизнь росписью деревенских
храмов и икон. Он не посещал школу
и грамоте выучился самостоятельно.
Однажды в одной из северных деревень,
где он искал работу, Сорокин стал свидетелем
набора учеников в школу, который осуществлялся
выездной комиссией губернского департамента
образования. Случайно услышав вопросы,
которые задавались приезжими учителями
крестьянским детям, он счел их весьма
легкими и настоял на том, чтобы проэкзаменовали
и его. Экзамен он выдержал блестяще и
был зачислен на казенный счет в число
учеников. Школу Сорокин закончил в 14 лет
и поступил в учительскую семинарию, где
прошел трехлетний курс обучения. Здесь
он познакомился с Н.Д. Кондратьевым, впоследствии
выдающимся русским экономистом, создателем
теории «экономических циклов», который
оказал на него огромное влияние. В годы
обучения в семинарии началась его революционная
деятельность. Сорокин близко сходится
с высланными в Пермскую губернию социалистами-революционерами
(эсерами) и вскоре становится одним из
руководителей местной организации. Изменение
в политических взглядах и мировоззрении
Сорокина не осталось незамеченным для
учительского начальства и полиции и вскоре
его увольняют с должности преподавателя
реальной школы, арестовывают и ссылают
в Кинешму под «гласный надзор полиции».
Сорокин становится, как он писал впоследствии
в своей биографии, «бродячим миссионером
революции». Он ходит по деревням и ведет
пропагандистскую работу среди крестьян,
но менее чем через полгода он вынужден
бежать из-за усилившихся преследований.
Сорокин тайно приезжает в Петербург,
где с головой уходит в революционную
деятельность. В эти годы он много читает,
знакомится с трудами Н.К. Михайловского,
П.Л. Лаврова, МА. Бакунина, К. Маркса, Ф.
Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова и
др. Вскоре он становится одним из наиболее
образованных профессионалов-революционеров.
Друзья по партии помогают ему решить
и жизненные проблемы. По ходатайству
одного из видных эсеров Сорокина принимают
на бесплатные Черняевские курсы. Сорокин
их успешно оканчивает, сдает экзамены
в Великом Устюге и поступает в частный
Психоневрологический институт, где в
то время были сосредоточены лучшие в
России кадры психологов, физиологов и
социологов (в частности, там работали
М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, И.В. Павлов,
В. Бехтерев и др.). Успехи и научной деятельности
были столь впечатляющими, что на втором
курсе он получает должность ассистента
и даже начинает читать отдельные лекции.
Но ряд обстоятельств (отсутствие стипендии
и права на отсрочку от призыва на воинскую
службу) заставляют Сорокина оставить
Психоневрологический институт и снова
стать абитуриентом. В 1910 г. он поступает
на юридический факультет Санкт-Петербургского
университета, который с блеском оканчивает
в год начала Первой мировой войны. Учитывая
его незаурядные способности, Совет университета
оставляет его на кафедре для подготовки
к степени магистра и званию доцента. Одновременно
ему поручается чтение курса лекций для
студентов по теории права.
Магистерскую
программу Сорокин осваивает
за два года и представляет диссертацию
к защите. Но революционные события,
начавшиеся в России, коренным образом
меняют его планы. К 1917 г. Сорокин был широко
известен в революционных кругах как талантливый
оратор, идеолог эсеровской партии, умелый
организатор. Его избирают членом ЦК партии
социалистов-революционеров и поручают
организацию печатного органа партии
и выпуск пропагандистских материалов.
Он постоянно встречается с видными политическими
деятелями: П. Милюковым, И. Церетели, Н.
Чхеидзе, В. Черновым, М. Спиридоновой и
др. В апреле 1917 г. А. Керенский предлагает
ему должность секретаря по науке во Временном
правительстве, которую Сорокин принимает.
Одновременно он ведет большую организаторскую
работу, участвуя в подготовке Первого
Всероссийского съезда крестьянских депутатов,
Второго съезда Советов и других крупных
политических мероприятий.
Октябрьскую революцию
Питирим Сорокин встретил восторженно,
однако после разрыва большевиков с меньшевиками
и эсерами и превращения революционного
правительства в однопартийное его отношение
к советской власти меняется. Он предпринимает
ряд шагов, которые были расценены как
контрреволюционная деятельность. Но
вскоре Сорокин переосмысливает свое
отношение к большевикам и пишет открытое
письмо о сложении с себя звания члена
Учредительного собрания и выходе из партии
эсеров. Оно было напечатано сначала в
«Известиях Северо-Двинского Исполнительного
Комитета», а затем в «Правде». В.И. Ленин
на публикацию письма отозвался статьей
«Ценные признания Питирима Сорокина»,
где отмечал политическую честность одного
из лидеров эсеров, который нашел в себе
мужество не только признать свое поражение,
но и осмыслить его как поражение тех социальных
сил, на которые он опирался76.
