Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:23, сочинение
1 аргумент: человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее, гуманнее. (Пример: музыка Чайковского, картины художников).
2 аргумент: произведения русской классики помогают нам понять, как прекрасен может быть человек, если его помыслы, поступки благородны, чисты. (Пример: Наташа Ростова).
Здесь собрана самая большая коллекция аргументов к проблемам для сочинений по русскому языку.
Основные аргументы есть на странице Как писать сочинение.
Проблема |
Позиция автора |
Аргументы |
Проблема души, внутреннего мира |
по-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека. |
1 аргумент: если в основе
наших поступков лежит доброта, справедливость, стремление
помочь ближнему, то мы настроены на позитив
в общении. Такое мироощущение надо воспитывать.
(Пример: детство, Наташа Ростова). |
роли искусства в жизни человека |
искусство воспитывает в нас чувство прекрасного. |
1 аргумент: человек учится
видеть красоту мира не только
находясь среди природы, но
и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает
его внутренний мир, делает добрее, гуманнее.
(Пример: музыка Чайковского, картины художников). |
взаимосвязи человека и природы. |
природа – это и храм, и мастерская, и часть нас. |
1 аргумент: на протяжении
долгого времени человек |
Проблема экологии. |
спасти природу, оставить потомкам цветущую планету, а не выжженную землю – задача каждого из на |
1 аргумент: на протяжении
долгого времени человек |
Проблема доброты. |
торопитесь делать добро. |
1 аргумент: в наши дни
люди всё чаще поступают, руков |
проблема чинопочитания, взяточничества, коррупции. |
для чиновников, которые думают только о собственной выгоде, люди с их проблемами, горем не существуют. В современной России с этим злом нужно бороться на государственном уровне. |
1 аргумент: невозможно
построить демократическое |
Проблема милосердия. |
наше общество больно равнодушием. Нужно возрождать милосердие. |
1аргумент: милосердие
нужно воспитывать в человеке
с детства. Сегодня многие |
Проблема роли книг в жизни человека. |
книги – наши надёжные друзья и спутники. |
1 аргумент: сегодня к
уровню образования человека предъявляются
высокие требования. Необходимо пополнять
беспрерывно свои знания. Самообразование
невозможно без книг.(Пример: Д.Карнеги
«Язык убеждения»). |
Проблема чтения в современном обществе. |
в России стали меньше читать. Это ведёт к деградации общества. |
1 аргумент: люди сегодня
живут в очень напряжённом
ритме. Книги всё чаще |
Проблема развития и сохранения русского языка. |
сохранение русского языка - задача каждого из нас. |
1 аргумент: сегодня наблюдается
засорение русского языка |
Проблема культуры речи. |
сегодня очень важно владеть культурой речи. |
1 аргумент: культурная
речь – визитная карточка |
Проблема развития науки. |
современная наука шагнула далеко вперёд, надо развивать её. |
1аргумент: благодаря
открытиям науки сегодня |
Проблема развития техники. |
сегодня люди не могут представить свою жизнь без технических достижений, однако это не всегда является благом для человека. |
1 аргумент: наш быт
немыслим без техники. Она |
Проблема образования в наши дни. |
образование переживает период реформ, который сложно воспринимается в обществе. |
1 аргумент: реформы вызваны
изменениями в России. Стремление
страны войти в число ведущих
европейских держав невозможно без преобразований.
Но это болезненный неоднозначный процесс.
(Пример: введение ЕГЭ). |
Проблема роли дружбы в жизни человека. |
без настоящих друзей наша жизнь неполноценна |
1 аргумент: друг –
это наше второе «я», ему
мы доверяем самое сокровенное, |
Проблема роли любви в жизни человека. |
без любви наша жизнь серая, скучная |
1аргумент: любовь многогранное
чувство. Любовь к родителям
и детям, Родине, искусству, природе
и т. п. Я считаю, что главное
– это…. (пример личный). |
Проблема исторической памяти. |
невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны. |
1 аргумент: воспитание
исторической памяти |
Проблема памяти Великой Отечественной войны. |
эти события священны для всего народа. Мы должны помнить о тех, кто погиб, и с уважением относиться к ветеранам. |
1аргумент: память об
этой войне живёт в каждой семье. С детства
мы учимся уважению и любви к тем, кто сражался
за нашу свободу. (Пример личный). |
Проблема взаимоотношений поколений. |
проблема «отцов» и «детей» существовала всегда. В наши дни она основана на противоречиях во взглядах на жизнь. |
1аргумент: сегодня происходит процесс переосмысления многих
ценностей в нашем обществе, связанный
с изменениями в стране. Это сказывается
на отношении поколений (Пример личный,
молодёжные субкультуры). |
Проблема патриотизма. |
любовь к Родине – часть нашего мировоззрения. Нам не прожить без Отчизны |
1 аргумент: патриотизм
следует воспитывать с детства. |
Проблема русского национального характера. |
русский национальный характер противоречив, имеет два полюса. |
1 аргумент: я считаю, что
лучшие качества русского |
Проблема роли телевидения в нашем обществе. |
телевидение вошло в каждый дом, овладело нашим сознанием. Его влияние противоречиво. |
1аргумент: телевидение
расширяет границы мира, даёт
возможность быть в курсе |
Проблема Интернета. |
Интернет - наш незаменимый помощник и одновременно наш враг. |
1 аргумент: нашу жизнь
невозможно представить без |
Проблема роль рекламы в нашем обществе. |
реклама во многом формирует наши потребности, вкусы. Её роль в обществе двояка. |
1аргумент: реклама –
незаменимый помощник в выборе
товаров, услуг. Она позволяет ориентироваться в огромном количестве
рыночных продуктов. (Пример: газеты «Блокнот»,
«оо7», «Работа»). |
Проблема роль веры в жизни человека. |
без веры человек не может жить. |
1аргумент: вера сопровождает
нас с детства. Она защищает
от опасностей, которые таит жизнь.
Начинается с веры во всесилие
родителей. Подрастая, человек всегда ищет, во что ему верить. Важно,
чтобы в основе его чувства не лежала ненависть
к людям. (Пример личный). |
Проблема роли совести в нашей жизни. |
в наши дни люди, к сожалению, всё реже поступают по совести |
1аргумент: сегодня люди
всё чаще руководствуются |
Проблема нравственного выбора. |
каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. |
1 аргумент: в основе
нравственного выбора - борьба между
эгоистическими желаниями и |
Проблема соотношения цели и средств её осуществления. |
нельзя идти к цели любыми средствами |
1 аргумент: если человек
идёт к цели любыми средствами,
он несёт зло окружающим и
разрушает свою душу. (Раскольников.
