Античная любовная лирика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:53, реферат

Краткое описание

Античная любовная лирика Сапфо, Анакреонта, Катулла и Овидия

Содержание

Введение
Глава 1. Сапфо
1.1. Остров Лесбос
1.2. Любовная лирика Сапфо
Глава 2. Анакреонт
2. 1. Жизнь Анакреонта и «анакреонтика….»
2. 2. Анакреонт – «певец любви»
Глава 3. Катулл
3. 1. Жизненные этапы Катулла
3. 2. Любовь как один из основных мотивов поэзии Катулла
3. 3. «Будем, Лесбия, жить!»
Глава 4. Овидий
4. 1. "Млад и жив душой незлобной"
4. 2. Великий певец любви и свободы
4. 3. Любовные элегии
Заключение
Библиографический список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Сапфо

  1. 1. Остров Лесбос……….……………………………………………………..4
  2. 2. Любовная лирика Сапфо…………………………………………………..4

 

Глава 2. Анакреонт

2.  1. Жизнь Анакреонта  и «анакреонтика….»………………………………....7

2.  2. Анакреонт – «певец любви»……………………………………………….8

 

Глава 3. Катулл

3.  1. Жизненные этапы Катулла…………….………………………………….10

3.  2. Любовь как один из основных мотивов поэзии Катулла ………………10

3. 3. «Будем, Лесбия, жить!»…..………………………………………..……...13

 

Глава 4. Овидий

4.  1. «Млад и жив душой незлобной»……..….………………………………..15

4.  2. Великий певец любви и свободы…...…………………………………….15

4.  3. Любовные элегии…………………………………………………………..16

 

Заключение……………………………………………………………………….19

Библиографический список литературы……………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин лирика, введенный в употребление древнегреческими учеными в III веке до н. э., обозначал первоначально такие произведения, которые в Греции VII – IV веков до н. э. пелись под аккомпанемент струнного инструмента – лиры1 или кифары2, как это видно в песнях Сапфо, Анакреонта и др.

Но это название утвердилось  лишь в эпоху эллинизма. Обычно же лирическая песня у греков называлась термином мелика (от греч. мелос – песня), и это слово распространилось на весь жанр. Поэт должен был в себе совмещать и автора слов, и композитора, и хормейстера.

В понятие же античной лирики в целом входят также стихотворения, исполнявшиеся сначала речитативом в сопровождении флейты, но получившие вскоре декламационный характер, так называемые элегии и ямбы. Впрочем, примерно с III века до н. э. в греческой поэзии, а тем более впоследствии у римских авторов даже стихотворения, написанные лирическими размерами, стали предназначаться для декламационного исполнения, без музыкального сопровождения.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение. Лирике доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической любовной поэзии создали Анакреонт, Катулл, Овидий, Сапфо и др.

 

 

 

 

 

Глава 1. Сапфо

1. 1. Остров Лесбос

Сапфо (ок. 610 до н. э. – ок. 580 до н. э.) – поэтесса, видная представительница лесбосской медики начала 6 в. до н. э. На острове Лесбосе Сапфо стояла во главе «мусического кружка» женщин-поэтесс. Как аристократка она, подобно Алкею, была изгнана демократией и бежала в Сицилию, где, по рассказам, будто бы бросилась со скалы в море из-за несчастной любви к красавцу Фаонуа3. На самом же деле она впоследствии вместе с другими изгнанниками была возвращена на Лесбос, где и основала свою школу.

Однако политические темы не нашли почти никакого отражения  в ее творчестве, и о внешних  обстоятельствах ее жизни мы узнаем из поэзии Сапфо тоже немного: несколько строчек среди дошедших до нас отрывков посвящено горячо любимой дочери Клеиде, да беспутный младший брат поэтессы Харакс, отправившийся на поиски приключений в Египет и завязавший скандальный роман с известной гетерой, доставляет Сапфо много огорчений.

1. 2. Любовная лирика Сапфо

Сапфо писала свадебные  песни, гимны и другие мелические стихотворения. Собрание ее сохранившихся стихов насчитывает более 200 фрагментов, лишь малая часть которых содержит полные тексты. Исходно же корпус ее сочинений насчитывал, по свидетельству античных источников, 7 книг, большинство из которых по форме относится к монодийной (сольной) лирике, написанной сложными поэтическими размерами, единицей которых является не строка, а строфа (т. н. логаэды).  Муза Сапфо полна сильной, иногда мучительной страсти; она зовет к любви, к грациозной красоте, к солнцу. Свои стихотворения Сапфо облекает в разнообразную сложную метрическую форму («сапфическая строфа»):

Где звенит в прохладе ветвей сребристых

Гулкий ключ, где розы нависли сенью

И с дрожащих листьев  струится сонно

Томная дрема4.

