Этапы развития белорусской музыкальной культуры X-XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:10, лекция

Краткое описание

Музыкальная культура Беларуси – одна из самых интересных и важных сторон в истории отечественной культуры. Это связано:
1) со своеобразным географическим положением (перекресток «запад-восток»);
2) со своеобразным политическим положением: вхождение в состав Киевской Руси, ВКЛ (13-16 вв.), Речи Посполитой (16-18 вв.), Российской Империи (конец 18-нач. ХХ в.);
3) с сосуществованием нескольких христианских конфессий – православной, католической, протестантской, униатской;
4) с сосуществованием нескольких языков (русский, белорусский).

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ 1.docx

— 17.67 Кб (Скачать файл)

 


 


ЛЕКЦИЯ 1

Тема: «Этапы развития белорусской музыкальной культуры X-XIX вв.»

 

Музыкальная культура Беларуси – одна из самых интересных и важных сторон в истории отечественной культуры. Это связано:

1) со своеобразным географическим  положением (перекресток «запад-восток»);

2) со своеобразным политическим  положением: вхождение в состав  Киевской Руси, ВКЛ (13-16 вв.), Речи  Посполитой (16-18 вв.), Российской Империи (конец 18-нач. ХХ в.);

3) с сосуществованием  нескольких христианских конфессий  – православной, католической, протестантской, униатской;

4) с сосуществованием  нескольких языков (русский, белорусский).

В истории белорусской музыкальной культуры выделяют следующие периоды:

1. Музыкальная культура  древности (1-Х вв.). Связана с формированием  белорусского этноса. Формирование  музыкального фольклора органически  связано с практической жизнью  и мифологией родоплеменного  общества: песни календарно-земледельческого  и семейно-обрядового циклов, хороводные, плясовые, трудовые песни, заговоры.

2. Музыкальная культура  Х-XIII вв. связана с формированием первых государств и принятием христианства (989). В музыкальную культуру проникают традиции греческого обряда из Константинополя и латинского – с Балтики. Характерным становится взаимопроникновение двух культурных традиций. В этот же период возникает профессиональная музыка.

3. Музыкальная культура  XIV-1-й половины XVI вв. Белорусская культура ориентирована на Европу. В XVI в. идеи эпохи Возрождения и Реформации распространяется на Беларуси, в связи с чем возникают придворные капеллы по европейскому образцу. Музыкальные жанры разделяются на вокальные и инструментальные. Открываются первые нотоиздательства.

4. Музыкальная культура  XVI-1-й половины XVIII вв. Господствующий стиль – барокко. Возрастает роль католической конфессии (Речь Посполитая). В культурной жизни Беларуси значимую роль играют иезуитские ордены. Возникает театральное искусство, в котором важное место отводится музыке (инструментальный, оперный, балетный жанры). Получает распространение кантовая культура и светское направление в музыке.

5. Музыкальная культура второй половины XVIII в. Господствующий стиль – классицизм, сентиментализм. Беларусь ощущает воздействие идей европейского и российского Просвещения. Активно развивается музыкальный театр, жанры оперы, балета, оркестровой и камерной музыки.

6. Музыкальная культура XIX в. Основной стиль в музыкальном искусстве – романтизм. Беларусь ощущает воздействие российской культуры. Начинается этнографическое изучение Беларуси, развитие музыкальной фольклористики.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Выделяют следующие исторически обусловленные пласты народной музыки:

– раннетрадиционная классика (совокупность всех древнейших родов и видов фольклора, предшествующих образованию собственно художественного творчества народа и органически связанных с практической жизнью и мифологией родоплеменного общества: песни календарно-земледельческого и семейно-обрядового циклов, хороводные, плясовые, трудовые песни, заговоры);

– позднетрадиционная классика (виды и формы народного творчества, возникшие в 18 веке: бурлацкие, казацкие, любовно-лирические, шуточные песни);

– песни борьбы 19-начала 20 веков или пореформенный исторический слой (батрацкие, рабочие, революционные песни, частушки).

Специфические черты фольклора: коллективность, устные формы бытования, синкретизм, вариантность и анонимность.

Особенности БНП:

– небольшой диапазон мелодии, вариантность мелодических оборотов, отсутствие увеличенных и уменьшенных интервалов;

– диатонические лады, чаще – натуральный мажор и минор, иногда – миксолидийский, фригийский, дорийский лады, сопоставление мажора и минора;

– разнообразие метрических размеров (четные, нечетные, смешанные, сложные);

– преобладание умеренных темпов;

– форма период, двухчастная, вариационная, аавв. Характерны словообрывы и паузы в середине слова.

Бытовало два вида народного пения – одноголосное и многоголосное:

– антифонное (поочередное исполнение двумя хорами или солистом с хором);

– диафонное (полифоническое многоголосие, преимущественно двухголосие. Возникает на бурдонной основе – либо за счет неизменного протяженного баса при пении, либо при сопровождении пения дудой и лирой);

– гетерофония или пение «с переливами» (многоголосие, возникающие при исполнении одноголосной мелодии, когда в одном или нескольких голосах эпизодически происходят отступления от основного напева);

– пение «с подводкой» (возникает при разделении ансамбля на три группы: запевала, басы, а верхний «с подводкой»);

– двухголосное пение (второй голос выступает в качестве повторения первого, звучит на терцию, иногда кварту, квинту, сексту октаву выше основного нижнего голоса);

– трехголосное пение (эпизодическое заполнение третьим голосом пустой квинты);

– четырехголосное пение (возникает при присоединении к женским мужских голосов – теноров и басов).

В инструментальной музыке использовались самозвучащие, мембранные, духовые, струнные инструменты.

По составу выделяли сольное и ансамблевое исполнение. Состав ансамблей: дуэт (сольный и ударный; сочетание инструментов с различными приемами звукоизвлечения), троистая музыка, другие инструментальные ансамбли.

Характерно преобладание песенных и моторных наигрышей.

 

Темы рефератов:

1. Белорусские  народные инструменты

2. Белорусская  народная песня


Информация о работе Этапы развития белорусской музыкальной культуры X-XIX вв