Зарождение патриотической темы в древнерусской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:40, сочинение

Краткое описание

Начало истории русской литературы самым тесным образом связано с принятием христианства. Именно после крещения на Русь пришла письменность и грамота. Поэтому первые произведения древнерусской литературы тесно связаны с Библией. Это были библейские комментарии, молитвы и жития святых. Доля светской литературы была совсем незначительной. Большинство литературных произведений по-прежнему имело церковно-религиозный характер. Но уже во многих из них к религиозному содержанию начинала прибавляться светская тематика. Ведь литература не могла избежать тех изменений, которые происходили в общественной жизни и общественном сознании. А знаменитые средневековые сборники рассказов о животных «Физиологи», древнейший научный трактат по математике и астрономии «Учение о числах» Кирика Новгородца, «Поучение» Владимира Мономаха и другие с полным правом можно отнести к светской литературе.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Начало истории русской литературы самым тесным образом связано  с принятием христианства. Именно после крещения на Русь пришла письменность и грамота. Поэтому первые произведения древнерусской литературы тесно  связаны с Библией. Это были библейские комментарии, молитвы и жития святых. Доля светской литературы была совсем незначительной. Большинство литературных произведений по-прежнему имело церковно-религиозный характер. Но уже во многих из них к религиозному содержанию начинала прибавляться светская тематика. Ведь литература не могла избежать тех изменений, которые происходили в общественной жизни и общественном сознании. А знаменитые средневековые сборники рассказов о животных «Физиологи», древнейший научный трактат по математике и астрономии «Учение о числах» Кирика Новгородца, «Поучение» Владимира Мономаха и другие с полным правом можно отнести к светской литературе. Несмотря на церковно-религиозное содержание первых произведений, тема патриотизма, идея защиты, сохранения и приумножения родной земли довольно рано возникает в древнерусской литературе. Основной вопрос, который ставит перед собой и своими читателями первый летописец, — «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и с коих пор известна Русская земля» — предполагает наличие патриотического чувства. Именно в «Повести временных лет» возникают три большие идеи, которые явно или скрыто будут соперничать на протяжении всей последующей русской и российской истории: приверженность к Земле-Отечеству, услужение Власти и стремление к личному благополучию, не зависящему ни от Отечества, ни от Власти. Открытый действенный патриотизм проповедует неизвестный автор «Слова о полку Игореве». Соединение идеи княжеского единовластия с широким пониманием понятия «Русская земля» является отличительной чертой его политического мышления. Русская земля у автора не ограничивается только Киевом, Черниговом или Новгородом-Северским. Она включает в себя и другие древнерусские княжества. В этом и находит свое яркое отражение патриотическое сознание автора произведения. В его трактовке именно Русская земля в широком понимании является истинным героем «Слова о полку Игореве». И именно в создании образа Русской земли автор поднимается до необычайного мастерства. В созданном им образе родины ощущается необыкновенный темперамент, чувство страстной любви и преданности. Этот образ пронизывает все произведение и одухотворяется через единение человека и природы. В исключительности патриотического чувства автора содержится великая правда. Ее смысл заключается в том, что народ, как и любой отдельный человек, имеет вечное назначение. Народ, вся Русская земля должны стать главной и незаменимой формой для совершенной полноты жизненного содержания. Патриотизм автора «Слова» раскрывается через обращение к исторической правде. Недаром уже во вступлении он заявляет, что не собирается ничего приукрашивать или замалчивать, подражая вещему Бояну. Поэтому и темой для своего патриотического призыва он избирает не одну из великих побед русского оружия, а страшное поражение. Автор смотрит в глаза суровой действительности прошлого и настоящего и видит Русскую землю, которая страдает от вековых усобиц князей и опустошительных набегов степных народов. И тогда автор возлагает на себя обязанность будителя и просветителя человеческой памяти. Ведь чтобы его высшая правда не превратилась в пустой звук, ненужную претензию, нужно изъявительное наклонение патриотического чувства: «я люблю свою Родину», — изменить на повелительное наклонение патриотического долга: «помогай Родине в сознании и исполнении ее высшего предназначения». Следуя избранным принципам, он в порядке старшинства обращается к русским князьям Рюриковичам и призывает их вспомнить о долге перед Родиной. Он требует от них защитить «достояние Даждьбожа внука» — Русскую землю от опустошительных набегов степняков. Но у автора «Слова» были непосредственные предшественники и современники, обладавшие ярким литературным талантом. Это Владимир Мономах, Климент Смолятич и Кирилл Туровский. Ближе и понятнее автору «Слова о полку Игореве» были идеи и взгляды Владимира Моно- маха, изложенные в его «Поучении». Мономах писал о том, что с властью возрастает ответственность, а потому призывал князей быть справедливыми. По его мнению, в основе правосудия должна быть «правда» — закон. Он выражал идею защиты «убогого человека» и завещал: «Не позволяйте власть имущим погубить человека». В понятие «правды» Мономах включал также требование о недопустимости смертной казни, потому что любой человек имеет право на срок жизни, отпущенный Богом. Казнь — это убийство и преступление перед Богом. Значительное место в «Поучении» Мономах отводил последствиям княжеских усобиц. Усобицы приводят к войнам, гибели и разорению смердов, что ослабляет Русскую землю. В противовес удельно-церковной формуле: «каждый пусть держится своей вотчины», он выдвинул призыв: «отныне соединимся в единое сердце и блюдем Русскую землю». В произведениях церковных писателей Климента Смолятича и Кирилла Туровского через аллегорическое истолкование происходит превращение сверхъестественного в нечто доступное умственному познанию. Климент Смолятич, например, делал вывод, что для познания Бога нужно обращаться к природе. Вопреки церковным взглядам, он защищал мирского человека и был сторонником чувственного познания. Он считал, что ум дан человеку для разумения природной сообразности. Зарождение светских элементов в общественном мировоззрении прослеживается и в произведениях Кирилла Туровского. Это и суровое осуждение претензий духовенства на имущество, власть и славу, и идея причастности Бога к мирской жизни, и выработка моральных критериев жизни и деятельности светского человека. Эти и другие положения становились духовными зернами, которые затем прорастали чувством действенного патриотизма в душе русского человека.

 

Больше  сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-zarozhdenie-patrioticheskoj-temy-v-drevnerusskoj-literature.html


Информация о работе Зарождение патриотической темы в древнерусской литературе