Вечные темы в лирике Тютчева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:04, реферат

Краткое описание

Девятнадцатый век щедро одарил человечество бесценными духовными сокровищами. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит Ф. И. Тютчеву.
В наши дни даже странно представлять, что были времена, когда его творчество не казалось бесспорной ценностью, а его имя ставилось после имен пиитов, которых безвозвратно поглотила Лета.
Но времена такие были. Хотя вряд ли повторятся вновь - доколе суждено существовать русскому носителю культуры, Тютчев уже намертво впаян в отечественную литературу где-то между Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем и их наследниками

Содержание

Введение…………………………………………………..2
Глава I
I.1. Творчество Тютчева…………………………………..6
I.2. «Вечные темы»………………………………………..8
Заключение………………………………………………..12
Список интернет – источников…………......................... 13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………..2

Глава I

I.1. Творчество Тютчева…………………………………..6

I.2. «Вечные темы»………………………………………..8

Заключение………………………………………………..12

Список интернет – источников…………......................... 13

 

Введение

 

Девятнадцатый век щедро одарил человечество бесценными духовными  сокровищами. Среди замечательных  писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит  Ф. И. Тютчеву.  
        В наши дни даже странно представлять, что были времена, когда его творчество не казалось бесспорной ценностью, а его имя ставилось после имен пиитов, которых безвозвратно поглотила Лета.

Но времена такие были. Хотя вряд ли повторятся вновь - доколе суждено  существовать русскому носителю культуры, Тютчев уже намертво впаян в отечественную  литературу где-то между Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем и их наследниками: Фетом, Островским, Достоевским, двумя Толстыми - Львом Николаевичем и Алексеем Константиновичем - связав своей долгой жизнью разные эпохи истории, три  так непохожих друг на друга царствования, испытав в отрочестве вместе с  Россией восторг от побед 1812 года, а в зрелом возрасте - позор от поражения войны года 1854, ныне полузабытой, однако бывшей когда-то саднящей раной  не только для Тютчева.

Кто из нас знает лицо молодого Федора Ивановича Тютчева? Почти никто. Мы помним его облик  на склоне лет: серьезные грустные глаза, высокий лоб, седые редкие волосы, сухие от страданий губы, длинные  пальцы

Да, мы помним его зрелым и серьезным человеком. И таким  он пришел в поэзию - зрелым и серьезным.

Ему как бы было предназначено  свыше стать певцом двух величин  — Космоса и России — равно  требующих не просто недюжинного, особого  таланта. А в этих условиях конкретность биографии певца определяющего  значения не имеет. Он и сам становится величиной, где мелочи и детали быта пропадают, стираются, исчезают в небытии.

Но еще Тютчев жил и  в России, воплотив в плотском своем  существовании те духовные и душевные метания, что принесла России европейская  культура в наиболее высоких своих  достижениях. Кроме того, он был живым  человеком, которому свойственны все  слабости и ошибки. Вот на этой стороне  его жизни мне хочется остановиться подробнее. В своём реферате я покажу Тютчева как певца Космоса и России, Таким образом, целью своей работы ставлю: показать влияние жизни на творчество Тютчева, определяю следующие задачи: рассмотреть вечные темы Тютчева; раскрыть что подразумевается под название вечных тем Тютчева

 

Биография Ф. И. Тютчева

В детстве Тютчев получил  неплохое домашнее воспитание. Достаточно сказать, что учил его русскому языку  Сергей Егорович Раич, тогда - молодой  поэт и переводчик, впоследствии –  журналист и издатель, магистр  словесности.

Не менее оригинальный, тоже живущий в придуманной идеальной  реальности, человек продолжил формирование литературных пристрастий Тютчева - Алексей Федорович Мерзляков, преподававший русскую словесность в Московском университете, в который Тютчев поступил осенью 1819 года.

Год спустя Тютчев впервые  увидел своё произведение напечатанным. Это было переложение с латыни - «Послание Горация к Меценату».

И в годы учебы в Московском университете, и особенно - потом поэзия не стояла для него на первом месте в жизни, не была таким серьезным делом. Ему важнее были успехи по службе. И когда после университета Тютчев поступил в 1822 году в коллегию иностранных дел и его направили на работу в миссию в Мюнхен, столицу Баварии, он отдался службе с прилежанием и самозабвением.

Прилежание Тютчева было замечено - 31 мая 1825 года ему присвоили  придворный чин камер-юнкера.

Тютчев в собственных  глазах и в глазах своих родных тоже был дипломатом, прежде всего  дипломатом.

В Мюнхене он прожил многие годы. Блистательно начатая карьера развивалась не очень удачно. Зато в это время он вполне стал «питомцем гордого и красивого Запада», как замечает Аксаков в его биографии.

