Содержание:
Введение
1. Понятие традиции
2. Инноваций и их взаимодействие
с традициями
3. Традиции и обряды
русского народа
3.1. Семейные традиции
и обряды
3.2. Свадебные обряды
3.3. Календарные праздники и обряды,
фольклор
3.4. Традиции приема гостей
4. Роль традиций в национальной культуре
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Культура - это не только
прекрасные произведения искусства, это
духовная жизнь общества в целом, достижения
науки, искусства, усвоенный в процессе
обучения и восприятия способ поведения,
духовный мир личности, уровень развития
чего-либо, совокупность традиций передаваемых
норм деятельности и поведения. В культуре
любого народа есть много явлений, сложных
по своему историческому происхождению
и выполняемым функциям. Одним из самых
ярких и показательных явлений такого
рода являются народные традиции. Для
того чтобы понять их истоки, надо, прежде
всего, изучать историю народа, его культуру,
соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться
понять его душу и характер. Любые традиции
в своей основе отражают жизнь той или
иной группы людей, а возникают они как
результат эмпирического и духовного
познания окружающей действительности.
1. Понятие традиции
Традиция (от лат. traditio — передача) —
анонимная, стихийно сложившаяся система
образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется
в своем поведении достаточно обширная
и устойчивая группа людей. Традиция может
быть настолько широкой, чтобы охватывать
все общество в определенный период его развития.
Наиболее устойчивые традиции, как правило,
не осознаются как нечто преходящее, имеющее
начало и конец во времени. Особенно наглядно
это проявляется в традиционном обществе,
где традициями определяются все существенные
стороны социальной жизни.
Традиции имеют отчетливо выраженный
двойственный характер: они совмещают
описание и оценку (норму) и выражаются
описательно-оценочными высказываниями.
В традициях аккумулируется предшествующий
опыт успешной коллективной деятельности,
и они являются своеобразным его выражением.
С другой стороны, они представляют собой
проект и предписание будущего поведения.
Традиции — это то, что делает человека
звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание
в историческом времени, присутствие в «настоящем»
как звене, соединяющем прошлое и будущее.
Традиционным становится далеко
не все из жизненного опыта человечества,
а лишь то, что способствует наиболее успешному
течению жизни в тех или иных (конкретных) условиях. Изменяются
условия жизни — изменяются и традиции. В той же части,
в которой традиции связаны с самой природой
человека, у них есть нечто неизменное
во времени и общее для представителей
самых различных культур и цивилизаций.
Следовательно, характер традиции определяется жизнедеятельности
людей, а последний вытекает как из характера
базисных и вторичных потребностей, так
же из условий их удовлетворения. Поэтому традиция
— общечеловеческое явление, а совокупность
конкретных традиций определяет самобытность
данного сообщества.
Для понимания сущности традиций
важно:
Наличие некоего
положительного жизненного опыта — способа удовлетворения
потребности, поддержания жизни индивидов.
Не будь этого опыта, нечему было бы становиться
традиционным.
Способность человека воспринимать
опыт других индивидов и воспроизводить
его — полностью или частично — в своей
жизнедеятельности. Следовательно, базисным
качеством человека в плане возникновения
традиций является его восприимчивость
к опыту других.
Объединение содержания пунктов
первого и второго делает
традицию способом накопления всем человечеством
или отдельными его сообществами опыта
обеспечения и поддержания своей жизнедеятельности.
При этом данный опыт становится действенным
благодаря тому, что усваивается множеством
индивидов. Иными словами, традиционное
— это то, что воспринято и воспроизводится
множеством индивидов.
Одной из характеристик конкретной
традиции является ее распространенность: бывают
традиции местного значения, бывают
традиции общенационального характера
или даже межнационального. К примеру,
традиция отмечать праздники есть у всех
народов, у всех конфессий, у всех цивилизаций.
Еще одной характеристикой
конкретной традиции (а с нею и самого
этого явления в целом) является устойчивость(традиций),
а прямым следствием устойчивости традиции
является ее жизнеспособность. По всему
ходу истории человечества происходит
«естественный отбор» традиций, в результате которого
новые нарождаются, старые отмирают, а некоторые
существуют тысячелетиями. В этом «естественном отборе»
традиций есть постоянное ядро традиционности
— общечеловеческий и непреходящий
во времени характер базисных потребностей
и модифицируемое конкретное содержание,
в зависимости от условий жизни.