«Преступление и наказание» |
Проблема выбора жизненного пути. |
от того, какой путь мы выберем в юности, зависит наша дальнейшая жизнь |
1аргумент: сегодня я и мои ровесники стоим на пороге выбора
жизненного пути. От того, какую профессию
мы предпочтём, в какой общественной сфере
найдём своё применение, зависит не только
наш материальный уровень, но и наше духовное
развитие. (Пример личный). |
Проблема роль информационных технологий в нашей жизни. |
сегодня информационные технологии являются ведущими. |
1 аргумент: информационные
технологии определяют все |
Проблема совершенства мира |
природа вечна и совершенна в отличие от человека |
1аргумент: сегодня мы
утратили связь с природой. Это
привело к дисгармонии в |
Проблема человек и Вселенная |
пришло время покорения Вселенной. |
1 аргумент: сегодня наука
достигла таких высот, когда уже готовятся экспедиции
на другие планеты. Человечество наконец-то
найдёт ответ на вопрос, одиноки ли мы
во Вселенной. ( Фантастика Беляева, Стругацких). |
Проблема роль человеческой цивилизации |
человеческая цивилизация уникальна. Наша задача – беречь её. |
1аргумент: за время
своего существования мы |
Проблема одиночества |
в мире много одиноких людей. |
1аргумент: одиночество
зависит от многих причин: уход
близких, отсутствие семьи, |
Проблема долга |
чувство долга, ответственности должно быть у каждого |
1аргумент: Чувство долга
в человеке нужно воспитывать и развивать с детства.
В наши дни это очень важно, ведь долг –
это борьба в душе между «хочу» и «надо».
(личный пример). |
Проблема чести |
честь – это основа морали человека. |
1 аргумент: сегодня нужно
возрождать понятие чести, так
как многие ради достижения
карьеры, различных благ |
Проблема человеческого достоинства |
нужно уметь отстаивать своё человеческое достоинство. |
1аргумент: какие бы
ни были сложные ситуации, нельзя
позволять унижать себя, оскор:)ть. Это приводит к тому, что ты
теряешь уважение окружающих, а потом
и самоуважение.(Личный пример). |
Проблема таланта, гениальности |
талантливых людей нужно беречь. Именно они служат развитию цивилизации. |
1 аргумент: гениальные
открытия в различных сферах
наук сделали нашу жизнь |
Проблема толерантности |
Проблема толерантности |
1 аргумент: терпимость -
одно из важных правил мира
на Земле. Процесс |
Проблема отношения к животным |
следует быть гуманными с животными. |
1 аргумент. К сожалению,
нередки случаи, когда надоевших
домашних животных просто |
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | ||||||||
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека) |
«Слово о полку Игореве» |
Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Природа предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радость. | ||||||
А.П. Чехов «Степь» |
Егорушка, мальчик 9-ти лет,
пораженный красотой степи, | |||||||
Л.Н. Толстой «Война и мир» |
Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева. | |||||||
В. Астафьев «Царь-рыба» |
Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. | |||||||
Постижения прекрасного в природе |
Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» |
Озорного, непоседливого Селюжонка | ||||||
Бережного отношения к природе |
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» |
Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей. | ||||||
В. Астафьев «Царь-рыба» |
Природа жива и одухотворена, наделена нравственно- | |||||||
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ | ||||||||
Роли детства в жизни человека |
Л.Н. Толстой «Война и мир» |
Петя Ростов | ||||||
В. Астафьев «Последний поклон» |
Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку. | |||||||
Роли семьи в формировании личности |
Л.Н. Толстой «Война и мир» |
В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте,
поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя
— стали по- | ||||||
И. Полянская «Утюжок и мороженое» |
Негативная психологическая
атмосфера в семье, | |||||||
Материнства (роли матери в воспитании) |
М. Горький «Сказки об Италии» |
Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери. | ||||||
А. Фадеев «Молодая гвардия» |
В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь. | |||||||
К. Воробьев «Тетка Егориха» |
Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз, | |||||||
В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому...» |
Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может. | |||||||
Материнства как подвига |
Л. Улицкая «Дочь Бухары» |
Бухара, героиня рассказа,
совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у
которой был синдром Дауна. | ||||||
В. Закруткин «Матерь человеческая» |
Мария, | |||||||
Взаимоотношения отцов и детей |
А. Алексин «Безумная Евдокия» |
Оленька, | ||||||
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» |
Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей. | |||||||
Р. Брэдбери «Вельд» |
Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям. | |||||||
Ф. Искандер «Начало формы» |
Герой рассказа, Георгий Андреевич,понял, | |||||||
А. Амлинский «Нескучный сад» |
На примере трех поколений семьи Ковалевских | |||||||
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» |
Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу. | |||||||
Н.В. Гоголь «Мертвые души» |
Следуя завету отца «копить
копейку»,Чичиков | |||||||
Взаимоотношений в семье |
А. Амлинский «Возвращение брата» |
В повести создан образ
очень искреннего, | ||||||
А. Алексин «Безумная Евдокия» |
Родители, ослепленные
талантливостью дочери Оли, | |||||||
А. Алексин «Раздел имущества» |
Отношения между людьми
в семье строились по принципу
«нужен пока нужен». Алексин рисует
открытое противостояние двух начал: доброты,
сердечности, умения отказаться от личного
ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми
фразами бездуховности, | |||||||
А. Лиханов «Чистые камушки» |
Двенадцатилетний Михаськапрожи | |||||||
Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности) |
В. Тендряков «Ночь после выпуска» |
Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно от того, что в ней нет этих качеств. | ||||||
Е. Гришковец «Начальник» |
Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, | |||||||
А. Лиханов «Обман» |
У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения. | |||||||
Преемственности поколений |
Э. Хемингуэй «Старик и море» |
Старый кубинский рыбак
Сантьяго надеется, что его .мастерство
сохранится в веках, но самое главное — оно может
быть передано как самое дорогое наследство
следующим поколениям. | ||||||
Роли учителя в жизни человека |
А.И. Куприн «Тапер» |
Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом | ||||||
В. Распутин «Уроки французского» |
Учительница Лидия Михайловнапреподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. | |||||||
В. Быков «Обелиск» |
Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками. | |||||||
А. Лиханов «Драматическая педагогика» |
«Самое дурное, что может быть на белом свете, — | |||||||
А. Алексин «Третий в пятом ряду» |
Учительница Вера Матвеевна,
размышляя о методах | |||||||
А. Алексин «Безумная Евдокия» |
Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них. | |||||||
А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» |
Старый Лис | |||||||
Б. Васильев «Летят мои кони...» |
Рассказчик с благодарностью
вспоминает о своей первой учительнице,
которая воспитывала своих | |||||||
Равнодушия мира взрослых
(детской незащищенности; |
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» |
Герой повести — сирота Петя, которог | ||||||
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» |
Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых. | |||||||
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» |
Мальчик, герой рассказа,