Прекратив заниматься
«большой политикой», Сорокин полностью
сосредотачивается на научной и
преподавательской
В 1922 г. вместе с
группой известных философов-
В эмиграции
жизнь Сорокина сложилась относительно
благополучно. Несколько лет он проводит
в Праге, где благодаря помощи
различных эмигрантских организаций
и чешского правительства издает несколько
книг, в том числе «Современное состояние
России», «Очерки социальной педагогики
и политики», «Социология революции»,
«Социальная мобильность», «Современные
социологические теории», «Социология
села» и ряд других. Его имя становится
широко известным в научных и политических
кругах Европы и Америки. К тому, что говорит
и пишет Сорокин, прислушиваются в разных
слоях общества, к его мнению апеллируют
в ведущихся европейской интеллектуальной
элитой дискуссиях по самым различным
вопросам.
В 1929 г. Питирим
Сорокин получает приглашение Гарвардского
университета занять должность заведующего
кафедрой социологии в этом престижном
учебном заведении и переезжает
с семьей в Соединенные Штаты
Америки. Два года спустя он становится
первым деканом первого социологического
факультета в мире.
Последующие три
десятилетия были наиболее продуктивными
в творческой биографии Сорокина.
Он издает одну за другой работы, которые
приносят ему мировую известность.
Среди них прежде всего следует
назвать «Социальную и культурную динамику»
в четырех томах, «Кризис нашего века»,
«Человек и общество в условиях бедствий»,
«Социокультурная причинность пространства
и времени», «Общество, культура и личность:
их структура и динамика», «SOS — смысл
нашего кризиса» и др.
В 1949 г. Сорокин
организует Гарвардский исследовательский
центр по созидательному альтруизму,
главной задачей которого становится
определение путей изменения
человеческого сознания на основе принятия
индивидами гуманистических ценностей.
Итоги научных поисков Сорокина в этом
направлении находят свое отражение в
книгах «Альтруистическая любовь» и «Восстановление
гуманности», в коллективной монографии
«Формы и техника альтруистического и
духовного роста». Эти работы вызвали
большой общественный резонанс. Положительными
рецензиями на их выход откликнулись всемирно
известные ученые И. Сикорский, Л. фон Берталанфи,
Эрих Фромм, Ф. Нортроп, А. Маслоу и многие
другие.
Последней книгой,
созданной Питиримом Сорокиным,
была книга «Пути и сила любви».
Она вышла в свет 1954 г. Год спустя ученый
подает в отставку и покидает свой пост.
Получив свободу от повседневных обязанностей,
Сорокин много путешествует, пишет беллетристику,
участвует в деятельности различных научных
сообществ, но в середине 60-х годов его
самочувствие резко ухудшается. Умер Питирим
Сорокин в 1968 г.. В некрологе, подписанном
видными американскими и европейскими
учеными и общественными деятелями, подчеркивались
не только его огромные заслуги перед
мировой наукой, но и тот факт, что до последнего
дня он оставался русским патриотом, трепетно
любящим свою Родину. [1]
Теория социокультурной динамики П. Сорокина
В основу модели социально-культурной макродинамики Сорокиным положен известный из глубокой древности принцип цикла, который привлекал его внимание и раньше [ 5, с. 3-14]. Согласно его модели, в истории каждой цивилизации последовательно и неизбежно сменяют друг друга культурные суперсистемы, основанные на трех контовских фундаментах социальной жизни - теологии, метафизике и позитивной науке. Упрощенно и схематично этот процесс можно представить как движение маятника из одной крайней точки - «идеациональной» - в другую крайнюю точку - эмпирическую, и обратно, с прохождением через промежуточную фазу «идеалистической», или интегральной, культуры либо эклектичного конгломерата разнородных культурных форм.
