Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 12:08, реферат
Целью данного реферата является: раскрыть образ человека эпохи западноевропейского средневековья, его нравы, образ жизни, верования и т.п.
Задачи:
1. Показать обстановку западноевропейского средневековья и место человека в ней.
2. Рассказать о типах человека в различные эпохи западноевропейского средневековья.
Введение………………………………………………………………… ….…3
1. Культура западноевропейского средневековья……………………….….5
2. Человек в культуре западноевропейского средневековья………….…..10
2.1. Раннее средневековье: трагический и возвышенный тип человека…………………………………………………….…….…10
2.2. Классическое (зрелое) средневековье: прекрасный тип человека………………………………………………………….….12
2.3. Позднее средневековье: комический и низменный тип человека……………………………………………………….….…12
Заключение ……………………………………………………………......….15
Список используемой литературы…………………………………….….…17
РЕФЕРАТ
Человек в культуре западноевропейского средневековья
Заключение
……………………………………………………………......…
Список используемой литературы…………………………………….….…17
Средние века… При мысли о них перед нашим умственным взором вырастают стены рыцарских замков и громады готических соборов, вспоминаются крестовые походы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры – весь хрестоматийный набор признаков эпохи. Но эти признаки внешние, своего рода декорации, на фоне которых действуют люди. Каковы они? Каков был их способ видения мира, чем они руководствовались в своём поведении?
Если попытаться восстановить духовный облик людей средневековья, умственный, культурный фонд, которым они жили, то окажется, что это время почти целиком поглощено густой тенью, отбрасываемой на него классической античностью, с одной стороны, и Возрождением – с другой.
Сколько искажённых представлений и предрассудков связано с этой эпохой! Но мы ничего не поймём в средневековой культуре, если ограничимся соображением, что в ту эпоху царили невежество и мракобесие, поскольку все верили в Бога, - ведь без этой “гипотезы”, являвшейся для средневекового человека вовсе не гипотезой, а постулатом, настоятельнейшей потребностью всего его видения мира и нравственного сознания, он был неспособен объяснить мир и ориентироваться в нём.
Очевидно, для того чтобы понять жизнь, поведение и культуру людей средних веков, важно было бы попытаться восстановить присущие им представления и ценности. Нужно выявить “привычки сознания” этих людей, способ, которым они оценивали действительность, приёмы их видения мира.
Поэтому целью данного реферата является: раскрыть образ человека эпохи западноевропейского средневековья, его нравы, образ жизни, верования и т.п.
Задачи:
1. Культура западноевропейского средневековья
Средневековое искусство возникло и существовало на почве феодализма, более прогрессивной общественной формации по сравнению с рабовладельческим строем. Художественная культура феодального общества, отличаясь в нравственном содержании от этических и эстетических идеалов античности, внесла в мировое искусство неповторимый вклад. [3; с.78]
К началу 11 в. у большинства народов Западной Европы феодальный строй окончательно стал господствующим. Производственные и юридические отношения, государственное устройство, религия и культура приняли характерные средневековые формы. Переход от ”варварских” империй к “классическим” государствам средневековой Европы, связанный с утверждением феодальных отношений, носил тяжёлый, мучительный характер. Это был период больших социальных и военных потрясений. Это пора, прошедшая в феодальных междоусобицах и борьбе против внешних врагов, характеризуется временным упадком и оскудением духовной культуры.
В истории западноевропейской культуры развитого феодализма явственно выделяются два этапа. Первый – 11-12 вв., второй – 13-14 столетия. На первом этапе начавшие возрождаться ремесло, торговля, городская жизнь были развиты ещё относительно слабо. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. Королевская власть вначале была слаба; король лишь ”первый среди равных”. Он скорее декоративная фигура, завершающая иерархическую пирамиду вассалов и сеньоров, чем олицетворение централизованной государственной власти. Правда, уже с конца 11 в., королевская власть начала укреплять свой авторитет и создавать централизованное феодальное государство, способствовавшее как дальнейшему подъёму феодальной экономики, так и организованному подавлению постоянных крестьянских восстаний.
Главной идеологической силой на данном этапе развития была католическая церковь – крупнейший феодальный властитель. Она руководила развитием всей духовной жизни – от богословия до искусства. Однако светская культура в эпоху средневековья полностью не исчезла. В рыцарских замках возникла относительно свободная от религиозных догматов и аскетических норм рыцарская поэзия, воспевавшая любовь и воинские подвиги. В среде народа продолжали жить и развиваться эпос, лирика, поэтический мир сказок. В деревнях и городах создавались насмешливые, полные наблюдательности поговорки и притчи. Наряду с мираклями и мистериями – инсценировками религиозных тем, происходившими в дни церковных праздников перед храмами, разыгрывались первые, ещё наивные по форме светские театральные зрелища, в которых отражался быт горожан, а иногда и крестьян, получали первую обрисовку реальные людские типы и характеры.
И всё же в целом культура 11-12 столетий – философия, мораль, начатки точных наук, нравоучительная литература и монументальное искусство – была подчинена интересам религии, гнёту церковного авторитета, освящавшего всю систему феодальной эксплуатации и угнетения. “Феодальная организация церкви освящала религией светский феодальный государственный строй. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления”. Только церковь была носительницей духовного единства. Она являлась, особенно на первом этапе, средоточением образованности; в монастырях формировалась средневековая интеллигенция: философы, богословы, юристы, врачи, художники, архитекторы.[4; с.229-230]
Средневековое искусство по своим формам являлось религиозным, символическим, отвлечённым. Художники создавали произведения для церкви. Само мышление людей средневековья было религиозным. Это накладывало отпечаток на все формы жизни общества и ограничивало возможности искусства.
Христианская религия проповедовала, что всё земное – лишь слабое отображение небесного, что земное ничтожно по сравнению с загробной жизнью. Искусство не должно было следовать природе – презрение к земному миру во имя повышенной одухотворённости вело к нарушению в искусстве привычного сходства с натурой и обращению к символам, аллегориям для выражения больших идей.[3; с.79]
В искусстве первому этапу периода развитого феодализма соответствует так называемый романский стиль.
В X в. возникают произведения романского стиля. Романский стиль развивается на протяжении X, XI и XII вв., т.е. захватил приблизительно три века европейского искусства. Особенность романского стиля – в его приземлённости, тяжёловесности, незамысловатости. В архитектуре романского стиля поменялись между собой значения интерьера и экстерьера храма. Внешние формы архитектуры – округлые, давящие, тяжёловесные – достаточно аскетичны, гораздо большее значение придаётся интерьеру здания (на рельефах стен, у подножия колонн, на окнах, у дверей обнаруживается огромное число каменных кентавров, львов, бросаются в глаза барельефы и скульптуры различных чудовищ, всякого рода химер). Романское искусство поначалу кажется грубым и диковатым, но вместе с тем оно более непосредственно, в нём даже есть искренняя и пылкая экспрессия, оно гораздо менее регламентировано. [1; с.49-50]
Второй этап в истории зрелого европейского средневековья связан с дальнейшим ростом производительных сил феодального общества. Оформилось разделение труда между городом и деревней, интенсивно развивались ремёсла и торговля. Новые потребности общества вызывали необходимость обуздания феодальной анархии. Королевская власть становилась сознательной выразительницей идей государственного единства страны, господства права над произволом, феодального порядка над феодальной анархией. Короли, опираясь на рыцарство и богатых горожан, начинали бороться против крупных феодалов.
13 и 14 столетия – время
наивысшего расцвета
В области искусства указанному периоду соответствует развитие готического стиля. [4; с.230-231]
В середине XII в. импульс для развития получил готический стиль, которое особенно бурно проходило в XIII, XIV и XV вв. Готика расцветает в период борьбы городов за независимость от феодального сеньора.
Готическое искусство утвердило в храмовой архитектуре так называемый базиликальный принцип, предполагавший особое строение собора, имевшего в плане форму вытянутого прямоугольника с расширяющимися нефами. За лёгкость и ажурность его называли застывшей или безмолвной музыкой, “симфонией в камне”. В отличие от суровых, монолитных, внушительных романских храмов, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 метров.
В музыке отмечалось
интенсивное развитие
Интенсивно развивается и ряд театральных жанров. Прежде всего это относится к религиозным мистериям, которые создавались на основе сюжетов Ветхого и Нового Заветов. Заметное место занимала и моралите – дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами, темы которых брались из жизни: сочувственное отношение к крестьянам, высмеивание жадности богачей, ханжества монахов, тупости судей и т.п.
Ещё одно качество западноевропейского художественного сознания можно определить как ускоренность в нём образа страдающего и оскорблённого человека. Предельное напряжение душевной жизни обозначает себя через искажённые пропорции, через изображение фигур людей, плоть которых измождена, изборождена глубокими морщинами, её сводит в судорогах. Высокое напряжение внутренней жизни, разрушающее равновесие телесного и духовного, - отличительная черта готического искусства. Герой готической скульптуры беспощаден к своему телу, на нём всегда лежит печать страдания, он о чём-то мучительно размышляет, что-то мучительно силится понять. [1; с.51-54]
Романская и готическая архитектура Европы принадлежит к классическим сокровищам мирового искусства.
2. Человек в культуре
западноевропейского
Эпоха Средневековья делится на три периода: раннее Средневековье (V-XI вв.), классическое Средневековье (конец XI-XV в.) и позднее Средневековье (XVI в.), которые могут быть сопоставлены с периодом становления феодальной формации, периодом её расцвета и периодом её разложения. Соответственно этим периодам в развитии эстетического идеала человека в средневековой культуре легко просматривается свойственная ему линия развития.[5; с.45]
2.1. Раннее средневековье: трагический и возвышенный тип человека
В это время активно формировалось классовое самосознание угнетённых слоёв – в различных сектах, из которых наибольшее распространение получило христианство. Христианство это религия “рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покорённых или рассеянных Римом народов”. Раннему христианству присущи были общность имущества, совместные трапезы, презрение к богатству и роскоши, идея братства людей, рабов и свободных. “Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос”, - возглашается в “Послании к колоссянам” апостола Павла. “Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись”. Это отражалось и на эстетических понятиях и нормативах. “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом”. Перед нами строгий, аскетический, возвышенный тип человека принципиально новой эпохи, новой формации. Духовность категорически ставится на первое место, телесность и чувственность столь же категорически порицаются.[5; с.46] Человек – раб божий. Служение богу не унижает, а, напротив, возвышает и спасает человека. Но служение требует смирения, подавления личных склонностей, противоречащих ригористичным идеалам христианства; поскольку искупление и завершение человека возможно лишь в ином мире, то свободное развитие личности исключено. Свобода воли, провозглашаемая христианством, оборачивается заповедью избегать всего, что может помешать спасению души.[2; с.271]
Бедность – характерное явление эпохи феодализма. В бедности видели состояние избранничества: pauperes Christi, “бедняки Христовы” были людьми, отказавшимися от земных благ для того, чтобы вернее достичь царствия небесного.[2; с.178]
Информация о работе Человек в культуре западноевропейского средневековья