приехал с матерью в Петербург, | |||||||
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА | ||||||||
Развития и сохранения русского языка |
А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!» |
В этой иронической публикации журналист
высмеивает любителей заимствований,
показывая, насколько нелепой становится
наша речь, | ||||||
М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» |
Автор исследует состояние
современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими
от Интернета, молодёжи, | |||||||
В. Ступишин сладостный stil? На каком языке мы говорим и пишем» |
Публицистическая статья
посвящена проблемам языковых нелепостей,
которыми полны речи политиков и некоторых
журналистов. | |||||||
А. Щуплов «От съезда партии — к съезду крыши» |
Публицистическая статья
посвящена размышлениям о том, как
много в нашей жизни появилось
и продолжает появляться аббревиатур, | |||||||
Цитаты |
«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.) «Во дни сомнений,
во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины, — ты один мне поддержка
и опора, о великий, «.. .Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире.» (В. Распутин) «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский) «Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой) | |||||||
Н. Галь «Слово живое и мертвое» |
Известная переводчица
рассуждает о роли сказанного слова,
которое может ранить душу человека
своей непродуманностью; о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении
к великому нашему наследию — | |||||||
К.И. Чуковский «Живой как жизнь» |
Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык. | |||||||
Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности |
Д.И. Фонвизин «Недоросль» |
В комедии многие герои
имеют «говорящие» фамилии: | ||||||
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ | ||||||||
Бессердечия, душевной черствости |
А. Алексин «Раздел имущества» |
Мать героини Верочки настолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество. | ||||||
Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб» |
Родственники больной
старушкиЕкатерины Петровны, | |||||||
К.Г. Паустовский «Телеграмма» |
Настя | |||||||
Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна» |
Бессердечные, циничные ученики стали упрекать учительницу за ее старомодную одежду, честное отношение к работе, за то, что она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, бездушие стали причиной смерти Елены Сергеевны. | |||||||
В. Тендряков «Ночь после выпуска» |
В ночь после выпуска одноклассники впервые в жизни решили откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает о присутствующих. И выяснилось, что каждый из них — бессердечный эгоист, ни в грош не ставящий самолюбие и достоинство другого. | |||||||
Испытания совестью |
В. Тендряков «Ухабы» |
Попав в автомобильную аварию. гибнет юноша, и виновником его смерти становится директор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить пострадавшего в больницу. | ||||||
Утраты духовных ценностей |
Б. Васильев «Глухомань» |
События повести позволяют
увидеть, как в сегодняшней жизни
так называемые «новые русские» стремятся
обогатиться любой ценой. | ||||||
Э. Хемингуэй «Там, где чисто, светло» |
Герои рассказа, окончательно
утратив веру в дружбу, | |||||||
В. Астафьев «Людочка» |
Выросшая в деревне
среди нищеты и пьянства, | |||||||
В. Астафьев «Постскриптум» |
Автор со стыдом и возмущением
описывает поведение слушателей
на концерте симфонического оркестра,
которые, несмотря на прекрасное исполнение
известных произведений, «начали покидать
зал. Да кабы просто так они его покидали,
молча, осторожно — нет, с возмущениями, | |||||||
Утраты связи с отчим домом |
Ю. Казаков «Запах хлеба» |
Дуся, героиня рассказа уехав в город, потеряла все связи с родным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вызывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на родине... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою потерянность, горько плачет на могиле матери, однако исправить ничего не возможно. | ||||||
Утраты связи поколений |
В. Астафьев «Изба» |
В сибирские леспромхозы
приезжает молодежь за большими деньгами.
Лес, земля, когда-то оберегаемая старшим
поколением, | ||||||
Ф Абрамов «Алька» |
Героиня повести в
поисках лучшей жизни уехала в
город, оставив старую мать, которая
умерла, не дождавшись дочери. Алька, | |||||||
Бесчеловечности, жестокости |
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» |
Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и маленького Федю, родственника мужа. | ||||||
Р. Брэдбери «Карлик» |
Ральф, герой рассказа
жесток и бессердечен: он, | |||||||
Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» |
Герой рассказа подобрал
брошенную хозяевами собаку. | |||||||
Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих |
В. Распутин «Живи и помни» |
Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны. | ||||||
Л. Андреев «Иуда Искариот» |
Иуда Искариот, предавая Христа, хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя. | |||||||
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» |
Сергей, | |||||||
С. Львов «Друг моего детства» |
Аркадий Басов, которого
рассказчикЮрий считал своим настоящим другом и которому
доверил тайну первой любви, предал это
доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние.
Басов, впоследствии став писателем, | |||||||
Подлости, бесчестия |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» |
Швабрин Алексей Иванович —дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков. | ||||||
Вседозволенности |
Ф.М. Достоевский «Бесы» |
У Верховенского Петра
Степановича, одного из главных героев романа, понятие
о свободе превратилось в право на ложь, | ||||||
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Как только жадная Старуха добилась от рыбки власти столбовой дворянки,
а затем и царицы, она в муже стала видеть
холопа, | |||||||
Тупости и агрессивности |
А.П. Чехов «Унтер Пришибеев» |
Унтер-офицер Пришибеев в течение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физической силой. Даже просидев месяц под стражей за свои противоправные действия, он так и не смог избавиться от желания командовать. | ||||||
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» |
Тупые и агрессивные
глуповские градоначальники, | |||||||
Бюрократизма |
А. Платонов «Усомнившийся Макар» |
Макар Ганнушкин, герой рассказа, отправился в Москву
искать истину и душу. Но бюрократы Чумовые,
как он убедился, царят везде, развивая
в людях безынициативность, | ||||||
Чинопочитания (человеческого ничтожества) |
А.П. Чехов «Смерть чиновника» |
Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), Иван Дмитрии настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха. | ||||||
А.П. Чехов «Толстый и тонкий» |
Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Николаевской железной
дороги школьного приятеля и узнал, что
тот является тайным советником, т.е. по
службе продвинулся значительно выше.
В | |||||||
А.С. Грибоедов «Горе от ума» |
Молчалин, | |||||||
Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота,
который Фамусов рассказывает в назидание
Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение
императрицы, | ||||||||
Взяточничества, казнокрадства |
Н.В. Гоголь «Ревизор» |
Городничий, Сквозник - Дмухановский, взяточник и казнокрад , обманувший на своем веку трёх губернаторов, убежден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза. | ||||||
Духовной убогости (ложного понимания счастья) |
А.П. Чехов «Крыжовник» |
Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает,
отказывает себе во всем, женится по расчету,
одевается словно нищий и копит деньги.