В первой, «идеациональной» фазе в фокусе духовной жизни социума оказывается «сверхчувственная реальность» Божественного, которая априорно признается первичной, если не единственной реальностью вообще. Оказавшаяся под этим знаком культура формируется под определяющим влиянием религии, причем конкретно-историческая форма последней в данном отношении оказывается несущественной. Такая культура развивает и совершенствует те «органы», которые призваны воспринимать, выражать, транслировать и сохранять в социальной памяти трансцендентную реальность, так или иначе, обслуживать драгоценное религиозное отношение, дающее высший смысл и ценность всему, что значимо для человека. Искусство, философия, право, государственность, семья и прочие культурные «константы» формируют свои традиции и каноны в религиозном ключе, при определяющем влиянии некоторой системы священных безусловных установлений. Можно сказать, что весь спектр культурной и социальной жизни преломляется здесь через призму религиозного отношения к бытию. В духовной жизни мистика, в сфере мысли теология, в политике теократия расцветают самым пышным цветом. Строительство храмов и монастырей, искусство священных изображений достигает беспрецедентного масштаба и значения. Наконец, культурные образцы и идеалы «святого», «монаха», «аскета» или «шамана» - в зависимости от конкретного типа религии - ставятся на такую высоту, которой они нигде и никогда не достигали в иной социально-культурной ситуации, а представители соответствующих социальных групп обретают исключительный престиж. Этика и законодательство непосредственно и официально выводятся из религиозных заповедей, и даже экономика мотивируется и регулируется ими.
«Вследствие этого, идеациональная культура является нетворческой в области науки и технологии, так как она сосредоточивает свою познавательную энергию на изучении Царства Божьего и реализации [его] ценностей во время краткого земного путешествия человека к вечности», - отмечает Сорокин [7, с. 20]. Здесь, однако, следует указать еще некоторые моменты, являющиеся неотъемлемым свойством религиозных культур. Необходимо отметить и то, что подобная культура относительно мало заботится о таких столь привычных для нас принципах, как удобство и комфорт существования. Ведь научно-технический и технологический прогресс, вне которого человек современной культуры, как правило, не мыслит своего существования (даже если сам он так не считает), на его нынешнем этапе мотивируется не только соображениями прибыли и интенсификации производства, но и потребностью жить более легко, удобно и приятно. Религиозная, или, по терминологии Сорокина, идеациональная культура движима прямо противоположными импульсами - «чем хуже для тела, тем лучше», поэтому аскеза - в средневековом значении этого слова - становится здесь практически самоценностью. Эстетика идеациональных культур дышит прямо-таки пугающими современного человека принципами умерщвления плоти, самоистязания и потрясающего небрежения собственным здоровьем. Здесь такие культуры в ряде своих проявлений доходят до той черты, за которой возникает прямая угроза физического вырождения и вымирания человека как вида, и зачастую вынуждены сдерживать чрезмерное религиозное рвение части своих представителей столь же жесткими и суровыми мерами, рационально осмысливая это в категориях борьбы с ересями и т.д. По поводу упомянутых мер также надлежит сказать особо. «Средневековые» пытки и казни, внушающие такой ужас и отвращение сегодня, тогда, в периоды доминирования идеациональных ценностей, выглядели вполне естественным, логически закономерно вытекающим из ценностных оснований культуры явлением. Дихотомия тела и души с абсолютным приоритетом последней задавала культурную ситуацию, при которой ценность тела фактически «стремилась к нулю». Идея какой бы то ни было самоценности телесного начала если и была возможна, то как немыслимая ересь, «соблазн и безумие». Сознание среднего человека религиозной эпохи не восприняло бы ее точно так же, как сегодня оно не воспринимает идею вечной жизни после земной кончины. Поэтому мучение и физическая гибель должны были парадоксальным для нас образом восприниматься в массовом представлении если не как благо (от этого удерживал природный инстинкт), то, во всяком случае, как нечто обыденное и привычное, как норма жизни. К примеру, если человек совершал что-либо ужасное с другим человеком и нес наказание, то наказание он получал не за свою жестокость и физические страдания жертвы, которая сама по себе имела исчезающе малую ценность, а за нарушение священного принципа, установленного авторитетом духовной или/и светской власти - т.е. за покушение на сакральный авторитет. «Суть кар, - пишет Сорокин,- заключается в большей степени не столько в предотвращении преступления, в перевоспитании грешника или в защите утилитарных интересов общества, сколько в искуплении греха, совершенного против Бога: любое нарушение абсолютной нормы требует защиты самой нормы и не может обойтись без искупления греха. Преступник всегда sacer esto; поэтому он всегда должен быть наказан вне зависимости от того, является ли с чувственной точки зрения такое наказание полезным для общества или для обвиняемого» [6, с. 495].
