Фаюмский портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:21, доклад

Краткое описание

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э.
Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
На сегодняшний день известно около 900 погребальных портретов.

Вложенные файлы: 1 файл

фаюмский портрет.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Сообщение на тему:

                   «Фаюмский портрет»

                                      

 

                   

 

 

 

     Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э.

    Своё название получили  по месту первой крупной находки  в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

    Являются элементом видоизмененной  под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

    На сегодняшний день известно около 900 погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими.

    Впервые погребальные  портреты были описаны в 1615 году итальянским исследователем Пьетро делла Валле во время его пребывания в Оазисе Саккара-Мемфис. Он привёз два из них в Европу. Сегодня они находятся в коллекции Государственного художественного собрания Дрездена. Несмотря, на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в. До настоящего времени не сохранилось информации, откуда родом были первые находки: возможно, это были опять Саккара или Фивы. Благодаря Леону де Лаборде в 1827 году в Европе появились два новых погребальных портрета, якобы найденных в Мемфисе, один из которых хранится сегодня в Лувре, а другой — в Британском музее.

    Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики, очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

Важная особенность  фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.

    Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).

    Некоторые портреты выполнены  на загрунтованном клеем полотне.

    Примерно со второй  половины II века в портретах начинает  преобладает восковая темпера.  А поздние портреты III—IV веков  написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.

    Кроме того, некоторые  группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

     На погребальных портретах  можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь  при датировке. В большинстве  своём все умершие были изображены  с причёсками, отвечающими моде  своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.

 

 

 

 


Информация о работе Фаюмский портрет