Он практически уморил голодом свою жену,
но мечту осуществил. Как жалок он, | ||||||
Хамства |
М. Зощенко «История болезни» |
Сатирический рассказ,
повествующий об отношении медицинского
персонала к несчастному | ||||||
А.Н. Островский «Гроза» |
Персонаж драмы Дикой — типичный хам, который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом», «проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность. | |||||||
Д. Фонвизин «Недоросль» |
Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя». | |||||||
С. Довлатов «Это непереводимое слово «хамство» |
Писатель уверен, что «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность». Человеку нечего противопоставить этому явлению, кроме собственного унижения. Безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал. | |||||||
А.П. Чехов «Хамелеон» |
Полицейский надзиратель Очумеловпресмыкает | |||||||
Нравственного падения |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» |
Ради любви прекрасной полькиАндрий | ||||||
Разрушающего влияния денег |
А.П. Чехов «Ионыч» |
Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, | ||||||
Н.В. Гоголь «Мертвые души» |
Образ Степана Плюшкина, скупого помещика, | |||||||
А.С. Пушкин «Пиковая дама» |
Германн, | |||||||
Пьянства |
Цитаты |
Ф.М. Достоевский: «Зелено - вино... скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его перед всякой доброй пропагандой. Пьяному не до сострадания к животным, пьяный бросает жену и детей своих». А.П. Чехов: «Шампанское — это блестящая кокотка, мешающая прелесть свою с ложью и наглостью Гоморры, это позлащенный гроб, полный костей мертвых и всякой нечистоты. Человек пьет его только в часы скорби, печали и оптического обмана». Л.Н. Толстой: «Сказать,
что вино вкусно — нельзя, | ||||||
Пословицы и поговорки: |
«Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато»; | |||||||
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» |
Мармеладова | |||||||
М. Горький «На дне» |
Актер — | |||||||
В. Ерофеев «Москва — Петушки» |
Для Венечки Ерофеева беспробудное пьянство стало иллюзорным спасением от пошлости жизни, однако этот путь ведет только к смерти на самом дне общества. | |||||||
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
Глава «Пьяная ночь» показывает картину полного распада человека под влиянием алкоголя. | |||||||
В. Астафьев «Печальный детектив» |
Пьянство, по мнению писателя,
это причина убийств, | |||||||
Ущемления прав человека в современном обществе |
Б. Васильев «Кольцо А» |
Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает, | ||||||
Искажения понятия «патриотизм» |
Б. Васильев «Кольцо А» |
Автор утверждает, что сейчас это «великое понятие затрепано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А ведь любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм — это практическая деятельность на благо страны. | ||||||
Эгоизма |
Л.Н. Толстой «Война и мир» |
Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций. | ||||||
А,П. Чехов «Анна на шее» |
Анюта, | |||||||
Д. Лондон «В далеком краю» |
Уэзерби и Катферт, отправившись на Север за золотом, принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. И здесь с жестокой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конкурентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придавленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара. | |||||||
Варварства, жестокости |
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» |
Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных. | ||||||
В. Астафьев «Печальный детектив» |
В этом романе автор приводит
факты нечеловеческой жестокости, когда
родители оставляют детей умирать
голодной смертью, | |||||||
Вандализма |
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» |
Автор рассказывает, какое
негодование испытывал он, | ||||||
И.Бунин «Окаянные дни» |
Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути. | |||||||
Рабской любви (безропотного, униженного подчинения любимому человеку) |
А. Куприн «Гранатовый браслет» |
Рассказ генерала Аносова о романах поручика Вишнякова и Леночки,
прапорщика и жены полкового командира
позволяют увидеть, какими несчастными
могут быть люди, которых любовь сделала
рабами: | ||||||
Любви по расчету |
А.Н. Островский «Свои люди — сочтемся!» |
Подхалюзин, | ||||||
Карьеризма, лжеучености |
Д. Гранин «Иду на грозу» |
Мир ученых-физиков в романе, — это поле битвы, на котором идет борьба между подлинными учеными (Дан, Крылов), и карьеристами (Денисов, Агатов, Лагунов). Неспособные к творчеству, всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Тулина и Крылова, ищущих эффективный метод разрушения грозы. | ||||||
Ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей |
И. Гончаров «Обломов» |
Обломов, | ||||||
А.П. Чехов «Ионыч» |
Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, | |||||||
Одиночества (равнодушия,
безразличного отношения к |
А.П. Чехов «Ванька» |
Ванька Жуков | ||||||
А.П. Чехов «Тоска» |
У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть
тоску и острое чувство одиночества, он
хочет кому-нибудь рассказать о своей
беде, однако никто не желает его слушать, | |||||||
Истинных и ложных ценностей в жизни |
А.П. Чехов «Попрыгунья» |
Ольга Ивановна всю жизнь
искала знаменитых людей, | ||||||
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ | ||||||||
Патриотизма |
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» |
Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила
Романова, | ||||||
К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака» |
Ермак | |||||||
Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине» |
Академик считает, что
Родина — это всеобъемлющее понятие.
