Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 14:25, реферат
Роман «Идиот» стал реализацией давних творческих задумок Ф.М. Достоевского, его главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является «по-настоящему прекрасной личностью», он воплощение добра и христианской морали. И именно за его бескорыстие, доброту и честность, необычайнейшее человеколюбие в мире денег и лицемерия окружение называет Мышкина «идиотом».
«Значение имен в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»
Роман «Идиот» стал реализацией давних творческих задумок Ф.М. Достоевского, его главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является «по-настоящему прекрасной личностью», он воплощение добра и христианской морали. И именно за его бескорыстие, доброту и честность, необычайнейшее человеколюбие в мире денег и лицемерия окружение называет Мышкина «идиотом». Князь Мышкин большую часть своей жизни провел замкнуто, выйдя в свет, он не знал с какими ужасами антигуманности и жестокости ему придется столкнуться. Лев Николаевич символически выполняет миссию Иисуса Христа и, так же как и он, гибнет любя и прощая человечество. Так же как и Христос, князь, пытается помочь всем людям, которые его окружают, он пытается будто бы вылечить их души своей добротой и неимоверной проницательностью.
Образ князя Мышкина является центром композиции романа, с ним связаны все сюжетные линии и герои: семья генерала Епанчина, купец Рогожин, Настасья Филипповна, Ганя Иволгин и др. И также центром романа является яркий контраст между добродетелью Льва Николаевича Мышкина и привычным укладом жизни светского общества. Достоевский сумел показать что даже для самих героев этот контраст выглядит ужасающим, они не понимали этой безграничной доброты и следовательно боялись ее.
Роман наполнен символами, здесь князь Мышкин символизирует христианскую любовь, Настасья Филипповна – красоту. Символическим характером обладает картина «Мертвый Христос», от созерцания которой, по словам князя Мышкина, можно потерять веру.
Отсутствие веры и духовности становятся причинами трагедии случившейся в финале романа, значение которого расценивают по-разному. Автор акцентирует внимание на том, что физическая и душевная красота погибнут в мире, который ставит в абсолют только корысть и выгоду.
Писатель проницательно заметил рост индивидуализма и идеологии «наполеонизма». Придерживаясь идей свободы личности, он в то же время считал, что неограниченное своеволие приводит к антигуманным поступкам. Достоевский рассматривал преступление как самое типичное проявление индивидуалистического самоутверждения. Он видел в революционном движении своего времени анархистский бунт. В своем романе он создал не только образ безупречного добра равный библейскому, но показал развитие характеров всех героев романа, которые взаимодействовали с Мышкиным, в лучшую сторону.
Имена, отчества и фамилии в романе определяют личность того или иного персонажа и полны глубочайшего смысла. Давая имена своим персонажам, Достоевский уже самим их звучанием старался выразить сущность этих персонажей, их душевные свойства.
Так, в начале романа (в части 1, главе 1) идёт представление дейстующих лиц. При этом упоминается наименование Николая Андреевича Павлищева - "...да и покойного господина Павлищева, который Вас в Швейцарии содержал, тоже знавали-с, если только был Николай Андреевич Павлищев, потому что их два двоюродных брата" - в разговоре между Мышкиным и Рогожиным. В данном случае использование имени и отчества служит для различения членов одной фамилии.
Князь Лев Николаевич Мышкин "- А позвольте, с кем имею честь... - обратился вдруг угреватый господин к белокурому молодому человеку с узелком. - Князь Лев Николаевич Мышкин, - отвечал тот с полною и надменною готовностью" - ответ Мышкина Лебедеву; Семён Парфёнович Рогожин - "...это от того самого Семёна Парфёновича Рогожина, потомственного почётного гражданина, что с месяц назад тому помер и два с половиной миллиона капиталу оставил?" - в разговоре между Мышкиным и Рогожиным; Настасья Филипповна Барашкова - "...а зовут её Настасьей Филипповной, фамилией Барашкова..." - в разговоре между Мышкиным и Рогожиным.
Только по фамилии и имени называются герои, не достигшие зрелого возраста, а также эпизодические персонажи - Петя Ворховский, Костя Лебедев. Алексашка Лихачёв, Владимир Докторенко, Ипполит Терентьев. Только Колю Иволгина, младшего сына Ардалиона Александровича Иволгина, называют также Николай Ардалионович, выражая тем самым уважение к его непосредственности.