Такова классическая религиозная, или, по Сорокину, «идеациональная» культура, подчиняющая все чувственное диктату сверхчувственного. Можно сказать, что «прорыв в вечность», который она обеспечивает своей и последующим эпохам, покупается очень высокой ценой, которая, однако, постепенно начинает тяготить общество по мере эволюции культурных ценностей в обратном направлении. В определенный момент ценность «земного» начинает возрастать и со временем получает все большую и значимую культурную легитимацию. Этот процесс вызывает смещение баланса основополагающих социальных ценностей и поворот культуры к противоположной относительно устойчивой фазе - «чувственной» (сенсорной) культуры. Но нарастание «удельного веса» чувственных ценностей и одновременно постепенный упадок влияния идеационального принципа может привести к их слиянию в органичное целое, представляющее совершенно новую культуру. В фокусе такой культуры в равной степени оказываются «небесная» и «земная» реальность, которые сливаются воедино, символически наделяя друг друга своими чертами. Здесь религии по-прежнему оказываются самые высокие почести, ее приоритет в культуре все еще искренне признается. Однако фактически человек усматривает возможность найти «последнюю истину» уже не в мистических откровениях, а преимущественно в интеллектуальных и эстетических поисках, поскольку рациональная мысли и искусство выступают своего рода универсальными инструментами познания, способными выразить «и жар холодных числ, и дар божественных видений». Органическое сочетание ценностей «неба» и «земли» оказывается возможным только на основе высокоразвитой «метафизики» - абстрактной философской мысли - и изящных искусств. Именно они выходят в такие периоды на передний край культурного творчества, порождая те произведения, жанры и стили, которые в последующие времена именуются классическими и которые становятся непревзойденными ни до, ни после. «Идеалистическое» искусство Сорокин характеризует как «великолепный синтез идеационального и благороднейших форм чувственного искусства» [6, с. 437], достигающий идеального сочетания высокого содержания и высокой формы. Теми же чертами отмечена и «идеалистическая» система истины, которая «занимает промежуточное место между чувственной и идеациональной системами и объединяет в своем тигле три отличительных элемента чувственной, религиозной и рационалистической истины. Системы Платона и Аристотеля, Альберта Великого и Фомы Аквинского - лучшие примеры попыток синтезировать в одном целом божественную, чувственную и диалектическую истину» [6, с. 473]. Здесь для Сорокина несущественно, что по формальной классификации система Аристотеля относится скорее к научному, Платона - к спекулятивно-философскому, а Альберта и Фомы - к теологическому типу теории. Существенно то, что их объединяет - именно, принцип равноправия и гармонии трех начал, «под знаком» которого они были созданы и который обеспечил им своего рода культурную универсальность. Средневековые европейские теологи чтили Аристотеля не меньше, чем эллинистические физики, биологи, космологи и лингвисты периода Великого расцвета частных наук или гуманисты раннего Возрождения, однако «маятник культуры» неуклонно смещается, и наступает момент, когда промежуточная стадия независимо от своего интегрального или эклектического характера переходит в третью, «чувственную» фазу социально-культурного развития. Этот тип культурной суперсистемы для нас наиболее знаком и привычен, поскольку именно к нему (точнее, к его последней фазе) Сорокин относит евро-американскую цивилизацию XX века. Его яркий признак - стремительная экспансия зародившейся на предыдущем этапе автономной светской культуры, нормы и институты которой становятся определяющими в общественной жизни. Лозунг этой культуры - «Здесь и теперь!» Ее краеугольные камни - эмпирическая наука, технология, светская идеология и «человеческие, слишком человеческие», говоря словами Ф. Ницше, этико-правовые нормы.
Этот пафос чувственной культуры определяет новое направление поиска «последней истины», которая усматривается теперь на земных путях научного познания «физических и биологических свойств реальности» [7, с. 18]. Стимулируемая этим идеалистическим (а где-то в глубине - даже идеациональным) побуждением, чувственная наука достигает немыслимых ранее высот и масштабов, становясь лучшим достижением, своего рода «лицом» культуры чувственного типа. В то же время в самой этой науке идут подспудные процессы усиления прагматического, утилитарного аспекта, роста ценности «пользы» относительно ценности «истины», что, в конечном счете, приводит ее к всеобщему кризису. Тот же характер носит и система образования, главная забота которой, по словам Сорокина, в том, чтобы «подготовить удачливых бизнесменов, ремесленников, инженеров, политиков, юристов, докторов, учителей, священников и т.д.» [6, с. 472].
Господство и последовательное нарастание ценностей утилитаризма приводит к еще одному уникальному достижению «чувственного» общества: оно «вполне успешно производит множество технологических открытий, имеющих целью увеличение телесного комфорта чувственной жизни» [7, с. 18]. Техника и технология обретают культурную автономию, становясь в известном смысле целью и важнейшим критерием общественного развития. Такую же автономию и влияние обретает идеология - своеобразная «религия земного», лишенная трансцендентного измерения и ориентированная на конечные, светские аксиологии, представляющие более или менее органичные гибриды идеалистических и чувственных ценностей.
