Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:44, реферат
Для проведения чайных церемоний стали строить чайные домики: необы-кновенно красивые, легкие, полные света и воздуха изысканные сооружения. Как правило, они располагались на лоне живописной природы: пышная расти-тельность, масса ароматных цветов, журчание ручья и пение птиц были свое-образной рамой для чудесной картины — чайного домика. Внешнюю пышность и красоту подчеркивала простота внутреннего убранства — в домиках стояли небольшие диванчики, стулья, столики, отдельно находились чайные принадле-жности. Сюда приходили поразмышлять, пообщаться, отдохнуть за спокойной и неторопливой беседой или просто утолить жажду.
ВЕДЕНИЕ
Чаепитие на Востоке, особенно это касается Китая и Японии, - очень древняя традиция. Культура чайной церемонии неотделима от искусства, куль-туры этих стран, всего образа жизни. Сущность церемонии составляют четыре основные принципа, которые в 1564 году были возведены в правила проведе-ния чайной церемонии Сен Рикю - знаменитым мастером приготовления чая. Правила эти: ва, кеи, сеи, дзяку, дословно переводятся как гармония, уваже-ние, чистота, спокойствие. Гармония - в отношениях между людьми, гармо-ния человека и природы, окружающего мира; уважение ко всем и всему, исхо-дящее из искреннего чувства благодарности за само существование; чистота - физическая и духовная; спокойствие - душевный покой. Традиции чаепития так
или иначе связаны со страной, давшей чаю путевку в большую жизнь.
Формирование чайного ритуала прошло несколько этапов. По мере того как этот удивительный напиток открывал людям свои секреты, формировалось отношение к чаю не просто как к напитку, утоляющему жажду, а как к чему-то большему, помогающему человеку уйти от мелких бытовых проблем повседне-вной жизни, сосредоточиться и поразмышлять о высоком, увидеть неожиданное в привычном, понять неизвестное в известном. Постепенно усложнялась проце-дура чаепития, где каждое движение, кроме прямого значения, несло в себе глу-
бокий философский смысл.
Чайная церемония распространилась во всех слоях общества. К началу XVIII века сформировалась целая система чайных школ. Во главе каждой шко-лы стоял иэмото - руководитель и старший из чайных мастеров, который упра-влял школой. В школах был разработан необходимый комплекс упражне-ний, предназначенный для выработки навыков чайного мастерства. Естественно, там обучались всему, что связано с организацией и оформлением церемонии, с при-готовлением чая, с поддержанием подобающей беседы и созданием нужного настроения.
Для проведения чайных церемоний стали строить чайные домики: необы-кновенно красивые, легкие, полные света и воздуха изысканные сооружения. Как правило, они располагались на лоне живописной природы: пышная расти-тельность, масса ароматных цветов, журчание ручья и пение птиц были свое-образной рамой для чудесной картины — чайного домика. Внешнюю пышность и красоту подчеркивала простота внутреннего убранства — в домиках стояли небольшие диванчики, стулья, столики, отдельно находились чайные принадле-жности. Сюда приходили поразмышлять, пообщаться, отдохнуть за спокойной и неторопливой беседой или просто утолить жажду.
ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
Чайная церемония - это специфическая ритуализованная форма совме-стного чаепития, созданная в средние века. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов и тесно связана с мно-
гими другими культурными явлениями.
Чайная церемония начинается с того, что человек должен был внутренне психологически подготовиться: освободиться от всего неприятного, раздра-жающего, болезненного и второстепенного. Только когда покой и тишина снисходили в душу человека, и он как бы настраивался на одну волну с при-родой и мирозданием, только тогда, считали жители, что он был готов к
Чайному ритуалу.
Чайная церемония требует особой атмосферы и специального настроя, достичь которого, впрочем, не так уж сложно. Предметы, окружающие во время чаепития, должны быть приятны для глаз, нежная музыка должна усла-ждать слух, все вокруг должно быть гармоничным, поскольку все пять стихий
участвуют в чайном действе.
Для того чтобы взаимодействие с чаем было более полным и насыщен-ным, в чайных церемониях используется специальная посуда. Сначала чай, предназначенный для заварки, насыпается в чайную коробочку — ча-хэ, с ее
помощью участники чайной церемонии имеют возможность познакомиться с
чаем.
Для каждого человека выставляются две чашки, называемые чайной парой: высокая узкая чашка предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая чашка — для наслаждения цветом и вкусом чая. Чаще всего чашки ставятся на маленький поднос-подставку. Это удобно для наливания чая и фо-рмирует композиционное единство чашек.
2 ПОРЯДОК И СИМВОЛИКА ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ.
