Жизнь и творчество Хамита Ярми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:47, доклад

Краткое описание

Хамит Хуснутдинович Ярмухаметов (1904-81), фольклорист, доктор филологических наук (1969), Заслуженный деятель науки ТАССР (1964). В 1932-72 в Институте языка, литературы и истории КФАН СССР, в 1942-44 директор, в 1944-71 зав. сектором народного творчества. Труды по устно-поэтическим жанрам татарского фольклора, истории фольклористики. Государственная премия ТАССР им. Г. Тукая (1989, посмертно).

Вложенные файлы: 1 файл

1 Статья АХЧ.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Х.Ч. Алишина

Тюменский государственный университет

Жизнь и творчество Хамита Ярми

Хамит Хуснутдинович Ярмухаметов (1904-81), фольклорист, доктор филологических наук (1969), Заслуженный деятель науки ТАССР (1964). В 1932-72 в Институте языка, литературы и истории КФАН СССР, в 1942-44 директор, в 1944-71 зав. сектором народного творчества. Труды по устно-поэтическим жанрам татарского фольклора, истории фольклористики. Государственная премия ТАССР им. Г. Тукая (1989, посмертно).

Хамит Ярми родился в юртах Казаровских (Курункуль), что ныне входят в состав города Тюмени. Отец, Хуснутдин Ирмухамметович, исполнявший должность учителя-муллы, по ложному доносу был подвергнут репрессии, сослав в Уватский район, откуда уже не вернулся. Начальное образование дети муллы Хуснутдина, сыновья Сайфи, Хамит, Рашит и дочь Гайша, получили от своего отца.

В дальнейшем Хамит поступает учиться в Ембаевское медресе, основанное благородным меценатом, купцом и просветителем Нигматуллой Кармышаковичем Сайдуковым.

По окончании Тюменского татарского педагогического техникума едет работать в Ярковский район – юрты Варваринские Нердинской волости, юрты Карбанские Кречетинской волости. Добросовестно и прилежно исполняет возложенные обязанности заведующего избой-читальней, заместителя председателя сельского совета. Одновременно молодой специалист являлся внештатным корреспондентом газеты «Сабан-чукеч» (Серп и молот), выходившей в г. Свердловске. Заметки селькора были посвящены проблемам кооперативов.

Затем наш талантливый земляк работает преподавателем медтехникума, ведет партийную работу. Для повышения квалификации едет в Казань, где поступает в Казанский пединститут. Блестящие способности к наукам дают ему возможность получить послевузовское образование в аспирантуре.

Любовь к печатному слову и профессии журналиста приводят Хамита Ярми сначала в редакцию Бавлинской районной газеты, после – в республиканскую газету «Кызыл Татарстан». Отличное знание языков позволяют выполнить сложную работу по переводу трудов В.И. Ленина, Карла Маркса с русского на татарский  язык. Хамит Ярми ведет активную общественную работу, создает семью, воспитывает детей. Близким товарищем, единомышленником Хамита Ярми был известный писатель Шайхи Маннур (1905-80). Этих двух замечательных людей связывала почти полувековая дружба, в основе которой лежала светлая любовь к татарскому устному народному творчеству.

 

В татарской фольклористике достаточно много авторитетных личностей, внесших неоценимый вклад в науку.

Каюм Насыри (1825-1902), ученый-просветитель, историк-этнограф, языковед, писатель много внимания уделял изучению истории края, татарского народа, его фольклора и этнографического наследия. Он занимался непосредственным сбором материала в татарских деревнях, классифицировал его по жанрам, публиковал на татарском и русском языках.

Профессор Ходжа Бадиги (1887-1940), языковед, фольклорист, в 1914-18 годах составил сборники фольклора, в которые вошли поговорки, загадки, песни, баиты.

Поэт Габдулла Тукай, писатели Галимджан Ибрагимов, Гали Рахим внесли определенный теоретический вклад в фольклористику.

Наки Исанбет (1899-1992), народный писатель, ученый-фольклорист, Заслуженный деятель искусств ТАССР и РСФСР, автор 30 пьес, в том числе о фольклорном персонаже Ходже Насретдине, историческом персонаже Идегее. За трехтомное собрание «Татарских народных пословиц» (1959-67) в 1968 году был удостоен Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая. В 1984 году опубликовал книгу «Детский фольклор».