Светское, «чувственное» право рассматривается обществом как созданное человеком. Его цель также утилитарна: сохранение человеческой жизни, охрана собственности и имущества, мира и порядка, счастья и благополучия общества в целом и господствующей элиты, устанавливающей и проводящей в жизнь закон, в частности. Светское общество «рассматривает все этические и законодательные правила как простые изобретения человеческого ума, в высшей степени относительные и изменчивые» [7, с. 19]. Поэтому нормы светского права относительны, изменяемы и условны, в силу чего законы предрасположены к постоянным изменениям. Его кары «целиком чувственные, лишенные сверхчувственных санкций. Их цель - не искупление, а возмездие, перевоспитание преступника, безопасность общества и сходные утилитарные соображения» [6, с. 497-498]. Правила и процедуры здесь гибки, изменяемы и свободны от жесткой формальности, свойственной религиозному закону. Такой закон, как светский по природе, не дополняется какими-либо священными или каноническими установлениями; он основан на исключительно чувственной системе показаний и на светском статусе судей.
Еще одна важнейшая характеристика «чувственного» этапа развития культуры - новый тип искусства. К достижениям современного «чувственного» искусства Сорокин причисляет техническое совершенство, превосходящее совершенство чувственного искусства любого другого века и культуры; творения, «беспримерные и по своему объему, и по своему размеру»; уникальное многообразие стилей, жанров и тем, представляющее всю известную до сих пор историю искусства. К его «недугам», особенно сильно проявляющимся на позднем этапе, он относит возрастающую отстраненность от культурных и моральных ценностей, тенденцию становиться все более и более поверхностным, болезненную концентрацию на патологических типах людей и событиях, возрастающую непоследовательность, эклектичность, внутреннюю и духовную бессвязность [6, с. 449-456].
Религия в чувственной
культуре переживает глубокий кризис.
В результате многосторонних процессов
секуляризации она постепенно оттесняется
на периферию культуры, загоняется в своего
рода социальные и культурные резервации.
В обществе нарастает скептицизм, вольномыслие
и атеизм. Культура религиозной жизни
все более клонится к упадку, поскольку
ее социальный престиж и интерес к ней
в обществе неуклонно снижаются. В результате
религия достигает «абсолютного минимума»
своего социального и культурного влияния;
там, где она не преследуется, как откровение
Бога, она «опускается до уровня вторичного
«социального убеждения» -- своего рода
политического кредо» [6, с. 472]. Сходный,
хотя несколько менее выраженный, кризис
переживает и философия, которая в контексте
данной культуры становится, по словам
Сорокина, второстепенной чувственной
утилитарной наукой.
Заключение
Итак, каждая великая культура и цивилизация выражают какую-либо одну, главную ценность. Так, главной ценностью культуры Запада средних веков был Бог (Истина). Эта ценность определяла содержание религиозного исторического времени, а Также теократический характер политической власти, особенности духовной и материальной сферы общественной жизни. Подобные религиозные времена наблюдались в Древней Индии, в период распространения буддизма, в греческой культуре УШ-У1 вв. до п. ).
В XII в.. и особенно в XIII—XIV вв., в западном мире ценности сменяются, что знаменует собой смену исторических времен, когда главный принцип — Истина. Вера — заменяется другим главным принципом.
Начиная с XIV в. господствующее положение в западной культуре начинает занимать следующая главная ценность, что знаменует собой наступление новых исторических времен.
Три шипа культур,
описанных П. Сорокиным, образуют своеобразные
циклы повторения и следования друг
за другом базовых ценностей в
различные эпохи и в различных
странах (например, в египетской, греко-римской,
индийской, китайской истории). Настоящий
период европейской истории характеризуется
очередной сменой ведущей ценности и соответствующим
ей историческим временем, поскольку силы
каждой культуры ограничены, и когда они
исчерпываются, наступает новый исторический
период со своей главной ценностью, своими,
свойственными только ему, особенностями
духовной, материальной и политической
жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1.Электронная библиотека http://bugabooks.com/book/267-
2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонов: Пер. с англ. [Текст] /П.А.Сорокин, А.Ю.Согомонов. М., 1992.
3. История социологии: Учеб. пособие [Текст] /Под ред. А.Н.Елсукова, Минск, 1997.
4. Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990.
5. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования.– 1998. – № 12.– С. 3-14
6. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ.– М.: Политиздат, 1992.– С. 427-504.
7. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ.– М.: Наука, 1997.– 351
8. Сорокин П.А. Социологические
теории современности. — М., 1992
Информация о работе Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина