Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:27, реферат
Возрождение положило начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации.
1 Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения и ее характерные черты
Возрождение положило начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Достаточно напомнить о гениальных научных догадках Леонардо да Винчи, об основании Фрэнсисом Бэконом опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана.
Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.
Гуманизм – (от лат. humanus – человеческий) система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми.
Художественная культура
Возрождения представляет для человечества
неповторимую и непреходящую ценность.
На ее основе возникла и развилась
передовая художественная культура
нового времени. Более того, искусство
Возрождения открывает собой, по
существу, первый этап в истории
искусства Нового времени. Сам язык
изобразительного искусства Нового
времени сложился в искусстве
Возрождения, в особенности в
его живописи. Огромное значение имело
искусство Возрождения для
Расцвет культуры и искусства
Возрождения имел всемирно-историческое
значение. Однако это вовсе не значит,
что культура всех народов мира при
переходе от феодализма к буржуазному
обществу проходила через период
Возрождения как через
Экономика и культура средневековой Европы на первых этапах развития феодализма отставала от рано расцветших могучих культур Востока (Византия, Арабский Восток, Китай, Индия, Средняя Азия). В дальнейшем, однако, именно в Европе впервые созрели предпосылки к переходу от феодализма к капитализму, то есть к новой, более высокой общественно-исторической формации. Эти новые общественные отношения сложились еще в недрах европейского феодального общества в торгово-ремесленных городах – городских коммунах.
Именно тот факт, что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений. На этой основе и возникла открыто враждебная старой феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто – на итальянском, Ренессанс – на французском языке). Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма.
В дальнейшем переход к первоначальному накоплению, бурная и мучительная перестройка всей экономики и социального строя Западной Европы вызвали формирование буржуазных наций, образование первых национальных государств. В этих условиях культура Западной Европы перешла к следующему этапу своего развития – к периоду зрелого и позднего Возрождения. Этот период представляет собой в целом более высокую ступень развития раннего капитализма в рамках разлагающегося феодализма. Однако сложение культуры и этого периода основывалось на освоении и дальнейшем развитии тех идеологических, научных и художественных завоеваний, которые были достигнуты в городской культуре предшествующего этапа Возрождения. Сам термин «Возрождение» появился уже в XV в., в частности у Вазари, автора знаменитых жизнеописаний итальянских художников. Вазари рассматривал свою эпоху как время возрождения искусства, наступившего после многовекового господства искусства средневековья, которое ренессансные теоретики считали временем полного упадка. В XVIII столетии, в век Просвещения, термин «Возрождение» был подхвачен Вольтером, высоко оценившим вклад этой эпохи в борьбу против средневековой догматики (от догматизм – метод мышления, при котором определенные положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учета конкретных условий жизни; Догматизм толкует все истины как абсолюты). В XIX в. этот термин был распространен историками на всю итальянскую культуру XV-XVI вв., а впоследствии на культуру других стран Европы, прошедших через данный этап историко-культурного развития.
В течение XIX – начала XX вв.
исторической и искусствоведческой
наукой, как западноевропейской, так
и русской, было много сделано
по углубленному изучению литературы,
искусства и культуры этой замечательной
эпохи. В эпоху империализма, и
особенно в последние десятилетия,
в буржуазной науке получили распространение
теории, пытающиеся отрицать принципиальную
противоположность Возрождения
эпохе средневековья, свести на нет
светский антифеодальный характер его
искусства и культуры. В иных случаях
искусство Возрождения
Этому стремлению ряда ученых
очернить традиции гуманизма Возрождения
современная передовая наука
противопоставляет
Большое значение в формировании
культуры Возрождения имело обращение
к великому наследию античности, не
полностью утраченному в
Широкое и своеобразное развитие получили культура и искусство Возрождения и на северо-западе Европы, особенно в передовых для того времени нидерландских городах XV в., а также в ряде районов Германии (прирейнские и южногерманские города). Позже, в период первоначального накопления и формирования национальных государств, большую роль сыграли культура и искусство Франции (конец XV в. и особенно XVI вв.) и Англии (конец XVI – начало XVII вв.).
Если искусство Возрождения
в своей последовательной форме
развилось только в некоторых
странах Европы, то тенденции развития
в сторону гуманизма, по существу
аналогичные принципам
Замечательные культуры народов
Азии в своей исторической эволюции
не знали Возрождения. Застойность
феодальных отношений, характерная
для этих стран в эпоху позднего
средневековья, чрезвычайно замедлила
их экономическое, политическое и духовное
развитие. Если в течение V-XIV вв. культура
народов Индии, Средней Азии, Китая
и отчасти Японии в ряде существенных
отношений опережала культуру народов
Европы, то, начиная с эпохи Возрождения,
ведущая роль в развитии науки
и искусства перешла на несколько
веков к культуре народов Европы.
Это было обусловлено тем, что
вследствие неравномерности исторического
развития в Европе раньше, чем где-либо,
стали созревать предпосылки
для перехода от феодализма к более
высокой фазе общественного развития
– к капитализму. Именно этот временный
социально-исторический фактор, а не
мифическое «превосходство» белой
расы, как пытались утверждать буржуазные
реакционные идеологи и апологеты
колониальной экспансии, обусловил
важный вклад Европы, начиная с
эпохи Возрождения, в мировую
художественную культуру. Пример замечательных
древних и средневековых
Великие завоевания культуры Возрождения если не непосредственно, то косвенно способствовали развитию и победе передовой антифеодальной культуры всех народов мира. Все народы, преодолевающие феодальный этап своего развития в борьбе за создание новой национальной демократической культуры, новаторски развивающей самобытные гуманистические завоевания, раньше или позже обращались в одних случаях непосредственно к наследию Возрождения, в других к опыту современной им передовой светской, демократической идеологии и культуры Нового времени, которые, в свою очередь, выросли на основе дальнейшего развития, углубления и творческой переработки достижений Возрождения.
Так, например, в ходе исторического развития Руси культура русского народа на рубеже XVII-XVIII вв. стала перед задачей решительного преодоления уже изживших себя условных и религиозных форм древнерусского искусства и обратилась к сознательному отображению новой действительности в формах самой действительности.
Этот процесс был в
значительной мере облегчен и ускорен
возможностью учета опыта
Такова самая общая (в значительной мере поверхностная) характеристика Ренессанса. Она позволяет выявить его отличительные черты:
– индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;
– культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;
– светский дух религии с тенденцией к язычеству. Под "светским духом религии" следует понимать то, что, оставаясь религиозными людьми (христианами), представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне. Для осмысления христианских ценностей они широко привлекали идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т.е. языческих) религиозных учениях;
– освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить себе схоластические мыслители;
– особенное внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания;
– чрезвычайный вкус к искусствам.
2 Гуманизм как
целостная основа новой
Открытие древнего мира было
произведено деятелями