Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:26, реферат
Средневековье длилось почти тысячу лет – с V по XV век. Этот период начался с завоевания варварами в 476 году Римской империи. Варвары разрушили города, уничтожили архитектурные памятники, сожгли библиотеки Рима. Культура Античности пришла в упадок. Варвары создали на завоеванных территориях свои поселения, но не привнесли культуры, которая могла бы стать заменой античной. Это привело к кризису культуры в Европе. Вместе с этим феодальная раздробленность европейских государств приняла угрожающий характер: в междоусобных войнах погибали тысячи людей, сотни тысяч оставались без земли и были приговорены к голоду и нищете.
Государственный университет – Высшая школа экономики
Нижегородский
филиал
Факультет
экономики
Эссе по дисциплине
«Культурология»
Тема: Христианство
как доминанта средневековой
культуры Запада.
Поршнев А.В
Нижний Новгород
2009
Средневековье длилось почти тысячу лет – с V по XV век. Этот период начался с завоевания варварами в 476 году Римской империи. Варвары разрушили города, уничтожили архитектурные памятники, сожгли библиотеки Рима. Культура Античности пришла в упадок. Варвары создали на завоеванных территориях свои поселения, но не привнесли культуры, которая могла бы стать заменой античной. Это привело к кризису культуры в Европе. Вместе с этим феодальная раздробленность европейских государств приняла угрожающий характер: в междоусобных войнах погибали тысячи людей, сотни тысяч оставались без земли и были приговорены к голоду и нищете.
Только церковь в течение многих веков оставалась единственным связующим звеном, соединяющим все страны, племена и государства Европы. Церковь имела огромное политическое влияние: ни одно решение в стране не могло быть принято без одобрения духовенства. Но еще более важным стало влияние христианства на сознание населения, прежде всего на простой люд. В условиях тяжелой и скудной жизни, когда знания о мире были крайне ограниченными и чаще всего недостоверными, христианство предлагало людям «стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах»[1] Кроме того, один Бог был более понятен человеку, имеющему одного хозяина(сеньора), чем множество богов язычества. Это стало одной из причин того, что христианство доминировало в духовной культуре Средневековья.
Несмотря на единство религии, понимание христианства было разным у разных слоев общества Средневековья. Для крестьян – «безмолвного большинства» христианство стало символом надежды. Простой люд презирался, игнорировался господствующим классом, что нередко влекло за собой неоправданную жестокость и безразличие со стороны сеньоров. Церковь же не разделяла открытой враждебности к крестьянам, что во многом изменило отношение феодалов к своим подданным, что значительно улучшило условия их(крестьян) жизни. К тому же, религия помогала крестьянам терпеть свои тяготы и лишения, потому что «церковь превозносило бедность, считая ее идеальным состоянием истинного христианина» [2]. Этот «вынужденный аскетизм» вселял в бедняков веру в то, что они ближе к Богу, чем их богатые сеньоры, не разрешал им пойти на бунт.
Для сеньоров – «господствующей верхушки» религия стала скорее модой, нежели потребностью. Все сферы жизни господствующего класса были продиктованы большей частью религией. Даже рыцарство – в большей степени «светское образование» – вытекало из идеи церковных крестовых походов. Доказательством этого могут послужить девизы рыцарей Средневековья. Многие из них начинались словами: «За христианскую веру…». Только после этого возгласа следовали «за короля» или за даму сердца.
В целом же всеобъемлющее христианство стало воплощением идеи единообразия, типичности Средневековья. «Быть как все» было воплощением христианской добродетели. Эта идея стала в основу всеобщей нетерпимости к инакомыслящим, «инаковыглядящим», думающим не о том, о чем написано в Священном писании. Борьба с еретиками брала за основу именно борьбу за единообразие.
Но как же люди могли понять христианство, его догматы, если все книги религиозного содержания были написаны на «мертвом», латинском языке и к тому же были баснословно дороги, а в обществе царило невежество, безграмотность? Кроме того невежество царило и среди духовенства. Масса мирян слушала проповеди по текстам из Библии, часто субъективно истолкованным полуграмотными священниками. При всем этом духовенство монополизировало право на интеллектуальное образование: только при церквях было возможным открытие школ, а также организация размножения книг.
Безусловно, церкви было выгодно управлять безграмотным населением, ибо знания порождают сомнения и инакомыслие. Возможно, именно с этой целью древний, первоначальный текст Евангелия(откровения) при переводе с древнегреческого был подвергнут некоторым изменениям. «Например, в Послании к Ефесянам апостола Павла был искажен перевод фразы «найдите Христоса в сердце через веру»(греч. – «пистеос»), а в оригинале было – «пистис»(знание!)»[3] Именно поэтому стремление к знанию священники называли «соблазном Диавола», а «греховным» – «всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога» Именно этим были продиктованы нетерпимость к ученым и философам Античности и Средневековья, гонения, предания анафеме, сожжение их трудов и , что не редкость, их самих.
Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованных священников и стала открывать школы, семинарии при церквях для обучения будущих служителей церкви. Постепенно появлялись школы и для мирян, что значительно повысило образованность населения, особенно из обеспеченных слов общества.
Церковь имела большое влияние и на искусство Средневековой Европы. Архитектура, живопись, скульптура – все формы искусства были подчинены религии. Это произошло, видимо, потому, что это искусство создавалось под влиянием религиозного «миропонимания». С помощью архитектуры храмов можно понять изменения в этом миропонимании. Так храмы романского стиля поражают своей монументальностью, основательностью, грозностью. Выражение «Храм – крепость веры» имело практически буквальный смысл. Узкие окна, толстые, массивные стены, внутреннее убранство роднило храм с замками феодалов. Вся эта монументальная тяжесть подавляла желания прихожанина, она «ставила на колени» и «принуждала к молитве». Легкость и «кружево в камне» готических храмов действует на прихожан иначе. Обилие света, льющегося главным образом сверху, из витражных окон, множество всевозможных украшений придавало возвышенность, праздничность богослужению. «Симфония в камне» – так называли готические строения современники.
Искусство служило рычагом влияния церкви на народ. Оно было доступно для всех – как для знающих латынь(ведь богослужения проходили только на этом языке), так и для неграмотных прихожан. К тому же бедный люд, который не мог себе позволить купить или хотя бы посмотреть на произведения искусства, видел его лишь в храме. Для них это искусство играло огромную роль, имело большое влияние. Ибо «формула «искусство – библия для неграмотных» сохраняло свое значение на протяжении всего Средневековья»[1].
Средневековая культура обладала несомненной целостностью, которая объединяла феодально раздробленное государство в единое. Христианство повлияло на все слои населения Средневековья: для неимущих крестьян была надеждой на «божественное спасение» после смерти, для богатых сеньоров – «модой», сближающей их интересы.
Христианство повлияло на развитие образования и науку. Церковь тормозила их развитие, объясняя свои действия идеей о «дьявольском начале» многих суждений и открытий того времени.
Христианство повлияло и на развитие искусства. Искусство послужило как бы посредником между церковью и народом. Именно оно во многом привило христианские догмы безграмотным простолюдинам.
Из
всего этого можно заключить,
что христианство было доминантой средневековой
культуры Европы. Именно церковь во
многом определяла поведение средневекового
европейца, вся его деятельность, а значит
и развитие культуры были приведены в
соответствие с христианскими догматами.
Список литературы.
Информация о работе Христианство как доминанта средневековой культуры Запада