«Она подобна огромному дереву, на
котором не сосчитать листьев. Но
всякое дерево имеет корни..., то, чем
мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история... Народ,
не имеющий таких глубоких корней, — | |||||||
Б. Екимов «Переезд» |
Повествователь рассуждает о том, что только на родной земле человек может быть счастлив: «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; подставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвердых еще ножонках; лечила его мальчишеские ссадины — без всяких лекарей, травой своей...; кормила во всякие годы..., поила чистой водой и подняла на ноги. Никакая тьма, кроме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовется его родиной». | |||||||
Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине) |
С. Довлатов «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета») |
Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину, изгнавшую его: он уверен, что Отчизну, как и мать, не выбирают | ||||||
А. Никитин «Хождение за три моря» |
Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней. | |||||||
Н. Тэффи «Русь», «Городок» |
В сборниках воссоздана горестная жизнь эмигрантов соотечественников, лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «загробной жизнью», «жизнью над бездной». | |||||||
Н. Тэффи «Воспоминания» |
Писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших Россию во время революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на трагическое совместное одиночество в чужих странах. | |||||||
Веры в могущество России |
В. Леушкин |
Давайте вместе — без «ура», Без истерических упреков Заглянем, братья, во вчера В тьму исторических уроков! И освещая лица лет, Посмотрим им в глаза, как в бездну. Да, это больно, но полезно, Нам, убегающим от бед. А после сядем у огня И помолчим, кто сколько сможет. Покуда век еще не прожит, Воспрянем, дух Руси храня. | ||||||
Неразрывной связи с родиной, родной землей |
А. Солженицын «Матренин двор» |
Для Матрены Васильевны её дом, | ||||||
Верности данному слову |
А.С. Пушкин «Дубровский» |
Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком
— стариком Верейским, | ||||||
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы. | |||||||
Душевной молодости |
И.Бунин «Молодость и старость» |
Старик курд | ||||||
Стремления человека
к добру и счастью (веры в счастье, |
В.Г. Короленко «Парадокс» |
Ян Залуский | ||||||
А.П. Чехов «Вишневый сад» |
В Ане Раневской есть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь. | |||||||
А.П. Чехов «Невеста» |
Надя Шумина уезжает из провинциального города накануне свадьбы, чтобы начать новую, счастливую жизнь, чтобы не превратиться в праздное существо. | |||||||
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» |
Старец Зосима неустанно восторгается божественностью мира, богоподобностью человека, учит любви к окружающим. | |||||||
Ф.М.Достоевский «Идиот» |
Князь Мышкин верит в возможность рая на земле, в способность
людей преображаться. Он не судит людей,
а открыто, | |||||||
Бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека |
Я. Голованов «Этюды об ученых» |
Владимир Арсеньев, выдающийся путешественник, этнограф, историк, географ, всё сделал для того, чтобы богатства Дальнего Востока служили на благо России. | ||||||
А.П. Чехов «Душечка» |
Ольга Семеновна обладала удивительной способностью стать двойником человека, в которого она влюблялась, смотреть на мир его глазами, думать, как он, всю себя отдавая любимому человеку. | |||||||
А.П. Чехов «Попрыгунья» |
Врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него дифтеритные пленки, сам заражается, а затем умирает. | |||||||
Н.С. Лесков «Очарованный странник» |
Иван Флягин, | |||||||
К.М. Станюкович «Матросик» |
Герой рассказа, Илья Кушкин, бесконечно добр и готов помочь каждому. Он пошел служить на флот вместо своего только что женившегося односельчанина. Илья спас экипаж, когда корабль терпел бедствие, а сам погиб. | |||||||
Б. Васильев «Летят мои кони...» |
Писатель рассказывает
о доктореЯнсене, | |||||||
Нравственной прочности человека |
В. Быков «Сотников» |
Сотников, | ||||||
Верности своим убеждениям |
А. Петров «Житие протопопа Аввакума» |
Аввакум, опальный священник, старообрядец, боровшийся за свои убеждения в годы церковных реформ. Он не изменил своим убеждениям даже под угрозой смерти, сознательно пошел на добровольное мученичество. | ||||||
М. Шолохов «Судьба человека» |
Судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог
бы вынести то, что пришлось пережить герою: | |||||||
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» |
Иван Шухов | |||||||
Самовоспитания |
И.С. Тургенев «Отцы и дети» |
Базаров | ||||||
Н. Чернышевский «Что делать?» |
Рахметов | |||||||
Я. Голованов «Этюды об ученых» |
Знаменитый русский
мореплавательВасилий Головин рано остался сиротой, рано осознал ответственность
за свое будущее. Он много работал над
собой и поэтому впоследствии стал примером
для всех русских мореплавателей. Полярный
исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым путешествиям:
зимой спал с открытым настежь окном, | |||||||
Дружбы, товарищества |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» |
Тарас Бульба, | ||||||
Д. Лондон «В далеком краю», «Любовь к жизни» |
Товарищеская поддержка
— это, по мысли писателя, | |||||||
Интернационализма (межнациональных отношений) |
К.М. Станюкович «Максимка» |
История спасения матросами
маленького негра, | ||||||
С. Довлатов «Понадобилось мне...» (из цикла «Сентиментальный марш») |
Кеннет Бауэре, | |||||||
Ю. Бондарев «Берег» |
Любовь русского лейтенантаНикитина и немки Эммы, их человечность — это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры. | |||||||
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» |
Дети — русский Колька и
чеченец Алхузур — стали настоящими братьями вопреки
тому безумию, В детском приемнике были собраны дети разных национальностей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдаване и два болгарина. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга.- Воспитательница Регина Петровна утверждала: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди». Одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас,
не озверел, а старался понять, почему
чеченцы убили его брата. | |||||||
Любви и милосердия |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Маргарита | ||||||
Р. Брэдбери «Карлик» |
Эйми, | |||||||
В. Гюго «Отверженные» |
В доме епископа Мириеля нет запоров, днем и ночью он помогает бедным. Он раздает свое жалованье нищим, устраивает больницу в епископском дворце. Вся жизнь этого человека посвящена служению человеку. | |||||||
Мужества, героизма, нравственного долга |
Б. Васильев «А зори здесь тихие» |
Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага. | ||||||
В. Быков «Знак беды» |
Крестьянка Степанида, героиня повести, во время войны борется с немцами, как может: выдаивает корову в траву, лишь бы не поить молоком фашистов, прячет винтовку, пытается взорвать мост и, чтобы бомба не досталась немцам, сжигает свой дом и в нем себя. | |||||||
Б. Васильев «В списках не значился» |
Лейтенант Плужников, приехавший служить в Брестскую крепость
накануне войны, стал одним из её последних
защитников. | |||||||
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» |
Летчик Алексей Маресьев, герой повести, | |||||||
В. Быков «Журавлиный крик» |
Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оставил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, выполнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной. | |||||||
Э. Хемингуэй «Непобежденный» |
Старый матадор ради куска хлеба и из профессионального чувства не хочет признать себя инвалидом. Он выходит на арену и даже тяжело раненный быком так и остается до конца непобежденным. | |||||||
Э. Хемингуэй «Старик и море» |
Старый рыбак Сантьяго из породы людей несгибаемых. «Человек
не для того создан, чтобы терпеть поражение»,
— | |||||||
Интеллигентности |
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» |
Сменяются политические
эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной
культуры, к церквам, музеям, | ||||||
Гуманизма |
А. Адамович «Немой» |
Во время войны одну из белорусских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника — фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их. | ||||||
М. Шолохов «Чужая кровь» |
Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, коммуниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась отцовской любовью и заботой. | |||||||
Б. Екимов «Ночь исцеления» |
Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы
к бабушке, которая по ночам часто кричит,
плачет, молит о помощи: | |||||||
Б. Екимов «Продажа» |
После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие
другие, стали беженцами из Таджикистана.