Среди членов сообщества всегда
есть более консервативная часть — приверженцы
традиций, склонные отстаивать их даже
при значительных изменениях условий
жизни (последнее — их недостаток), и «прогрессивная» часть
— индивиды, склонные к отходу от традиций
даже при сохранении прежних условий
жизни (это — их недостаток, так как не
все новое лучше старого). Особенно опасно
угасание прежних традиций до того, как
сформируются новые и более эффективные:
многие члены сообщества могут оказаться
дезориентированными в своей жизнедеятельности.
Подобное возможно при смене общественно-политических
систем (к примеру, вследствие революции).
Нередко
традиция заменяет человеку и общности
необходимость самостоятельного мышления:
очень многое из того, что мы делаем, так
или иначе мы делаем в силу традиции (“потому
что так принято”, “так было от века”
и т.д.). М.Шелер пишет об этом: “Массы никогда
не будут философами. Эти слова Платона
справедливы и сегодня. Большинство людей
свое мировоззрение черпает из религиозной
или какой-то другой традиции, которую
они всасывают с молоком матери” [3,340 ]
. Так и было в архаических обществах, где
отступление от традиции казалось окружающим
настоящим бунтом.
Общественная значимость
явления традиционности определяется
как тем фактом, что любая традиция восходит к той или иной
потребности человека, так и тем, что содержание
традиции оказывается приемлемым или необходимым множеству
индивидов. Именно поэтому традиция
— принципиально общественное явление,
затрагивающее каждого из членов сообщества.
Любая конкретная
традиция в пределах данного поколения может быть
воспринятой (у предыдущего) или выработанной
— в этом случае необходима ее проверка
временем, и пока следующее поколение
не начало воспроизводить ее содержание,
это всего лишь инновационное действие
с потенциалом традиционности.
2. Инновации и их
взаимодействие с традициями
Культура
выступает как единство преемственности
и обновления, предполагающее, с одной
стороны, использование культурных ценностей,
накопленных предками и бережно сохраненных
потомками, а с другой, изменение существующих
традиций и отторжение того, что больше
не соответствует духу времени. В этом
смысле можно говорить о культуре как
о взаимовлиянии и противоборстве традиции
и инновации. И если не всегда одерживает
верх традиция, то, в крайнем случае, она
сохраняется в глубине общественного
бытия.
А Х.Ортега-и-Гассет
так развивает мысль о единстве и противоборстве
традиции и инновации: “Наше будущее рождается
из свободы, неиссякаемого источника,
вечно бьющего из себя самого. Однако свобода
предполагает выбор между вариантами
поведения, а последние формируются лишь
на основе прошлого — нашего и чужого,
— служащего как бы материалом, который
вдохновляет на новые их сочетания... Независимо
от величины радиуса нашей свободы он
всегда ограничен: мы вынуждены всегда
хранить преемственность с прошлым. Неразрывная
связь с ним яснее всего проступает, когда
сотворенный нами, положенный в основу
жизни проект радикально отрицает прошлое.
Одна из форм, с помощью которой прошлое
правит нами, как раз и состоит в том, чтобы
побудить нас совершить противоположное
тому, что было осуществлено прошлым...
Яркий тому пример — “так называемое
современное искусство”. Его руководящий
принцип — поступать наперекор тому, как
извечно поступало искусство” [2, 576-577
] .
При
всей своей оппозиционности и традиция,
и инновация взаимосвязаны и взаимообусловлены
до такой степени, что порой их сложно
дифференцировать: ведь ни одна инновация
никогда не остается новшеством сколько-нибудь
долгое время точно так же, как ни одна
традиция не является традицией “отродясь”,
а возникает первоначально как инновация.
Аргумент “так было всегда” в конечном
счете не верен: не всегда, а какой-то более
или менее длительный период. То, что кажется
нам новшеством, либо не приживется в культуре
и отомрет (в случае неприятия его членами
этноса или группы), либо постепенно превратится
в традицию.
Именно в умении принимать и усваивать
инновации и состоит жизнеспособность
традиции. Но для этого нужно время. О том, что инновация превратилась в этническую
традицию можно говорить тогда, когда
в памяти членов этноса стирается момент
введения инновации и впечатления об этом
событии становятся принадлежностью истории.
Но даже если инновация не имеет шанса
укорениться в определенной культуре
в виде традиции, то она все равно выполняет
в этой культуре более или менее значительную
роль, расшатывая устои традиции, самим
своим существованием показывая ее уязвимость,
в частности, возможность поиска и выбора.