Ее поэзия ограничена миром девичьих чувств: любовь и  красота подруг, взаимные привязанности  и горе разлуки.

Девы поступь милая, блеском взоров

Озаренный лик мне  дороже всяких

Колесниц лидийских и конеборцев

В бронях блестящих, –

говорит Сапфо. При этом традиционные мотивы фольклорных и  обрядов девичьих песен наполняется  в ее творчестве остро воспринимаемыми  личными переживаниями. Характерным  образцом может служить стихотворение  «К Афродите», открывавшее первую книгу сочинений Сапфо, собранных александрийским ученым. По форме это стихотворение построена как гимн, с обрамляющими его призывами к божеству о помощи, эпитетами богини, напоминанием о раннее оказанном содействии; содержанием же его служит жалоба на неразделенное чувство и выдержанное в чисто фольклорных антитезах обещание Афродиты:

Прочь бежит? – Начнет за тобой гоняться.

Не берет даров? –  Поспешит с дарами.

Нет любви к тебе? –  И любовью вспыхнет,

Хочет, не хочет.

В отличие от эпоса, знающего любовь только как физическое влечение, Сапфо воспринимает любовь как страшную стихийную силу, с которой смертному трудно бороться: «Любовь потрясла мне душу, как ветер, обрушившийся на дуб на скале», – читаем мы в двух сохранившихся строчках. «Снова терзает меня расслабляющая члены любовь, сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты», – гласит другой фрагмент.

Еще более значительным завоеванием Сапфо в этом направлении  является попытка изобразить любовное чувство не по внешним симптомам, как это было в эпосе, а по внутреннему состоянию человека. Если перемена в цвете лица, дрожь и даже холодный пот могут быть замечены постороннем наблюдателем, то ощущение внезапной немоты, звон в ушах и внутренний жар принадлежат к числу таких, все еще вполне конкретно-физических признаков, наблюдение и фиксация которых доступны уже только самому переживающему индивиду.

К тематике любовной лирике Сапфо близко примыкают ее эпиталии – свадебные песни, исполнявшиеся  на различных этапах брачного периода. К сожалению, от них дошли большей частью только незначительные отрывки, по которым все же видно, как близко соприкоснулись эти произведения Сапфо с фольклором. Мы встречаем здесь сравнение жениха со стройной веткой, а невесты – с румяным яблоком; оно висит высоко на дереве и дается в руки только тому, кто сумеет его достать.

Оценка Сапфо в позднейшие времена античного мира была противоречивой. С одной стороны, ее называли десятой  музой и восхищались ритмическим  богатством ее стихотворений; с другой, верили многочисленны анекдотам и побасенкам5 сомнительного свойства, распространявшимся аттической комедией. Причина последних – в непонимании особенностей общественного уклада в золо-дорийских государствах, где женщина пользовалась гораздо больше свободной, чем в Афинах, и долгое время сохранялись пережитки половозрастных содружеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анакреонт

2. 1. Жизнь Анакреонта и «анакреонтика»

Анакреонт (лат. Anacreon, греч. Анакреон) (около 570-478 до н.э.) – древнегреческий поэт-лирик. Родился в Теосе (Иония). Около 545 года, когда его родной город на малоазийском побережье был занят персами, Анакреонт с гуппой своих соотечественников переселился во Фракию, где принимал участие в основании города Абдеры.

 Позднее жил при дворах правителей Самоса Поликрата, Афин Гиппарха и фессалийского царя Эхекратида.

В 632 году до н. э., когда Поликат сделался властителем острова Самос, Анакреонт остался при его дворе, и здесь его поэзия, воспевающая радости жизни, любовь и вино, достигла полного расцвета. По свержении Поликрата (522 г.) Анакреонт был взят Гиппархом, сыном Пизистрата, в Афины на специально для него снаряженном корабле. Здесь он близко сошелся с самим Гиппархом, с Ксантиппом, отцом Перикла, и многими другими знатными афинянами. Из Афин, которые он покинул или тотчас же по убиении Гиппарха (514 г.), или по изгнании Гипния, он, кажется, отправился сначала в Лариссу в Фессалии, к Эхеркратиду, династу из рода Алейадов.

Последние годы жизни  он провел, по всей вероятности, в родном городе Теосе, или в Абдерах. Умер он около. 495 г. до н. э., как говорят, 85 лет от роду.