В целом действие чайной церемонии представляет собой организован-ную и упорядоченную встречу хозяина — чайного мастера — и его гостей для совместного отдыха, наслаждения красотой, беседы, сопровождаемых употреб-лением чая. Церемония проводится в специально оборудованном месте и со-
стоит из нескольких действий, совершаемых в строгом порядке.
2.1. ТРАДИЦИИ И ВИДЫ ЦЕРЕМОНИИ.
Существует множество разновидностей чайной церемонии, из которых выделяется шесть традиционных: ночная, на восходе солнца, утренняя, лосле-
обеденная, вечерняя, специальная.
А) ночная церемония. Обычно проводится при луне. Сбор гостей прои-сходит не задолго до полуночи, завершается церемония не позже четы-рёх часов утра. Особенностью ночной церемонии является то что поро-шковый чай готовят непосредственно во время церемонии, перетирая в
ступке чайные листья, и заваривают очень крепко.
Б) На восходе солнца. Церемония начинается в три часа утра и продо-лжается до шести утра. На такой чай приглашают чаще всего в жаркую
погоду.
В) Утренняя. Проводится обычно в жаркую погоду, когда утро наиболее
прохладное время, начинается около шести утра.
Г) Послеобеденная. Начинается около часа полудня, из еды подается то-
лько пирожные.
Д) Вечерняя. Начинается около шести часов полудня.
Е) Специальная
(риндзитяною ) церемония проводится
по особому слу-чаям: праздник, специально
организованная встреча друзей или
праздно-вание, какого либо события.
2.2. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕРЕМОНИИ
Чайная церемония проводится в специально оборудованном месте. Обы-чно это огороженная территория, войти на которую можно через массивные де-ревянные ворота. Перед проведением церемонии, во время сбора гостей, ворота открываются, давая гостю возможность войти, не беспокоя хозяина, занятого подготовкой. На территории «Чайного комплекса» находится несколько строе-ний и сад. Детали их расположения не стандартизуются - в каждом конкретном случае стараются создать максимально эстетичный ансамбль, естественно впи-сывающийся в местность и создающий впечатление «продолжения природы». Непосредственно за воротами располагаются вспомогательные строения: «при-хожая», где гость может оставить вещи и переменить обувь, а также повельон, где гости собираются перед началом церемонии. Главное строение — чайный домик (тясицу) — находится в глубине чайного сада (тянива). Чтобы попасть туда, нужно пройти через сад по выложенной камнем дорожке (родзи).
Существует несколько
2.3. ЧАЙНЫЙ САД
Чайный сад невелик. В целом он обычно является своеобразной моделью небольшого фрагмента горного склона, поросшего лесом. Все его элементы по-дбираются так, чтобы создавать настроение спокойной отрешённости. В ясную погоду он защищает от яркого солнца, создавая спокойный полумрак. В саду высаживают различные вечнозелёные кустарники, бамбук, сосны, кипарисы. Также в нём в «естественном» порядке, имитирующем природный беспорядок и случайность, располагаются камни, поросшие мхом, и старые каменные фо-нари. Если церемония проводится в тёмное время суток, фонари зажигают, что-бы осветить путь гостей к чайному домику. Свет фонарей неяркий, достато-чный лишь для того, чтобы видеть путь, он не должен сам по себе привлекать внимание и нарушать сосредоточение.
2.4. ДОРОЖКА К ЧАЙНОМУ ДОМИКУ
Отдельного описания заслуживает дорожка, ведущая от входа через сад к чайному домику. Она выложена камнями (обычными, природными, имеющими разные формы и размеры) и выглядит не как искусственный тротуар, а как ка-
менистая тропинка в горах, естественно вписываясь в картину чайного сада.
Название «родзи» в буквальном переводе означает «земля, покрытая рос-сой». По преданию она восходит ко времени сёгуна Асикаги, которого обучал чайной церемонии Мурата Дзюко -на пути к чайному домику для сёгуна выкла-дывали на траве дорожку из листов бумаги, чтобы одежды правителя не намо-кли от росы. В конце родзи, у входа в чайный домик, находится каменный ко-
лодец, из которого гости берут воду для омовения перед церемонией
2.5. ЧАЙНЫЙ ДОМИК
Чайный домик является основой воплощения в чайной церемонии при-нципа «ваби» — естественности и простоты. В нём не должно быть ничего резко выделяющегося. По преданию, Мурата Дзюко проводил чайные цере-монии при дворе сёгуна Асикаги в комнате Додзинси — самом маленьком и скромно обставленном помещении резиденции сёгуна, — чтобы, отдалившись от богатства и роскоши, в которых проходили чаепития, проводить чайную це-ремонию в спокойствии и отрешённости от земных соблазнов. В соответствии с принципом «ваби» Дзёо Такэно, который придумал использовать в церемонии специально построенный чайный домик, придал ему вид простого крестьянско-го дома под соломенной крышей.
