Эпоха Древнего царства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:34, реферат

Краткое описание

Египетскую историю разделяют на три крупных периода, называемых царствами: Древнее, Среднее и Новое. Такое разделение предложил египетский историк Манефон (кон. IV – нач. III в. до н. э.). Царства подразделяются на династии правящих фараонов, всего насчитывается 32 династии. Период Древнего царства, о котором пойдет повествование, был временем наивысшего расцвета древнеегипетской культуры, экономической и политической мощи фараонов.

Вложенные файлы: 1 файл

египет.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Пять тысяч лет  отделяют нас от времени расцвета Египетской цивилизации и более 10 тысячи лет от времени ее появления. Египетское же государство возникло на берегах Нила в 5-4 тысячелетии  до н. э.

Египетскую историю  разделяют на три крупных периода, называемых царствами: Древнее, Среднее и Новое. Такое разделение предложил египетский историк Манефон (кон. IV – нач. III в. до н. э.). Царства подразделяются на династии правящих фараонов, всего насчитывается 32 династии. Период Древнего царства, о котором пойдет повествование, был временем наивысшего расцвета древнеегипетской культуры, экономической и политической мощи фараонов.

Древнее царство  – 28-23 вв. до н. э. – период правления III-VI династии. В это время сформировалось рабовладельческое общество, делившееся на три класса: знать и жречество, свободные крестьяне и ремесленники, рабы. Характерным типом правления в Египте во все эпохи была абсолютная монархия - неограниченная власть царя, подчинявшая себе все классы, экономику и культуру. Подобная власть была основана на зависимости населения от климатических условий, от малого количества плодородной земли. Для сельскохозяйственных работ требовалось строительство сложных гидротехнических сооружений, которое не могли себе позволить бедные общинники-земледельцы. Свободные крестьяне получали надел земли и воду для орошения, таким образом зависели от фараона экономически. Но кроме экономической, существовала религиозная зависимость. Культ фараона – «сына бога», укреплял и узаконивал единовластие. Царь «сочетал высшие государственные полномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом, и главой духовной власти»1.

Политика и экономика  Египта в эпоху Древнего царства  была еще достаточно примитивна, «Деятельность египетского правительства <…> сводилась главным образом к завоеванию соседних областей и внутреннему укреплению государства» 2. А вся экономика основана на земледелии и ремеслах. «Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Египте была сельская община, сохранявшая в течение многих столетий древнюю закостеневшую форму»3. Египетской политике, экономике и культуре вообще была свойственна застойность в развитии, создание нерушимых канонов и следование им. Большое влияние на все стороны общественной жизни играла религия. Она и диктовала образ жизни и была главной опорой фараона в подтверждении его неограниченной власти. У египтян существовало верование в загробную жизнь, причем подготовить эту дальнейшую жизнь после смерти возможно было только на земле. По этой причине фараоны строили себе грандиозные усыпальницы, в которых должна будет поселиться их душа. Египтяне сохраняли тела своим умершим при помощи бальзамирования. Именно туда придет душа, после суда Озириса (египетский бог мертвых), для того что бы продолжить свою земную жизнь. И загробная жизнь будет мало отличаться от земной, только нужно сохранить богатство и власть те же, что имел на земле. Другие древневосточные народы, «у которых были сходные верования, поступали просто и жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его вдову и слуг и хоронили их вместе с господином. Таков был обычай, например, в древнем Вавилоне. Но египетская религия была сравнительно гуманной: она никогда не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства»4.

Неограниченная, деспотическая власть фараонов III - IV династии позволила создать невиданные в мировой истории архитектурные гиганты – пирамиды. Тысячи рабов и свободных общинников призывались на эту непродуктивную работу во славу фараона. Никогда более за время своей истории власть царя в Египте не была столь сильна и государство не отличалось такой централизацией и сплоченностью вокруг культа фараона. Гробницы-пирамиды наглядно показывали, какая власть находиться в его руках, именно в эту эпоху «сформировалась древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя»5

Ансамбли пирамид и храмов.

Древнее царство  и вся Египетская культура прославлена  строительством великих пирамид  фараонов Хефрена (Хафра), Хеопса (Хуфу) и Микерина (Менкаура) в Гизе. Эти пирамиды уже в древнем мире были признаны одним из чудес света и свидетельствовали о мощи Египетского государства, о высоком уровне культуры, науки и искусства. «Все наиболее традиционные пирамиды были воздвигнуты в период Древнего царства»7.

ПИРАМИДА ДЖОСЕРА В САККАРА. Усыпальница для фараона III династии Джосера имела новый, необычный вид, она состояла из шести мастаб, поставленных друг на друга, и уменьшающихся кверху. Гробница возвышается как «лестница к небу», за что получила свое название – «ступенчатой» пирамиды.