Народный писатель Гумер Баширов (1901-1999) также проявлял большой интерес к духовно-нравственному опыту татарского народа. Этим была обусловлена его многолетняя деятельность по сбору и изучению национального фольклора. Большую популярность писателю принесла вышедшая в 1963 и переведенная в 1989 на русский язык книга народного юмора «Тысяча и один мэзэк».

Хамит Хуснутдинович Ярмухаметов был первым профессиональным и уникальным специалистом, первым кандидатом и первым доктором наук в области татарской фольклористики, последовательно в течение сорока лет занимавшимся изучением татарского устного народного творчества.

До Хамита Ярми изучали в основном фольклор казанских татар. Он расширил географические рамки, провел фронтальное обследование всех этнотерриториальных групп татар.

Хамит Хуснутдинович руководил тридцатью фольклорными экспедициями, вместе с учениками и коллегами посетил более пятисот татарских населенных пунктов. В Татарстане он побывал практически в каждой деревне, вдоль и поперек исколесил территорию СССР. Ездил в Рязань к касимовским татарам, в Вятку – к нукратовским татарам, в Новосибирск, Омск, Тюмень – к сибирским татарам, по Волге спускался к татарам Нижнего Новгорода, Самары, Ульяновска, Астрахани, посещал деревни татар Мордовии, Удмуртии, Марии-Эл.

Кандидатская диссертация Хамита Ярми была посвящена истории татарской фольклористики 1920-60-х годов.

Историю фольклористики Хамит Ярми исследует, начиная с древней эпохи. Из исторических, этнографических, лингвистических трудов, хрестоматий, рукописей, путевых заметок, изданных в XVIII-XIX вв. в России и за рубежом, извлекает редкие материалы – тексты, сведения, касающиеся татарского фольклора. Во введении дает научную оценку деятельности ученых Казанского университета, Академии наук, научных центров, обществ, работавших в области фольклора. Особенно высоко характеризует произведения Каюма Насыри, посвященные фольклору. Одним из любимых жанров Хамита Ярми был жанр баита. Доцент КГУ, писатель Мухамет Магдиев писал: «При упоминании специфического, присущего татарскому творчеству жанра «баит» перед глазами встает образ Хамита Ярми. Хамит Ярми, единственный из татарских ученых, кто так увлеченно уже тридцать лет собирает, изучает, преподносит нам народные баиты. В 1960 году он выпустил книгу «Баитлэр», которую буквально смело с книжных прилавков. У Хамита Ярми есть очень оригинальные суждения о жанре «баит».

Ученый много труда вложил в теорию и историю изучения сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок. Но научный мир ожидал от этого многогранного исследователя фундаментальный труд, обобщающую работу о жанровом своеобразии народного творчества. В 1967 году такая работа появилась. Это была объемная монография «Поэтическое творчество татарского народа», состоящая из семи частей: «История сбора и изучения татарского фольклора», «Сказки», «Баиты», «Пословицы и поговорки», «Загадки», «Песни», «Татарский фольклор советского периода».

На основе этого труда через некоторое время Х.Х. Ярми успешно защитил докторскую диссертацию в Алма-Ате. Отметим, в приложении к докторской диссертации были даны лучшие образцы устного народного творчества. По словам доктора филологических наук Х.Ш. Махмутова (ученика Х. Ярми), открывавший заседание председатель диссертационного совета академик Кенесбаев сказал: «Защита такого большого ученого в нашем совете – для нас высокая честь!». Эти слова свидетельствуют об огромном авторитете ученого Хамита Ярми в тюркских республиках.

