Содержание.
Введение. 1
1. Культура средневековья:
характеристика эпохи. 2
1.1 Раннее Средневековье
(V-IX вв.) 2
1.2 Высокое (классическое) Средневековье
(X-XIII вв.) 3
1.3 Позднее Средневековье
(XIV-XV вв.) 5
2. Христианство как стержень
средневековой культуры. 5
Заключение. 10
Список используемой литературы.
11
Введение.
Приобщение к христианству
- событие огромного значения, определившее
пути
развития русской культуры.
История средневековья начинается с падением
Римской империи. Переход от античной
цивилизации к средневековью был обусловлен,
во-первых, распадом Западной Римской
империи, во-вторых - Великим переселением
народов, в третьих, определившим процесс
становления европейской культуры, стало
христианство. Христианство стало духовной
основой западноевропейской культуры.
Таким образом, средневековая
культура - это результат сложного, противоречивого
синтеза античных традиций, культуры варварских
народов и христианства. Однако влияние
этих трёх начал средневековой культуры
на её характер не было равнозначным. Доминантой
средневековой культуры стало христианство, которое выступало
в качестве новой мировоззренческой опоры
мировосприятия и мироощущения человека
той эпохи, что обусловило формирование
средневековой культуры как целостности.
Цель данной работы: изучить
и выявить роль христианства в культуре
средневековья.
Задачи:
раскрыть общее своеобразие
средневековой культуры;
охарактеризовать христианство
как стержень средневековой культуры.
Работа состоит их введения,
глав основной части, заключения и списка
используемой литературы.
1. Культура
средневековья: характеристика эпохи
Средневековая культура Западной
Европы - эпоха великих духовных и социокультурных
завоеваний в истории всего человечества.
Средними веками культурологи
называют длительный период в истории
Западной Европы, который охватывает более
тысячелетия с V по XV века, т.е. с момента
падения Западной Римской империи до момента
активного формирования культуры Возрождения.
Внутри тысячелетия принято выделять,
по меньшей мере, три периода:
Раннее Средневековье, от начала
эпохи до 900-1000 годов (до X-XI вв.);
Высокое (Классическое) Средневековье
- от X-XI веков до » XIV в;
Позднее Средневековье, XIV-XV
в.
1.1 Раннее
Средневековье (V-IX вв.)
Это был период трагического,
драматического перехода от античности
к собственно средневековью. Христианство
медленно входило в мир варварского бытия.
Варвары раннего Средневековья несли
своеобразное видение и ощущение мира,
основанное на родовых связях человека
и общности, к которой он принадлежал,
дух воинственной энергии, чувство неотделимости
от природы. В процессе становления средневековой
культуры важнейшей задачей было разрушение
"силового мышления" мифологического
варварского сознания, уничтожение древних
корней языческого культа силы. Таким
образом, становление раннесредневековой
культуры представляет собой сложный,
болезненный процесс синтеза христианских
и варварских традиций. Драматизм этого
процесса был обусловлен противоположностью,
разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных
ориентаций и основанного на "силовом
мышлении" варварского сознания.
Постепенно главная роль в формирующейся
культуре начинает принадлежать христианской
религии и церкви. В условиях всеобщего
упадка культуры сразу после распада Римской
империи, в условиях тяжелой и скудной
жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных
знаний об окружающем мире, церковь предлагала
людям стройную систему знаний о мире,
его устройстве, действующих в нем силах.
Эта картина мира целиком определяла менталитет
верующих селян и горожан и основывалась
на образах и толкованиях Библии. Вся культурная
жизнь европейского общества этого периода
в значительной степени определялась
христианством.
Однако не следует думать, что
становление христианской религии в странах
Западной Европы проходило гладко, без
трудностей и противоборства в сознании
людей со старыми языческими верованиями.
Население было традиционно привержено
к языческим культам и проповедей и описания
жития святых было недостаточно для обращения
его в истинную веру. В новую религию обращали
с помощью государственной власти. Однако
и долгое время спустя после официального
признания единой религии, духовенству
приходилось бороться с устойчивыми пережитками
язычества в среде крестьянства.