Ансамбль погребальных сооружений состоит из пирамиды - в  центре, прилегающих дворцов –  Южного и Северного, и поминальных храмов. Построен был в Саккара, «недалеко от того места, где возводились усыпальницы фараонов, начиная с Мена»10, на месте мастабы фараона Санахта. Пирамида находится на прямоугольной террасе, длинные стороны прямоугольника имеют длину 545 м., короткие – 278 м. Так как строилась пирамида без связующего раствора, каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси и поэтому были устойчивы. Пирамида была задумана не сразу шестиступенной. Сначала была выстроена мастаба высотой в 8,2 метра, с длинной каждой стороны – 62,9 м. Возле нее были сделаны захоронения членов семьи фараона, еще при жизни Джосера. Позже мастабу увеличили до прямоугольника и вход в первое погребение оказался закрытым. Во время строительства, зодчий решает увеличить мастабу и надстраивает еще три мастабы над первой, затем она еще была надстроена и увеличена и «в итоге имела высоту 60 метров и основание размерами 109,2Х121 м.»11. Погребальная камера фараона Джосера находилась под пирамидой на глубине 28 метров.

Главной заслугой Имхотепа было не только строительство усыпальницы  нового типа, отличавшейся монументальностью  и величественностью, но и создание ансамбля вокруг пирамиды, чего прежде не было. Зодчий разместил на площади в 1500 м 2 молельни, заупокойные храмы, хеб-седный двор, предназначенный для ритуального бега фараона, сложился гармоничный ансамбль, все части которого гармонически связаны друг с другом. «Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных блоков белого известняка»12, вход был один и находился в южном конце восточной стены. В комплексе Джосера впервые встречается особая форма колонн, украшенных желобками, передававших связку стеблей, имевшие круглые базы и прямоугольные капители. Эти колонны получили название протодорических. Сорок таких колонн стояли вдоль стен галереи, ведущей на лестницу и во двор хеб-сед (хеб-сед – религиозное празднование, справляемое с целью «возрождения» престарелого фараона и придания ему новых сил). Кроме усыпальницы в этом же комплексе находится и кенотаф (ложная гробница) фараона Джосера. На стенах кладовых кенотафа сохранилась облицовка фаянсовых плит зеленовато-синего цвета, узор которых воспроизводит плетенку из тростника. К кенотафу примыкали помещения, связанные с религиозным празднеством хеб-сед. «В юго-западном углу южного двора стоит молельня, карниз которой украшен рельефным изображением священных змей – уреев, охранителей фараона»13. Так же в орнаментике ансамбля использованы стилизованные изображения цветка или бутона папируса, лотоса, пальмы, мотивы иероглифических знаков. Только пирамида лишена всякого декора, строго и величественно возвышается она над другими сооружениями ансамбля, поражает своей ясностью и цельностью форм, лаконичным силуэтом и динамичным наростом уменьшающихся ступеней вверх.

Ступенчатые пирамиды строили и другие фараоны III династии. Это частично сохранившаяся пирамида фараона Сехемхета в Саккаре, которая размером была больше пирамиды Джосера. Создание этой пирамиды также приписывают Имхотепу. Великолепная усыпальница была выстроена для фараона Неферка в Завьет эль-Ариане, она имела 7 уступов и квадратное основание со сторонами 100 м.

По пирамидам фараона IV династии – Снофру, выстроенным  в Медуме и Дашуре, мы можем проследить историю стиля, каким образом египетские зодчие пришли к пирамидальной четкой форме гробницы. Пирамида в Медуме первоначально задумывалась как 7 ступенчатая, но по мере строительства к ней прибавили еще один уступ, ступени покрыли облицовкой из плит известняка. «Промежутки между ними засыпались обломками строительного материала, благодаря чему стороны приобретали форму плоских граней»14. Высота пирамиды равна 75 метрам.

Пирамида Снофру в Дашуре по форме приближается к  классической, но не имеет ровных граней. Состоит она из мастаба и поставленной на мастабу пирамидой, нижняя и верхняя  часть пирамиды сливается в единый объем. Так же в Дашуре была сооружена 3-я пирамида Снофру, она была задумана с ровными, сходящимися в одной точке гранями и имела высоту около 100 метров.

Так форма пирамиды, «развивавшаяся на протяжении столетий, выкристаллизовалась в третьей  дашурской пирамиде Снофру, но своей  кульминации она достигла в пирамидах приемников Снофру, воздвигнутых в Гизе»15.