Они оставили родной дом, | |||||||
Б. Екимов «Как рассказать...» |
Сварщик Григорий однажды помог тете Варе, | |||||||
Б. Екимов «Просто — соседи» |
Нюру в 30-е годы уволили из детского сада, где
она работала уборщицей, как жену врага
народа. Она осталась без работы, без средств
к существованию с девятилетним сыном
на руках. От голодной смерти спасла их
соседка, портниха, | |||||||
Р. Брэдбери «Берег на закате» |
Герой рассказа, Том, стареющий мужчина, | |||||||
Веры в будущее, любви к жизни |
Д. Лондон «Любовь к жизни» |
Герой вывихнул ногу, и напарник, Билл, бросает
его — | ||||||
А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга» |
Подвиг ленинградцев
вызван не угрозой уничтожения. | |||||||
Веры в человека |
М. Горький «На дне» |
Лука, | ||||||
Сострадания, милосердия |
В. Тендряков «Хлеб для собаки |
Володя Тенков | ||||||
А. Приставкин «Золотая рыбка» |
Герой рассказывает о
сестре Люсеньке, которая во время
войны жила в детдоме и о
том, как её спасли от голодной смерти
девочки, | |||||||
В. Гюго «Отверженные» |
Жан Вальжан | |||||||
К. Воробьев «Сказание о моем ровеснике» |
Дед Матвей | |||||||
Добра (любви) как воскрешающей силы |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Сила добра, человеческая
сила, которую воплощает в себе Иешуа | ||||||
Л. Улицкая «Бедные родственники» |
Ася, бедная и слабоумная женщина, деньги
и вещи, полученные ею от Анны Марковны, | |||||||
Л. Улицкая «Перловый суп» |
Марина, | |||||||
Б. Екимов «Говори, мама, говори...» |
У старушки Катерины дочь живет в городе. | |||||||
Б. Екимов «Тары да бары» |
Мелкие обиды разрушили
отношения в семье бабушки Любы: дочь и внучка почти не общались с ней,
вечерние задушевные разговоры, которыми
жила старушка, прекратились. Однако наступил
момент, | |||||||
В. Гюго «Отверженные» |
Ожесточенный жизнью каторжника Жан Вальжан становится высоконравственным человеком благодаря доброму поступку епископа" Мириэля, отнесшегося к нему не как к преступнику, а как к человеку, нуждающемуся в моральной поддержке. | |||||||
Соотношения внутренней и внешней красоты |
Ю. Яковлев «Черника» |
Коля Луковкин | ||||||
В. Тендряков «Находка» |
Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русанов нашел брошенного, новорожденного ребенка в глухой лесной избушке. Инспектору не удалось спасти малышку, но этот случай и последующие события заставили его пересмотреть свое отношение к людям, сочувствовать им. | |||||||
Возвышающей силы любви |
А. Куприн «Суламифь» |
Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, | ||||||
А. Куприн «Гранатовый браслет» |
Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Вере Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина — той, в которой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, который решил, что с помощью властей можно запретить любить. | |||||||
Талантливости, природной одаренности |
Н.С. Лесков «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» |
Косой и плохо владеющий правой рукой тульский оружейник Левшаподковал блоху, не различимую глазом. | ||||||
Я. Голованов «Этюды об ученых» |
Леонардо да Винчи
был не только печальным художником,
но и математиком, астрономом, биологом, ботаником, анатомом,
физиологом, | |||||||
Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия) |
И. Бабель «Конармия» |
Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». | ||||||
А. де Сент- Экзюпери «Планета людей» |
Писатель рассказывает об аварии, которая произошла с летчиком в Андах, о том, как он, затерянный в снегах, заставляет себя ползти вперед, забывая о боли. Его спасло чувство ответственности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, которые ждут его возвращения. | |||||||
Нравственного выбора |
В. Кондратьев «Сашка» |
Автор в повести показывает
нам солдата честного, | ||||||
В. Распутин «Деньги для Марии» |
Кузьма | |||||||
Ю. Левитанский |
Каждый выбирает для
себя женщину, религию, дорогу. | |||||||
В. Гюго «Отверженные» |
Жан Вальжан сам обрекает
себя на одиночество, | |||||||
В. Быков «Обелиск» |
Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам. | |||||||
В. Быков «Волчья стая» |
В неравной схватке с карателями погибает радистка Клава, | |||||||
В. Быков «Сотников» |
Во время войны, выполняя
очередное задание командира
партизанского отряда, Сотников | |||||||
Смысла жизни |
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде» |
Один из героев рассказа,
размышляя о смысле жизни, | ||||||
Поиска счастья в жизни |
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде» |
Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле: «Я пробыл пятнадцать
дней дома. И это равно пятнадцати
годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые.
Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть,
думать. Как травы растут. Как облака плывут.
Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая.
Работать в огороде, | ||||||
Человеческих возможностей |
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» |
Чайка по имени Джонатан Ливингстон стала символом беспредельных возможностей того, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь. | ||||||
ЧЕЛОВЕК В ХОДЕ ИСТОРИИ | ||||||||
Переоценки ценностей в тоталитарном государстве |
В. Шаламов «Одиночный замер» |
Попадая в лагерь, человек как бы теряет все, что
связывает его с нормальной человеческой
средой обитания, с прежним опытом, | ||||||
В. Шаламов «Ночью» |
В рассказе «Ночью» зэки
Глебов и Багрецов при свете луны
выкапывают труп с целью снять
с мертвеца одежду. Они продадут бельё, | |||||||
В. Шаламов «Детские рисунки» |
Тоталитарная система сделала всё, чтобы убить в ребенке фантазию, сказку, мечту: детские рисунки в тетради, найденной на помойке, реалистично передан страшный мир ГУЛАГа. | |||||||
В. Тендряков «Параня» |
Деревенская дурочка Параня в 1937 году случайно получила неограниченную
власть над деревней, повторяя имя Сталина
и грозя пожаловаться ему на тех, кто её
обижает, потому что она, по слухам, | |||||||
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЛЬЮ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | ||||||||
Роли музыки в жизни человека |
В. Астафьев «Домский собор» |
Рассказчик | ||||||
К. Паустовский «Старый повар» |
Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. | |||||||
В. Короленко «Слепой музыкант» |
Петрусь | |||||||
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» |
Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия,
изумительная по красоте, | |||||||
Л.Н.Толстой «Альберт» |
Главный герой рассказа — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются. | |||||||
Л.Н. Толстой «Война и мир» |
Своим пением Наташа Ростова | |||||||
Роли художественной литературы в становлении личности |
М. Горький «Мои университеты» |
Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные
книги помогли ему выдержать тяжелейшие
жизненные испытания, | ||||||
Роли чтения в жизни человека |
Р. Брэдбери ««451 по Фаренгейту». |
Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу. | ||||||
Р. Брэдбери «Воспоминания» |
«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки... Я получил образование в библиотеке, не в колледже». | |||||||
Нравственной ценности художественной литературы |
Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» |
В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг — ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры. | ||||||
Ю. Бондарев «Редкий дар» |
В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости. | |||||||
В. Шукшин |
«Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит.» | |||||||
Роли живописи в жизни человека |
Б. Екимов «Музыка старого дома» |
Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни. | ||||||
Роли искусства в жизни человека человека |
В. Тендряков «Свидание с Нефертити» |
В романе автор рассуждает
о том, что искусство — одно
из великих средств воспитания души,
стремящейся к добру и | ||||||
Сохранения культуры |
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» |
Сменяются политические
эпохи, но в нашей стране отношение
власти к памятникам отечественной культуры,
к церквам, музеям, библиотекам никогда
не вселяло оптимизма. | ||||||
Р. Брэдбери «Улыбка» |
Мальчик Том во время
очередной «культурной | |||||||
Взаимоотно -шений власти и личности, власти и художника |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Мастер в романе не
создан для той жестокой борьбы,
на которую его обрекает общество