В Мюнхене Тютчев, покинувший Россию в девятнадцать лет и бывавший дома только краткими наездами, испытал «страсть нежную», как говаривали в его времена; женился в 1826 году на графине Эмилии Элеоноре Ботмер; стал отцом троих дочерей.

На исходе 1837 года Тютчев был назначен старшим секретарем при миссии в Турине, столице Сардинского королевства. Перед этим он с семьей побывал в России, но оттуда к месту новой работы отправился один, оставив жену с дочерьми на попечение родных - она должна была приехать в Турин после того, как Тютчев обживется в незнакомом городе.

Из Санкт-Петербурга Элеонора Тютчева с детьми отплыла на пароходе «Николай I». У берегов Пруссии, ночью, пароход был внезапно охвачен пожаром и утонул. Жена Тютчева вела себя героически, выказав - поразительное мужество. Она спасла детей, но все имущество Тютчевых погибло вместе с пароходом.

От перенесенного потрясения она вскоре слегла, в конце августа 1838 года умерла. Ее потеря была для Тютчева  огромным горем. Достаточно сказать, что  в тридцать пять лет он стал совершенно седым.

Дальнейшие события его личной жизни говорят о страстности и безоглядности характера. Еще не прошло года со дня смерти Элеоноры Тютчевой, как он летом 1839 года сочетался браком с вдовой баронессой Эрнестиной Дернберг. Говорят,  взаимная симпатия между ними возникла еще раньше. Наверное, это так. И, наверное, их влечение друг к другу было не менее сильно, чем печаль Тютчева о первой жене.

Их бракосочетание намечено было в швейцарском городе Берне. Тютчев попросил разрешения временно покинуть Турин, не дождался его и уехал самовольно. Расплатой за проступок было увольнение со службы.

Тютчевы опять поселились в Мюнхене. Жили небогато, в основном на деньги Эрнестины Федоровны, что мучило Тютчева. Он рвался в Россию, однако разные обстоятельства удерживали его в столице Баварии до 1844 года.

Размеренное течение чиновничьей  жизни было расцвечено, однако, яркой  и мучительной любовью, присущей скорее поэту Тютчеву, чем чиновнику, к Елене Денисьевой. Четырнадцать лет длились их отношения.

Умирал Тютчев долго и  мучительно, полупарализованный. Жизнь дипломата завершилась 27 июля по новому стилю 1873 года.

 

 

 

 

 

Глава I

 

Творчество Фёдора Ивановича  Тютчева

Поэзия Тютчева приходила  к читателям в несколько этапов или, вернее сказать, несколько раз.

Поначалу стихотворения  своего бывшего ученика много и часто печатал в редактируемых им журналах и альманахах Раич. Имени славного поэта эти публикации Тютчеву не составили.

В 1835 году со стихотворениями  Тютчева познакомился его сослуживец по миссии в Мюнхене князь Иван Сергеевич Гагарин и был очарован ими. Вернувшись в Санкт-Петербург, он показал некоторые из них Жуковскому и Вяземскому. Те, в свою очередь, рекомендовали Пушкину опубликовать стихотворения Тютчева в «Современнике». Пушкин отнесся к ним «как должно», о чем Гагарин не преминул сообщить автору в Мюнхене.

В 1836 году, в третьей и  четвёртой книгах «Современника», были напечатаны двадцать четыре стихотворения  Тютчева. Среди них были и те, что  ранее уже публиковались Раичем.

Надо сказать, что и  после смерти Пушкина, до 1840 года, в  «Современнике» время от времени  появлялись произведения Тютчева, никем особо не замеченные. Так, Белинский лишь однажды в своих велеречивых статьях упомянул Тютчева - в подстрочном примечании, поставив его имя рядом с именами Ротчева, Марковича, Вердеревского.

При его жизни еще только однажды его произведения выходили отдельной книгой - в 1868 году, стараниями И. С. Аксакова.

Творческая судьба Федора Ивановича Тютчева, кажется, - своеобразная расплата за то безразличие, которое он проявлял к своему творчеств. Ведь Тургеневу пришлось уговаривать Тютчева издать в свет «собирание своих стихотворений», а к книге, изданной Аксаковым, по словам одного из исследователей творчества Тютчева, Григория Чулкова, «поэт остался совершенно равнодушен», хотя она включала важнейшие его произведения общим числом сто восемьдесят пять.

Как некогда Белинский  прошел мимо поэзии Тютчева, так прошли мимо нее его ученики и последователи. Уже в восьмидесятые годы прошлого столетия критик Скабичевский, который останется в памяти потомков только потому, может быть, что в издевательском контексте упомянут в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», рубил наотмашь.