ПИРАМИДЫ ХЕОПСА, ХЕФРЕНА И МИКЕРИНА. Наиболее знаменитым ансамблем пирамид были и остаются пирамиды, сооруженные в Гизе для фараонов IV династии – Хуфу, Хафра и Менкаура, или, как называли их греки – Хеопса, Хефрена и Микерина. Все три пирамиды имеют аналогичную конструкцию, но разные размеры. Самая большая из них – Хеопса (высота равняется 146,52 м, длина основания – 233 м.), была построена первой. При постройке пирамид соблюдался целый ряд религиозных, астрономических и геодезических условий, и место – Гиза, было выбрано не случайно. «Некрополи Древнего Египта располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой ливийской пустыни, которую египтяне нарекли Страной смерти, ибо там, на западе, за горизонтом, скрывалось солнце»16.

Три пирамиды ориентированы  по сторонам света, вершины юго-восточных углов пирамид находятся на одной линии, а центры первых двух расположены на одной диагонали. «Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении»17.

При строительстве пирамид все было обдумано до мельчайших деталей. Архитектором пирамиды Хеопса (Хуфу) история называет племянника фараона Хемиуна. Он предложил новое решение для постройки пирамид. Вместо мелкой каменной кладки, использованной Имхотепом при постройке пирамиды Джосера, были взяты крупные известняковые блоки, отесанные и плотно пригнанные друг к другу. Всего 2300000 блоков весом 2,5 т каждый, отдельные блоки весят до 30 т. Держатся они посредством собственной тяжести. «Высота самого большого, первого ряда кладки основания пирамиды Хеопса равна 1,5 м., второго – 1,25 м., третьего – 1,2 м., четвертого 1,1 м., высота последующих колеблется от 90 до 65 см. Чем выше поднимаются ряды, тем меньше становятся блоки. У вершины высота блоков равна 55 см»18. Внутри пирамиды кладка была сплошной, кроме коридоров и погребальной камеры. Пирамиды Хеопса и Хефрена снаружи были облицованы отполированными известняковыми плитами и выглядели гранеными кристаллами на фоне ярко-голубого египетского неба и желтых песков. (На облицовку пирамиды Хеопса потребовалось 115000 плит длиной 1,5 м. До нынешнего времени облицовка частично сохранилась только на пирамиде Хефрена).

По свидетельству  Геродота пирамиду Хеопса строили 20 лет, а дорогу для доставки камней с каменоломен – 10 лет, на строительстве было занято 100000 человек.

Вход в пирамиду, находящийся с северной стороны, был тщательно заделан после  захоронения. Коридор от входа вел  к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Камера была ориентирована по световому лучу на Альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира, гробница должна была вписываться в орбиту космоса. «При выборе места сооружения пирамид в некрополе Гизе египтяне должны были соблюсти целый комплекс условий, отвечавший требованиям геологии (способности почвы выдержать нагрузку давления массы камня), астрономии (ориентации пирамид по сторонам света), культа (пирамиды мыслились местом вечного пребывания души умершего царя) и строго конструктивного решения»19.

Ансамбль пирамиды включал в себя различные сооружения, среди которых два заупокойных  храма, помещения для священных лодок и другие. Замечательны эти храмы тем, что в них впервые в истории египетской архитектуры появляются отдельно стоящие опоры – столбы, в храме Джосера были только полуколонны и пилястры.

Рядом с пирамидой  Хеопса была выстроена пирамида преемника  Хеопса – Хефрена, ее высота 143,3 м, а длина стороны основания – 215,25 метров. Вторая пирамида по конструкции подобна первой, только погребальная камера расположена ниже основания. «В ансамбль пирамиды входят 2 храма: верхний и нижний, объединенный проходом в единый комплекс»20. Интересен нижний храм, состоящий из нескольких залов, один из которых – Т-образной формы – многоколонный (гипостильный), уставлен квадратными в сечении гранитными столбами. Красиво естественное сочетание материала – темно-розового гранита колонн, светлого алебастрового пола и статуй фараона Хефрена из черно-зеленого диорита, стоявших вдоль стен. В древности к каждой из 16-ти колонн были прислонены статуи фараона, высеченные из диорита, алебастра и желтого шифера. Наиболее известна статуя из диорита, ныне находящаяся в музее в Каире. Синтез архитектуры и скульптуры, с преобладанием архитектуры свойственен египетскому искусству, в ансамбле пирамиды Хефрена он выразился особенно сильно. Недалеко от пирамиды находится так называемый Большой сфинкс. Огромная фигура льва с лицом фараона Хефрена, высеченного из цельной скалы, приставлены только лапы и голова. Сфинкс значительно пострадал от времени, поверхность его испещрена неровностями, трещинами, утерян нос, но внешний его образ не потерял от этого величественности, особенной строгости и красоты.

Информация о работе Эпоха Древнего царства