"Любая традиция — это бывшая инновация,
и любая инновация — в потенции будущая
традиция. В самом деле, ни одна традиционная
черта не присуща любому обществу искони,
она имеет свое начало, откуда-то появилась,
следовательно, некогда была инновацией.
И то, что мы видим как инновацию, либо
не приживется в культуре, отомрет и забудется,
либо приживется, со временем перестанет
смотреться как инновация, а значит, станет
традицией".[1,160]
3. Традиции и
обряды русского народа
3.1. Семейные традиции и обряды
Среди русского старожильческого населения
(особенно среди казачества и крестьян,
рано получивших землю во владение, а затем
и в собственность) обычным явлением в
прошлом были большие (неразделенные)
семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали
не только родители, дети и внуки, но и
несколько братьев, тут же могли быть сестра
с мужем-примаком, осиротевшие племянники
и другие родственники. Нередко семья
объединяла до 20 и более человек. Во главе
семейного коллектива стоял отец или старший
брат (большак, старшой), Распорядительницей
среди женщин и авторитетом среди мужчин
была его жена. Внутрисемейная жизнь определялась
патриархальными устоями. Сама церковь
предписывала женщинам беспрекословное
подчинение мужу. Снох ожидал в семейной
жизни тяжелый повседневный труд, от них
ждали покорности и повиновения. В то же
время все члены семьи участвовали в выполнении
хозяйственных дел, на мужчинах лежали
наиболее тяжелые полевые, лесные, строительные
работы. В семейные дела вовлекались и
дети.
После отмены крепостного права и получения
земельных наделов появилась тенденция
к распаду больших семей. Переселенцы
последних десятилетий XIX в. редко решались
на переезд большим составом. Вместе с
тем проживание старшего сына с родителями
повсюду оставалось семейной традицией.
Семьи в 7-9 человек были распространенным
явлением. В столыпинское время наряду
с ними появлялись маленькие семьи - в
4-6 человек.
3.2. Свадебные обряды
Свадьбы обычно праздновались осенью
или зимой после Крещенья. Свадебный обряд
состоял из нескольких этапов и занимал
большой промежуток времени. Сватать девушку
приезжали крестный с крестной или родители
парня, реже - другие родственники. Садились
под матицу и заводили разговор иносказательно:
"У вас - товар, у нас -купец" или "У
вас - курочка, у нас -петушок, сведем их
в один хлевушок". В случае согласия
проходила затем череда предсвадебных
встреч: смотрины невесты, знакомство
с хозяйством жениха, сговор (запой, рукобитье),
во время которого договаривались о дате
свадьбы, размере приданого, размере и
содержании кладки - денежном взносе жениха
и одежде, которую он покупал невесте (это
могли быть шуба, пальто, шелковое платье,
ботинки с галошами и др.). Вслед за тем
примерно в течение месяца шла подготовка
к свадьбе. Весь этот период подруги невесты
собирались в ее доме на вечерки, помогали
приготовить подарки на свадьбу и приданое:
шили, вязали кружева, вышивали.
Все обряды, входившие в свадебный цикл,
сопровождались песнями сообразно моменту
- грустными, лирическими, величальными,
шуточными, прощальными.
Игровой характер свадебных увеселений
проявлялся сполна на следующий день,
когда зять, а за ним и все присутствующие
отправлялись "к теще на блины".
У казаков, например, после шумного (с подбрасыванием
и битьем тарелок) веселья в доме тещи,
рядились в разные одежды, раскрашивали
или закрывали холстиной лицо и с гиканьем,
с песнями разъезжали по станице на волах,
запряженных в повозки - рыдваны. Заезжали
в гости к кумовьям и другим гостям.
Свадьба могла длиться неделю и больше.
Несмотря на ограниченное число приглашенных,
присутствовать, вступать в пляски, представления,
изредка угощаться могли практически
все желающие.
Собиратели фольклора констатируют обеднение
свадебной обрядности в XX в., исчезновение
из нее не только многих грустных, но и
ряда игровых моментов. Расширился состав
участников, однако были утрачены свадебные
"роли" (кроме дружки). Обрядовый песенный
фольклор ушел в область истории.
3.3. Календарные праздники и обряды, фольклор
В повседневной жизни проявлялись родственные
отношения, объединявшие людей в крепкие
многочисленные группы. Связь поддерживалась
совместным проведением праздников (хождением
друг к другу в гости), а также обычаями
взаимопомощи и взаимовыручки. Одним из
них, наиболее жизнестойким, был обычай
помощи в труде (помочи, толока).