Чайный домик состоит из единственной комнаты, в которую ведёт вход, узкий и низкий, так что, пройти в него можно только сильно наклонившись. Такая конструкция входа имеет символический смысл — она заставляет любо-го, кто входит в домик, низко поклониться, независимо от его общественного положения. В прошлом низкий вход давал ещё один эффект — самурай не мог войти в чайный домик с длинными мечами, и оружие приходилось оставлять снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, одолевающие человека в мире, и сосредоточиться на церемонии.
Окон в чайном домике может быть довольно много — шесть-восемь, раз-личного размера и формы. Как правило, расположены они высоко, и предназна-чены не для того, чтобы смотреть наружу, а лишь для пропускания в дом не-обходимого количества света. Иногда, если из домика открывается особенно приятный вид, рамы могут раздвигаться, чтобы гости полюбовались красотой природы, но чаще окна в чайном домике закрыты.
Внутреннее убранство домика очень просто — стены отделаны серой гли-ной, чтобы отражённый ими свет создавал ощущение спокойствия и нахожде-ния в тени, пол устлан татами. Самая важная часть домика - токонома, - ниша в стене, расположенная напротив входа. В нише перед церемонией помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с изречением, как правило, в дзен - буддийском стиле, которое чайный мастер специально подбирает к каждому конкретному случаю. Никаких других украшений в чайном домике не допуска-ется, за исключением, возможно, картины старого мастера на стене. В центре
комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай.
2.6. ЧАЙНАЯ УТВАРЬ
Утварь, используемая в ходе чайной церемонии, должна составлять еди-ный художественный ансамбль, что не означает непременного однообразия, но требует, чтобы предметы подходили друг к другу и ни один из них не выделяя-лся резко из общего набора.
Для чайной церемонии, необходимые предметы:
А) Шкатулка для хранения чая,
Б) котёл или чайник, в котором кипятится вода,
В) общая чаша для совместного питья чая,
Г) Чаши для каждого из гостей,
Д) Ложка для насыпания чая,
Е) Мешалка которой хозяин размешивает чай во время приготовления.
Ж) Венчик для взбитая чая
З) Сосуд для хранения воды, приготовления чая
И) Ковш для умывания рук
Горячая чашка с чаем подается гостю на специальной ткани «Кобукуся
(Cobucusa)».
Все предметы должны быть простыми, скромного вида и почтенного Воз-раста, отражающегося в их виде. Как правило, чай хранится в простом дере-вянном ящичке, котёл или чайник - вполне обычный, медный, ложка для чая и мешалка — бамбуковые. Чаши применяются простые, керамические, доста-
точно грубой работы, без нарочитых украшений.
Вся утварь безукоризненно чиста, но при этом никогда не начищается. В отличие от европейцев, натирающих металлическую посуду до зеркального блеска, придающего предметам вид новых, только что изготовленных, чтобы предметы сохраняли «память о своём прошлом» — потемнение от времени, следы длительного использования. «Старый» вид утвари — один из элементов
эстетики чайной церемонии.
2.7. ВИДЫ ЧАЯ
Как правило, для классификации чаев используются два основных приз-нака: происхождение и степень ферментации. Чайный лист выращивается во многих уголках мира, но наиболее извес-тны, цейлонские и японские чаи. Они делятся на сорта по тем провинциям и даже населенным пунктам, в которых производятся.
Но более точной считается классификация чая по степени его фермен-тации. Ферментация – это процесс необратимого превращения веществ, накоп-ленных в чайном листе в процессе роста, начинающийся в тот момент, когда чайный лист срывают, и продолжающийся до того момента, когда все вещества пре-образуются в более устойчивые соединения. Ферментацию можно замед-лить или продлить путем изменения температуры, влажности, освещенности либо остановить ее на каком-то этапе. При варьировании условий и процесса фер-ментации получают разные виды чая: черный, зеленый, красный, желтый, бе-лый или синий.
Зеленый чай, Зеленый чай, самый популярный на востоке, является наи-менее ферментированным, так как под воздействием высокой температуры ос-лабляется активность ферментов и останавливается процесс окисления, что поз-воляет сохранить зеленый цвет листьев и настоя. Технология изготовления ос-нована на принципе сохранения лечебных природно-биологических активных веществ свежих листьев таким образом, чтобы они смогли высвободиться в настой во время заваривания. Именно поэтому зеленый чай так богат витаминами и наименее ферментирован.