и не понимает, | ||||||
А.И. Герцен «Сорока- воровка» |
Главная героиня повести Анета — талантливая крепостная актриса богатого князя Сталинского. Один из фаворитов князя | |||||||
Я. Голованов «Этюды об ученых» |
Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателям возникала стена равнодушия. | |||||||
ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ | ||||||||
Личности и власти |
М.Замятин «Мы» |
Единое государство
с его тоталитарной властью уничтожило
личность в каждом: в стране нет
людей, а есть «нумера», | ||||||
Господства зла в мире (справедливого возмездия) |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Зло господствует потому,
что нет в обществе силы, | ||||||
Добра и зла |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Зло, по Булгакову, не в
имеющих власть, не в правительстве,
не в том или ином социальном устройстве,
а в людях. Зло в том, что
люди человечески слабы, ничтожны, трусливы,
они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно
прежде всего утвердить в обществе торжество
принципа справедливости, то есть неотвратимости
разоблачения и наказания непрофессионализма,
недобросовестности, подлости, | ||||||
В. Тендряков «Суд» |
Охотник Тетерин, человек мужественный. совершает нравственное предательство. Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести | |||||||
Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов) |
М. Булгаков «Собачье сердце» |
Главный герой повести
- профессор Преображенский - задумывает своеобразное соревнование
с самой Природой. | ||||||
М. Булгаков «Роковые яйца» |
Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его. | |||||||
Р. Брэдбери «И грянул гром» |
В погоне за большими деньгами
люди в этой фантастической новелле организовывают
«сафари во времени», не желая понять,
что таит подобная «невинная» забава.
И только Тревис, один из героев, | |||||||
Ж. Берн «Вверх дном» |
Завязкой романа является
«безобидный» | |||||||
Бесчеловечности и бессмысленности войны |
В. Быков «Одна ночь» |
Русский солдат Иван Волока и немецФриц во время боя оказались в подвале, из
которого сложно выбраться по одиночке:
помещение сверху завалено землей. Чувство
ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает:
он понимает, что Фриц — такой же человек,
как и он. У них оказалось много общего:
мирные профессии, тоска по семье, ненависть
к войне. Но возникшая теплота отношений
прервалась утром: когда они выбрались
наружу, Фриц просился бежать к своим,
и Волока застрелил его, а потом, | ||||||
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» |
«Война — противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле. | |||||||
К. Воробьев «Убиты под Москвой» |
Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов — это сцена ада, в котором нет места ничему живому. | |||||||
М. Шолохов «Бахчевник» |
Гражданская война разрушила
все представления о морали и
нравственности: Митька убил топором
своего отца, | |||||||
М. Шолохов «Родинка» |
Гражданская война стала
причиной того, | |||||||
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» |
Лейтенант Генри понимает,
что война — | |||||||
Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории) |
В. Распутин «Прощание с Матерой» |
Лихорадочные действия
пожогщиков, | ||||||
А.П. Чехов «Студент» |
Перед Пасхой Иван Великопольский, | |||||||
В. Распутин «Поле Куликово» |
На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними. | |||||||
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» |
«Если человек не любит
хотя бы изредка смотреть на старые
фотографии своих родителей, не ценит
память о них, | |||||||
В. Солоухин |
«Человек — явление
социальное, | |||||||
В. Солоухин «Черные доски» |
Автор повествует о том, как много бесценных икон,
уникальных по архитектуре церквей было
варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь
здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды,
прадеды... | |||||||
В. Солоухин «Письма из Русского музея» |
Рассуждая о" реконструкции
Москвы, | |||||||
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И БУДУЩЕЕ | ||||||||
Р. |
Электрическая бабушка
— это машина, | |||||||
Р. Брэдбери «451 ° по Фаренгейту» |
В книге изображены два
символа «механизации» | |||||||
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой» |
В романе образ идеальной подводной лодки «Наутилус» капитана Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы она не исходила. Верн считал, что путь к прогрессу прокладывают открытия науки и достижения техники и что именно они в конце концов приведут человечество к идеальному будущему. | |||||||
Г. Уэллс «Война миров» |
Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но организованное сопротивление продолжалось всего несколько дней. Потом исчезли государство, общество, цивилизация. Остались лишь обезумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под нашествием марсиан подразумевается не только это событие, но и разрушительные войны, научные открытия, которые приведут к гибели человечества. | |||||||
Социальной ответственности ученых за их изобретения |
Г. Уэллс «Человек- невидимка» |
Физик Гриффин открыл состав, с помощью которого человеческое тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение, помышляя не о благе человечества, а о власти и могуществе. Попытка Гриффина реализовать свое открытие сразу же привело его к конфликту с окружающими, в результате которого ученый погибает. | ||||||
РОЛИ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ПРОИЗВЕДЕНИЯ 19 ВЕКА) | ||||||||
Писатели и произведения |
Год |
Сбывшиеся прогнозы и реализованные фантазии: | ||||||
«С Земли на Луну», Жюль Верн |
1867 |
Ракета Антиперегрузочный гидравлический бак (спасение от перегрузок в космосе) Реактивный снаряд Физика полета Пусковая установка Приземление. | ||||||
«Кирпичная Луна»,- Эдвард Хейл |
1869 |
Искусственный спутник | ||||||
«20000 лье под водой», Жюль Верн |
1870 |
Электрические пули Подводная лодка Высоковольтная защита корпуса подлодки | ||||||
«Удар судьбы», Роберт Кроми |
1871 |
Атомное оружие | ||||||
«Доктор Оке», Жюль Верн |
1874 |
Создание микроклимата в помещениях и на улицах | ||||||
«500 миллионов бегумы», Жюль Верн |
1879 |
Межконтинентальные ракеты как оружие | ||||||
«Глядя назад», Эдвард Беллами |
1888 |
Кредитная карта | ||||||
«Один день из жизни американского журналиста в 2889 году», Жюль Верн |
1889 |
Автоматические двери Одновременная запись и просмотр новостей, ТВ-программ, что лежит в основе пишущих DVD-проигрывателей | ||||||
«Ангел революции», Джордж Гриффит |
Ракеты «воздух-земля» с низкой траекторией полета Летательный аппарат с вертикальным взлетом | |||||||
«Флаг родины», Жюль Верн |
1897 |
Самонаводящиеся ракеты и оружие массового поражения | ||||||
«Война миров», Герберт Уэллс |
1898 |
Непосредственное введение питательных веществ в кровь Биологическое оружие Тепловой луч (концепция лазера) | ||||||
«Спящий пробуждается», Герберт Уэллс |
1899 |
Видеодвойка — совмещенные плеер и телевизор Эскалаторы. Электростанции. | ||||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОГО ФАНТАСТА И.А. ЕФРЕМОВА | ||||||||
Произведения |
Предвидения |
Подтверждения | ||||||
Роман «Туманность Андромеды», 1957 |
Высказана идея наблюдательной станции-робота, сбрасываемой на исследуемую планету для передачи данных о ее физических условиях. |
Начиная с 60-х годов автоматические станции побывали на поверхностях Луны, Венеры и Марса. | ||||||
Высказана идея искусственного разведения в океане хлореллы для получения белковой пищи. |
В настоящее время существуют подобные проекты, имеющие серьезное обоснование. | |||||||
Рассказ «Пять картин», 1965 |
Высказана идея использования льдов Антарктиды в качестве источника пресной воды для орошения засушливых районов планеты. |
В настоящее время существует множество подобных технически обоснованных проектов. | ||||||
Роман «Лезвие бритвы», 1963 |
Высказана идея лазера, |
Такие лазеры созданы. Например, лазер с накачкой излучением солнца, изобретенный в 1984 году в Институте высоких энергий АН СССР. | ||||||
Роман «Час Быка», 1968 |
Высказана идея скрепления сломанных костей и их мелких осколков специальными крючками, чтобы обеспечить их правильное срастание. |
Учеными Сибирского физико-технического
института разработаны и внедре | ||||||
Высказана идея конструкции телескопической башенки, выдвигаемой из свернутой в рулон металлической ленты. |
В настоящее время
подобные конструкции уже изобретены.
