Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:10, лекция
Музыкальная культура Беларуси – одна из самых интересных и важных сторон в истории отечественной культуры. Это связано:
1) со своеобразным географическим положением (перекресток «запад-восток»);
2) со своеобразным политическим положением: вхождение в состав Киевской Руси, ВКЛ (13-16 вв.), Речи Посполитой (16-18 вв.), Российской Империи (конец 18-нач. ХХ в.);
3) с сосуществованием нескольких христианских конфессий – православной, католической, протестантской, униатской;
4) с сосуществованием нескольких языков (русский, белорусский).
ЛЕКЦИЯ 1
Тема: «Этапы развития белорусской музыкальной культуры X-XIX вв.»
Музыкальная культура Беларуси – одна из самых интересных и важных сторон в истории отечественной культуры. Это связано:
1) со своеобразным
2) со своеобразным политическим положением: вхождение в состав Киевской Руси, ВКЛ (13-16 вв.), Речи Посполитой (16-18 вв.), Российской Империи (конец 18-нач. ХХ в.);
3) с сосуществованием
нескольких христианских
4) с сосуществованием нескольких языков (русский, белорусский).
В истории белорусской музыкальной культуры выделяют следующие периоды:
1. Музыкальная культура
древности (1-Х вв.). Связана с формированием
белорусского этноса. Формирование
музыкального фольклора
2. Музыкальная культура Х-XIII вв. связана с формированием первых государств и принятием христианства (989). В музыкальную культуру проникают традиции греческого обряда из Константинополя и латинского – с Балтики. Характерным становится взаимопроникновение двух культурных традиций. В этот же период возникает профессиональная музыка.
3. Музыкальная культура XIV-1-й половины XVI вв. Белорусская культура ориентирована на Европу. В XVI в. идеи эпохи Возрождения и Реформации распространяется на Беларуси, в связи с чем возникают придворные капеллы по европейскому образцу. Музыкальные жанры разделяются на вокальные и инструментальные. Открываются первые нотоиздательства.
4. Музыкальная культура XVI-1-й половины XVIII вв. Господствующий стиль – барокко. Возрастает роль католической конфессии (Речь Посполитая). В культурной жизни Беларуси значимую роль играют иезуитские ордены. Возникает театральное искусство, в котором важное место отводится музыке (инструментальный, оперный, балетный жанры). Получает распространение кантовая культура и светское направление в музыке.
5. Музыкальная культура второй половины XVIII в. Господствующий стиль – классицизм, сентиментализм. Беларусь ощущает воздействие идей европейского и российского Просвещения. Активно развивается музыкальный театр, жанры оперы, балета, оркестровой и камерной музыки.
6. Музыкальная культура XIX в. Основной стиль в музыкальном искусстве – романтизм. Беларусь ощущает воздействие российской культуры. Начинается этнографическое изучение Беларуси, развитие музыкальной фольклористики.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Выделяют следующие исторически обусловленные пласты народной музыки:
– раннетрадиционная классика (совокупность всех древнейших родов и видов фольклора, предшествующих образованию собственно художественного творчества народа и органически связанных с практической жизнью и мифологией родоплеменного общества: песни календарно-земледельческого и семейно-обрядового циклов, хороводные, плясовые, трудовые песни, заговоры);
– позднетрадиционная классика (виды и формы народного творчества, возникшие в 18 веке: бурлацкие, казацкие, любовно-лирические, шуточные песни);
– песни борьбы 19-начала 20 веков или пореформенный исторический слой (батрацкие, рабочие, революционные песни, частушки).
Специфические черты фольклора: коллективность, устные формы бытования, синкретизм, вариантность и анонимность.
Особенности БНП:
– небольшой диапазон мелодии, вариантность мелодических оборотов, отсутствие увеличенных и уменьшенных интервалов;
– диатонические лады, чаще – натуральный мажор и минор, иногда – миксолидийский, фригийский, дорийский лады, сопоставление мажора и минора;
– разнообразие метрических размеров (четные, нечетные, смешанные, сложные);
– преобладание умеренных темпов;
– форма период, двухчастная, вариационная, аавв. Характерны словообрывы и паузы в середине слова.
Бытовало два вида народного пения – одноголосное и многоголосное:
– антифонное (поочередное исполнение двумя хорами или солистом с хором);
– диафонное (полифоническое многоголосие, преимущественно двухголосие. Возникает на бурдонной основе – либо за счет неизменного протяженного баса при пении, либо при сопровождении пения дудой и лирой);
– гетерофония или пение «с переливами» (многоголосие, возникающие при исполнении одноголосной мелодии, когда в одном или нескольких голосах эпизодически происходят отступления от основного напева);
– пение «с подводкой» (возникает при разделении ансамбля на три группы: запевала, басы, а верхний «с подводкой»);
– двухголосное пение (второй голос выступает в качестве повторения первого, звучит на терцию, иногда кварту, квинту, сексту октаву выше основного нижнего голоса);
– трехголосное пение (эпизодическое заполнение третьим голосом пустой квинты);
– четырехголосное пение (возникает при присоединении к женским мужских голосов – теноров и басов).
В инструментальной музыке использовались самозвучащие, мембранные, духовые, струнные инструменты.
По составу выделяли сольное и ансамблевое исполнение. Состав ансамблей: дуэт (сольный и ударный; сочетание инструментов с различными приемами звукоизвлечения), троистая музыка, другие инструментальные ансамбли.
Характерно преобладание песенных и моторных наигрышей.
Темы рефератов:
1. Белорусские народные инструменты
2. Белорусская народная песня
Информация о работе Этапы развития белорусской музыкальной культуры X-XIX вв