Основные мотивы поэзии Анакреонта – размеренное, сознательно культивируемое наслаждение радостями жизни: любовью, вином, пирами, свободой мысли, на фоне предчувствия смерти и тягот старости. Творчество Анакреонта характеризуется простотой в восприятии мира, иронией по отношению к самому себе. У него нет глубокого, всепроникающего чувства Сапфо, но в его поэзии увлекает радостное упоение жизнью, которым он полон.

Подлинных стихотворений  Анакреонта сохранилось немного; два из них переведены у нас Пушкиным («Кобылица молодая…» и «Поредели, побелели»). Значительно больше дошедших от поздней античности подражаний Анакреонту, которые послужили образцом для «анакреонтики» XVIII – XIX веков. В России анакреонтические стихи писали М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин; во Франции – Э. Парни, А. Шенье, Вольтер, П. Беранже; в Германии – П. Лессинг.

2. 2. Анакреонт – «певец любви»

Творчество Анакреонта – типичное порождение греческой  культуры второй половины VI века, процветавшей при дворах титанов. И в скульптуре, и в вазовой живописи, и в поэзии этого круга внимание сосредотачивалось не на глубоком проникновении в жизненный материал, а на мастерстве и изяществе в его обработке.

Анакреонт, снискавший еще в древности славу «певца любви», значительно уступает своим предшественникам в силе и глубине переживания. «Снова Эрос, как кузнец, ударил меня большой секирой и искупал в бурной пучине», – говорит Анакреонт об очередном своем увлечении, и в этих строчках только образ «бурной пучины» напоминает о разгуле стихий, сотрясающий душу Ивика. Гораздо чаще Анакреонт, далекий от сильного темперамента Ивика, ограничивается более безобидными ассоциациями:

Бросил шар свой пурпуровый

Златовласый Эрот в меня

И зовет позабавиться

С девою пестрообутую.

Любовь для Анакреонта – не «чудовище, от которого не защиты», как для Сапфо, а сладостное и  приятное развлечение. И хотя в другом месте он называет любовь «безумием  и мучением», источник ее он видит  не в стихийной силе космического масштаба, а в действиях шаловливого мальчугана Эроса, для которого любовные переживания смертных не более, чем игра в бабки6. Там, где Ивик видит могучую власть Киприды, где Сапфо обращается к ней с искренней молитвой, Анакреонт в изящной и полушутливой форме просит помощи у Диониса – бога виноградной лозы и покровителя возлияний. И даже двустишие Анакреонта, предвосхищающее трагическую раздвоенность любовного чувства в катулловском «Люблю и ненавижу…», звучит гораздо спокойнее и , быть может, ироничнее:

Люблю и словно не люблю,

И без ума, и в разуме.

Простота в восприятии мира, ясное и бесхитростное отношение  к жизни и любви, как легкой игре, сильно отличает Анакреонта и  от лесбийских лириков, и от ионизийской  элегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Катулл

3. 1. Жизненные этапы Катулла

Гай Валерий Катулл родился  в 80-х годах до н. э. в Вероне, в  северной Италии. Его отец был достаточно богат, общался с римской знатью, был, в частности, связан дружескими отношениями с Цезарем, и когда  молодой поэт в 60-х годах переехал в Рим, он был принят аристократическими кругами римского общества. Катулл рано начал писать стихи, обосновавшись в Риме, сошелся с поэтами-неотериками. Катулл создал лирику, отражающую разнообразные настроения поэта. Прежде всего это стихи, связанные с глубокой и трагической любовью Катулла к красавице Клодии, сестре трибуна Клодия Пульхра, которую поэт назвал Лесбией, тем самым сближая ее с Сапфо.

После разрыва с Клодией  в 57 году поэт отправился в Вифинию (Малая Азия), возможно, с целью скорее забыть возлюбленную, причинившую ему столько страданий; может быть, на это решение повлияла и весть о смерти брата, похороненного в Малой Азии. В результате поездки Катулла на Восток появился ряд новых стихотворений и эпиллий «Аттис», в котором нашли отражение экзотика восточной породы и таинственный культ богини Кибелы, связанный с оскоплением и оргиастическими танцами ее жрецов.

Вернувшись в Рим, Катулл прожил еще только года два. Он умер совсем молодым, в тридцатилетнем возрасте.

3. 2. Любовь как один из основных мотивов поэзии Катулла

Любовь – один из основных мотивов поэзии Катулла и вместе с тем, область самовыявления  его героев. О том, какое место  отводилось этому сугубо личному  в римской литературе, предшествующей Катуллу, достаточно известно.

Информация о работе Античная любовная лирика