Так, в изобретениях США предлагаются
подобные раздвижные телебашни, | |||||||
Г. Альтов «Регистр фантастических идей и ситуаций» |
Автор изучал идеи классиков
– |
И ещё немного аргументов от 5-ege.ru:
1) Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо»
Бим встречает разных людей – добрых, злых, равнодушных. Такие, как Толик, Матрёна, Даша помогают собаке. Есть среди людей и такие, которые предают, травят, убивают. Из-за людской злобы страдает Бим.
Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Когда хозяина забрали в больницу, собака верно ждала его. Эти двое чувствовали ответственность друг за друга, потому что были «приручены». Помня отношение к себе хозяина, Бим доверчиво идёт к людям, когда Ивана Ивановича забирают в больницу.
2) В. Железников. «Чучело».
Нравственные уроки повести: не быть жестокими к людям, к животным и растениям – ко всему живому на земле; защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда; нужно учиться разбираться в людях, потому что разочарование больно ранит душу.
Лена Бессольцева в нелёгких испытаниях, выпавших на её отроческие годы, всё время рядом с собой видела деда, чувствовала силу его характера, опиралась на его плечо. Николай Николаевич помог ей выстоять и не сломаться. Лена оценила это. Да, стариков нужно беречь, прислушиваться к их советам, ценить их опыт и готовность разделить беду близкого человека. В этом урок всем нам.
Тема жестокости подростков по отношению к своему ровеснику, не похожему на всех остальных. Лена Бессольцева стала объектом насмешек в классе. Ей одноклассники устроили бойкот, а затем совершили страшное деяние: сожгли на костре чучело, изображавшее девочку. Железная Кнопка, Рыжий, Лохматый и другие ровесники Лены, устроившие трудные испытания девочке, думаю, получили урок на всю жизнь.
Героиня повести говорит своим одноклассникам: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди». Что имела в виду Лена Бессольцева и права ли она? Да, права: её ровесники бедны не только по образу жизни ( отсутствие интересов, пустое времяпрепровождение, примитивные развлечения), но и по душевным своим качествам (грубые, равнодушные к чужой беде, завистливые, жестокие).
3) А. Платонов. «Неизвестный цветок».
Этот рассказ о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огнём. Цветок очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить.
А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.
4) А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
«Право же, взрослые – очень странные люди», - вслед за Маленьким принцем можем повторить мы. Часто взрослые совсем не понимают своих детей,. Неужели они сами не были маленькими? Почему они не всегда отвечают на детские вопросы, не выслушивают своего ребёнка?
Маленький принц жил одни на очень маленькой планете, на которой были только вулканы. Каждое утро герой чистил свои вулканы, пропалывал землю, чтобы не росли баобабы. А люди вместо того, чтобы поддерживать порядок на своей планете, возделывать свой сад, украшать свой дом, ведут войны, оскорбляют своей алчностью красоту жизни. Маленький принц утверждает, что необходимо наводить порядок на своей планете и трудиться каждый день.
Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, где живут король и честолюбец, пьяница и деловой человек, фонарщик и географ. Герой не задерживается ни на одной из них, потому что видит пороки, но не понимает и не принимает их. Властолюбие и честолюбие, пьянство и жадность, фатализм и невежество – всё это мешает жить людям. Только на Земле, встретив змею, цветок и лиса, Маленький принц, познаёт мудрость: «Зорко одно лишь сердце». Герой возвращается на свою планету, к Розе, которую уже успел приручить.
Сказка эта учит нас быть « в ответе за тех, кого приручили», что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку грозит одиночество среди толпы, что тот, кто не имеет корней, обречён на одиночество.
5) Саша Чёрный. Рассказ «В лунную ночь».
Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей автор.
.Идея рассказа – стремление
к счастью, умение быть
6) К.Паустовский. «Телеграмма».
«Будь человеком, - говорит Паустовский. – За добро плати добром!» Нельзя забывать о самых близких, самых родных людях, которые нуждаются в вашем внимании, заботе, тепле, добром слове, а то может быть поздно. Так произошло с главной героиней рассказа Настей, которая из-за вечной суеты, отсутствия времени написать и приехать в течение трёх лет не видела матери. А Катерина Петровна ждала свою единственную дочь, но так и не дождалась. Проводили в последний путь односельчане старушку , а дочь на похороны опоздала, проплакала всю ночь и уехала рано из деревни ( стыдно было перед людьми). Не успела Настя попросить прощения у матери.
7) А.Грин. «Зелёная лампа».
Рассказ о том, что человек должен свою судьбу строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. Джон Ив в конце рассказа становится врачом. Он сумел сохранить своё достоинство и исполнил свою мечту. Да, человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть желание и воля чего-то добиться, если он трудится и верит в себя и свои силы.
Рекомендуем сохранить ссылку на эту страницу. Скорее всего, она еще очень пригодится.
Еще аргументы в формате
doc: argumenty-k-sochineniyu.