Церковь уничтожала капища
и идолов, запрещала поклоняться божкам
и совершать жертвоприношения, устраивать
языческие праздники и ритуалы. Суровые
наказания угрожали тем, кто занимался
гаданиями, прорицаниями, заклинаниями
или просто верил в них. Многие языческие
обычаи, против которых боролась церковь,
были явно аграрного происхождения. Так,
в "Перечне суеверий и языческих обычаев",
составленного во Франции в VIII веке, упоминаются
"борозды вокруг деревень" и об "идоле,
по полям носимом". Преодолеть приверженность
к такого рода ритуалам было нелегко, поэтому
церковь пошла на сохранение некоторых
языческих обрядов, придав этим действиям
окраску официальных церковных ритуалов.
Так, ежегодно на Троицу устраивались
процессии "крестного хода" по полям
с молением об урожае взамен языческого
"ношения идола".
Формирование процесса христианизации
было одним из источников острых столкновений,
т.к. со старой верой у народа нередко связывались
понятия народной свободы, между тем, как
связь христианской церкви с государственной
властью и угнетением проступало достаточно
отчетливо. В сознании масс сельского
населения, независимо от веры в тех или
иных богов, сохранялись установки поведения,
при которых люди чувствовали себя непосредственно
включенными в круговорот природных явлений.
Это постоянное воздействие природы на
человека и вера в воздействие человека
на ход природных явлений при помощи целой
системы сверхъестественных средств было
проявлением магического сознания средневекового
сообщества, важной чертой его мировоззрения.
Церковь рьяно боролась со всеми
пережитками язычества, вместе с тем принимая
их. Так, называя язычеством всякие обряды,
заговоры и заклинания, церковь, тем не
менее, вела настоящую охоту за людьми,
якобы обладающими способностью эти заговоры
и заклинания творить. Особенно опасными
церковь считала женщин, занимающихся
изготовлением всякого рода снадобий
и амулетов. В пособиях для исповедников
большое внимание уделялось "способностям
некоторых женщин летать по ночам на шабаши".
Итак, раннее средневековье,
с одной стороны, это эпоха упадка, варварства,
постоянных завоеваний, бесконечных войн,
драматического столкновения языческой
и христианской культур, с другой - это
время постепенного укрепления христианства,
усвоения античного наследия. Признаками
раннесредневековой культуры можно считать
приверженность традиции, консерватизм
всей общественной жизни, господство стереотипа
в художественном творчестве, устойчивость
магического мышления, которое было навязано
и церкви.
1.2 Высокое
(классическое) Средневековье (X-XIII вв.)
Эпоха зрелого Средневековья
начинается со времени "культурного
безмолвия", продолжавшегося почти
до конца X в. Бесконечные войны, междоусобицы,
политический упадок государства привели
к разделу империи Карла Великого (843 г.)
и положили начало трем государствам:
Франции, Италии и Германии.
В период классического, или
высокого Средневековья, Европа начала
преодолевать затруднения и возрождаться.
В XI в. улучшение экономической ситуации,
рост населения, уменьшение военных действий
привели к ускорению процесса отделения
ремесла от земледелия, следствием чего
был рост как новых городов, так и их размеров.
В XII-XIII вв. многие города освобождаются
из-под власти духовных или светских феодалов.
С X века укрупнились государственные
структуры, что позволило собирать более
многочисленные армии и до некоторой степени
прекратить набеги и грабежи. Миссионеры
понесли христианство в страны Скандинавии,
Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти
государства вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная стабильность
обеспечила возможность быстрого подъема
городов и экономики. Жизнь стала меняться
к лучшему, в городах расцветала своя культура
и духовная жизнь. Большую роль в этом
играла та же церковь, которая тоже развивалась,
совершенствовала свое учение и организацию.
Европейское средневековое
общество было очень религиозно и власть
духовенства над умами была чрезвычайно
велика. Учение церкви было исходным моментом
всякого мышления, все науки - юриспруденция,
естествознание, философия, логика - все
приводилось в соответствие с христианством.
Духовенство было единственно образованным
классом, и именно церковь длительный
период определяла политику в области
образования. Вся культурная жизнь европейского
общества этого периода в значительной
степени определялась христианством.
Важный пласт формирования
народной культуры во времена классического
Средневековья - проповеди. Основная масса
общества оставалась неграмотной. Для
того, чтобы мысли социальной и духовной
элиты стали господствующими помыслами
всех прихожан, их нужно было "перевести"
на доступный для понимания всех людей
язык. Этим занимались проповедники. Приходские
священники, монахи, миссионеры должны
были растолковывать народу основные
положения богословия, внушать принципы
христианского поведения и искоренять
неправильный образ мыслей. Проповедь
предполагала в качестве своего слушателя
любого человека - грамотного и неграмотного,
знатного и простолюдина, горожанина и
крестьянина, богатого и бедного.