Ученики и исследователи научного наследия ученого вспоминают, что еще в 1950-е годы Хамит Ярми мечтал о выпуске хотя бы шести книг из собранного фольклорного богатства. Инициатор, вдохновитель, основатель серии книг «Татарское устное народное творчество», которая вышла не в шести, а в двенадцати томах, за свой титанический труд посмертно был удостоен Государственной премии ТАССР имени Габдуллы Тукая. Сейчас эта серия продолжается: 13-й том составила книга «Детский фольклор», 14-й том – академическое издание дастана «Идегей». Ведется работа над 15-м томом, в который, по замыслу нашей землячки, кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника ИЯЛИ им.  
Г. Ибрагимова АН РТ Ф.В. Ахметовой-Урманче, должны были войти сокровища устного народного творчества сибирских татар, уфимских татар, мишарей, записанные в разное время такими учеными, как Г. Балинт, П. Паасонен, И. Кунош, В.В. Радлов, Х.Х. Ярми, другими исследователями с мировым именем.

С 1922 по 1979 год Хамит Ярми опубликовал около ста публицистических и научных работ. Многие работы были созданы им в соавторстве с Г. Башировым, А. Шамовым, А. Ахметовым, Х. Гатиной, З. Сайдашевой и др. Особо ценные труды – антология «Татарское народное творчество», «Татарские народные сказки», «Народные песни», «Баиты», «Татарские народные пословицы и поговорки», «Татарско-мишарские песни», сказки о животных и татарские волшебные сказки в 12-томном своде татарского фольклора. Почти все книги сопровождены написанными Хамитом Ярми вводными статьями, научными примечаниями, нотными приложениями. Книги Хамита Хуснутдиновича переведены на русский, китайский, болгарский, словенский, венгерский, монгольский, узбекский, казахский, туркменский, молдавский языки.

Перу Хамита Ярми принадлежит труд, всесторонне освещающий серьезную роль Тукая в фольклоре. Ученый систематизировал и охарактеризовал теоретические взгляды Тукая на фольклор, его природу, его глубинный смысл, привел конкретные примеры мастерства поэта в использовании фольклорных произведений.

Много сил Хамит Хуснутдинович отдал воспитанию молодых ученых, организаторов науки. С момента открытия в 1939 году Татарского института языка, литературы и истории и до ухода на заслуженный отдых в 1972 году Хамит Ярми руководил отделом устного народного творчества, был старшим научным сотрудником, директором института. Большая доля его труда вложена в то, чтобы довести уровень института до академического и включения его в систему Академии наук СССР.

При непосредственном участии видного ученого Х.Х. Ярми было открыто татарское отделение в Казанском университете, где он преподавал многие годы, читал лекции по устному народному творчеству. Десятки тысяч студентов и школьников познавали сказочный мир татарского народного творчества из учебников, написанных замечательным ученым Ярми. Пять аспирантов Х.Х. Ярми стали кандидатами филологических наук, из них двое защитили и докторские диссертации.

Хамит Ярми был истинным организатором науки. Он посылал своих учеников в республики Прибалтики, в Украину, Санкт-Петербург, Уфу с тем, чтобы молодые переняли опыт работы у своих коллег, поучились, как надо собирать, дифференцировать, хранить собранное. Он учил своих коллег хранить духовное богатство народа как зеницу ока.

Творчеству Хамита Ярми посвящено более сорока статей, рецензий. Их авторы Гумер Баширов, Мирсай Амир, Нурихан Фаттах, Абрар Каримуллин, Ибрагим Нуруллин, Мухамет Магдеев, Ильбарис Надиров дают высокую оценку научным трудам ученого. Лучшая ученица профессора Флора Вагаповна Ахметова-Урманче считала, что по большому счету никто из упомянутых выше личностей не мог до конца представить себе количество, объем написанного ученым-тружеником.

В архиве Хамита Ярми, свидетельствует Ф.В. Ахметова-Урманче, хранятся несметные духовные богатства, которые могут пролить свет на неизведанные страницы творчества ученого. Эпистолярий Х.Х. Ярми, в который входят письма издателей, редакторов, переводчиков, рецензентов, академиков, таких, как Б.Д. Греков, В.М. Жирмунский, А.Н. Кононов, насчитывает более двух тысяч единиц.

Ученый Хамит Ярми внес большой вклад в золотой фонд татарского фольклора. Огромная работа, проделанная доктором филологических наук, профессором Хамитом Хуснутдиновичем Ярми в области собирания и изучения устного народного творчества, исходит из его глубокого уважения и любви к своему народу.

 

 


Информация о работе Жизнь и творчество Хамита Ярми