Многие видели в Тютчеве  «учителя поэзии для поэтов», замечали, прежде всего, его комизм и закрывали глаза на поразительную конкретность стихотворений Тютчева. На тот факт, что все они написаны «на случай» - по поводу прочитанной книги, посещения церкви, увиденного пейзажа, страстной влюбленности в женщину, какого-нибудь политического события и т. д.

Но это не недостаток символистов  и их последователей, а, кажется, еще один из парадоксов Тютчева: умение личное переплавлять во всеобщее.

4 августа 1864 года умерла  Елена Александровна Денисьева, и Тютчев записал собственные ощущения в годовщину ее смерти. Не больше того. Но и не меньше! Поскольку в стихотворении оказались отраженными чувства многих и многих поколений.

    Научиться поэзии по нему невозможно по причине полного отсутствия «поэтических достижений» в нем. Однако оно способно научить большему - быть человеком чувствующим и думающим. И если в этом контексте воспринимать Тютчева, как «учителя поэзии для поэтов», то придется с горечью заметить: уроки его не всегда и не всем пошли на пользу. Многие из мнимых его учеников заслуживают полновесный «неуд» за превратно усвоенные уроки. Или неусвоенные вообще. Особенно по теме до болезненности близкой Тютчеву - Россия.

 

 

«Вечные темы»

 

Поэзия Тютчева — это  выражение богатой внутренней жизни  автора, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, их волновавших.  
Вечные темы: природа, любовь и красота - основные темы произведений Фета и Тютчева. Наиболее ярко в лирике Тютчева изображена природа. Для каждого времени года он нашел такие краски, такие рифмы и сравнения, что они запоминаются на всю жизнь. Еще с детства живут в памяти сказочные строки: 
Чародейкою Зимою  
Околдован, лес стоят...  
Сном волшебным очарован,  
Весь опутан, весь окован  
Легкой цепью пуховой... 
 
Потом приходит пора, когда “еще в полях белеет снег”:  
Еще природа не проснулась,  
Но сквозь редеющего сна  
Весну послышала она,  
И ей невольно улыбнулась... 
 
    А какая веселая, озорная майская гроза изображена Тютчевым: “Первый гром... грохочет”, “гремят раскаты молодые”, “все вторит весело громам”. Великолепно описан летний вечер, который опускается на землю после знойного дня: 
 
И сладкий трепет, как струя,  
По жилам пробежал природы,  
Как бы горячих ног ея  
Коснулись ключевые воды. 
 
И, наконец, “умильная таинственная прелесть” осени, “туманная и тихая лазурь над грустно сиротеющей землею”, когда лежит на всем  
 
Та кроткая улыбка увяданья,  
Что в существе разумном мы зовем  
Божественной стыдливостью страданья. 
 
Идея торжества природы и человека пронизывает всю лирику Тютчева. Для него природа 
 
Не слепок, не бездушный лик -  
В ней есть душа, в ней есть свобода,  
В ней есть любовь, в ней есть язык. 
 
   Однако существует и трагическое различие. “Созвучье полное в природе”: после бурь и гроз всегда наступает успокоение, а в душе человека бури, обогащая ее многообразием чувств, часто оставляют после себя боль утраты и опустошенность.  
 
   Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь — радость, восторг, “весна в груди”. В более поздних все чаще звучат трагические ноты. Все, о чем писал поэт, было пережито и перечувствовано самим. Наиболее трогательным является “Денисьевский цикл”, посвященный Е. А. Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева — “неразгаданная тайна”, “живая прелесть дышит в ней”. Поэт восклицает: “Земное ль в ней очарованье иль неземная благодать?”. Но эта любовь трагична. Она не вынесла “насилья пошлости людской”. И болью отзываются в душе  
строки: 
 
О, как убийственно мы любим,  
Как в буйной слепоте страстей  
Мы то всего вернее губим,  
Что сердцу нашему милей! 
 
   Е. А. Денисьева умерла, но поэт до конца дней помнил о женщине, “судьбы не одолевшей, но и себя не давшей победить”, оставшейся его “живой души безжизненным кумиром”.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Беспристрастное время все  расставило по своим местам, всему  дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.

Поэзия Тютчева – наше бесценное достояние, это то, чем  может гордиться Россия, что сохраняет  нам самоуважение, что мы можем  предъявить миру; это наш патент на благородство.

 

Список интернет – источников

 

    1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%FE%F2%F7%E5%E2,_%D4%B8%E4%EE%F0_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%E8%F7
    2. http://www.litera.ru/stixiya/articles/294.html

 


Информация о работе Вечные темы в лирике Тютчева