Наиболее известные проповедники
строили свои проповеди таким образом,
чтобы в течение длительного времени удержать
внимание публики и донести до нее идеи
церковного учения в виде простых примеров.
Некоторые пользовались для этого так
называемыми "примерами" - короткими
рассказами, написанными в виде притчей
на житейские темы. Эти "примеры"
- один из ранних литературных жанров и
представляют особый интерес для более
полного понимания миросозерцания рядовых
верующих. "Пример" был одним из наиболее
действенных средств дидактического воздействия
на прихожан. В этих "случаях из жизни"
виден изначальный мир средневекового
человека, с его представлениями о святых
и нечистой силе как о реальных участниках
повседневной жизни человека. Однако наиболее
известные проповедники такие, как Бертольд
Регенбургский (XIII в.), в своих проповедях
не пользовались "Примерами", строя
их преимущественно на библейских текстах.
Этот проповедник строил свои проповеди
в виде диалогов, адресовал призывы и высказывания
к определенной части слушателей или профессиональных
категорий. Широко использовал способ
перечисления, загадки и другие приемы,
делавшие его проповеди маленькими спектаклями.
Служители церкви, как правило, не вносили
в свои проповеди сколько-нибудь оригинальных
идей и высказываний, от них этого не ожидалось
и прихожане были бы неспособны оценить
это. Удовлетворение публика получала
как раз от слушания вещей привычных и
известных.
В XII-XIII вв. церковь, достигнув
пика могущества в борьбе с государством,
постепенно стала терять свои позиции
в борьбе с королевской властью. К XIII в.
начинает разрушаться натуральное хозяйство
в результате развития товарно-денежных
отношений, ослабляется личная зависимость
крестьян.
1.3 Позднее
Средневековье (XIV-XV вв.)
Позднее Средневековье продолжило
процессы формирования европейской культуры,
начавшиеся в период классики. Однако
ход их был далеко не гладким. В XIV - XV веках
Западная Европа неоднократно переживала
великий голод. Многочисленные эпидемии,
особенно чумы, принесли неисчислимые
человеческие жертвы. Очень сильно замедлила
развитие культуры Столетняя война. В
эти периоды неуверенность и страх владели
массами. Хозяйственный подъем сменяется
длительными периодами спада и застоя.
В народных массах усиливались комплексы
страха перед смертью и загробным существованием,
усиливаются страхи перед нечистой силой.
В конце Средневековья в сознании простонародья
Сатана трансформируется из, в общем-то,
не страшного и иногда смешного черта
во всемогущественного повелителя темных
сил, который в завершение земной истории
выступит в роли Антихриста. Другая причина
страхов - голод, как следствие низкой
урожайности и нескольких лет засух.
Источники страхов лучше всего
высвечиваются в молитве крестьянина
того времени: "Избави нас, Господи,
от чумы, голода и войны". Господство
устной культуры мощно способствовало
умножению суеверий, страхов и коллективных
паник. Однако, в конце концов, города возрождались,
люди, уцелевшие от мора и войны, получили
возможность устраивать свою жизнь лучше,
чем в предыдущие эпохи. Возникли условия
для нового подъема духовной жизни, науки,
философии, искусства. Постепенно стала
расшатываться и социальная структура
средневекового общества. Возникает новый
класс - буржуазия. Начавшийся процесс
разложения феодализма (социально-экономической
основы средневековой культуры), ослабление
влияния христианства вызвали кризис
средневековой культуры, выразившийся
прежде всего в разрушении ее целостности,
ускорили переход к новой, качественно
иной эпохе - эпохе Ренессанса, связанной
с формированием нового, буржуазного типа
общества. Таким образом, изменения в реальной
жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья
приводят к формированию новых представлений
о культуре.
2. Христианство
как стержень средневековой культуры.
Христианство явилось стержнем
европейской культуры и обеспечило переход
от античности к средневековью. Долгое
время в историко-культурологической
литературе господствовал взгляд на средневековье
как на "темные века". Основы такой
позиции были заложены просветителями.
Однако история культуры западноевропейского
общества была не столь однозначна, одно
несомненно - вся культурная жизнь Средневековой
Европы этого периода в значительной степени
определялась христианством, которое
уже в IV в. из гонимой становится государственной
религией в Римской империи.