Только по имени и отчеству называются эпизодические герои - Марья Александровна, Нил Алексеевич, Анфиса Алексеевна, Пётр Захарович, Александра Михайловна, Анна Фёдоровна. Также очень часто используется эта модель, когда говорится об обращении одних героев к другим или когда одни герои говорят о других, например: " - Я должен вам заметить, Гаврила Ардалионович, - сказал вдруг князь..." " - Было б у меня такое же остроумие. как у Афанасия Ивановича или у Ивана Петровича..."
Горничные, слуги, дети, редко жёны, лица духовного звания имеют только имя, например, горничные Барашковой - Катя (она же в речи Рогожина Катька) и Паша; слуги Иволгиных - Алексей, Фёдор, Мавра; сестра Ипполита - Леночка, дочь Лебедева Любовь (представлена отцом с пафосом, хотя грудной ребёнок), покойная жена Лебедева - Елена.
Только по фамилии называются эпизодические герои - Андреевы, Жемарины, Зайдлер, Залёжев, Зарницын, Кулаков, Салазкин, Чебаров, Шнейдер. Также могут именоваться лица по профессиональной деятельности, социальному положению - офицеры Земтюжников и Келлер, рядовой Колпаков, штабс-капитан Ларионов, генерал Соколович, коллежская секретарша Филисова, московский купец третьей гильдии Папушин, аббат Гуро, гувернантка Белоконских миссис Шмидт, графиня Соцкая, пьяница Вилкин.
Небольшая часть героев именуется с помощью инициала - князь Щ, Евгений Павлович Р, с С-м, Б-н. Можно с уверенностью сказать, что за инициалом "скрывается" реальное лицо. Прибегая к такому художественному приёму, Достоевский даёт возможность читателю по контексту самому догадаться о ком идёт речь.
Многие имена в романе является "говорящими", но не все они имеют прозрачную внутреннюю форму. Давая имена своим героям, Достоевский имел возможность использовать свою выдумку или опирался на реально существовавший прототип. Например, в романе есть герои - Птицын, Лебедев. Чтобы правильно осмыслить имена этих героев, надо, по словам литературоведа М.С.Альтмана вспомнить, что в тогдашнем Петербурге славились два денежных дельца - Воронин и Утин, которые служили частой мишенью для сатирических поэтов "Искры". Сатирические поэты выводили дельцов под фамилиями Гусин, Селезнёв и выпады против них были именно как против бессовестных домовладельцев. Фамилии Птицын, Лебедев семантически перекликаются с фамилиями Гусин, Селезнёв. Герои романа духовно близки этим денежным дельцам. Все они "птицы, хоть разного полёта, но из одного с Ворониным и Утиным помёта".
Имя собственное в романе "Идиот" создаёт общее оценочное значение, выражает какое-либо эмоционально окрашенное отношение автора к своему носителю. Например, герой романа Фердыщенко - отвратительный человек. Он приживала, сплетник и пьяница. Герой настолько мерзок, что не имеет даже имени, а фамилия является средством отличия его от других персонажей. Фамилия героя высмеивает, критикует смехом своего носителя. Сам Фердыщенко при знакомстве с Мышкиным спрашивает у него: "Скажите, разве можно жить с такой фамилией?". В звуковом плане фамилия создаёт неприятные ассоциации и имеет ярко выраженную звуковую экспрессию.
В "Идиоте" есть вклад от ономастики водевилей. Например, Антип Бурдовский, фамилию которого можно отнести к водевильному имени. На первый взгляд, может показаться странным, что Достоевский, один из трагических писателей, обращается к легковеснейшему из комических жанров - жанру водевиля. Но Достоевский, уже в зрелую пору своего творчества, полагал, что нет такого предмета на земле, на который нельзя было бы посмотреть с комической точки зрения".
В романе есть слово, которое можно назвать эквивалентом собственного имени. Это имя главного героя произведения. Оно употреблено в произведении только в применении к этому определённому человеку и имеет устойчивый характер. Это слово воспринимается читателем как именование данного лица, как средство не только характеристики, но и выделение его среди других действующих лиц, так как оно тоже имя собственное, хотя и не оформлено как имя (Мышкин - Идиот).
Достоевский, конечно, понимал, что человеческие фамилии - вещь тонкая. Поэтому, они и привлекают к себе такое постоянное внимание писателя. Он как бы "играет" именами в своём романе и радуется, найдя герою "удачную", "подходящую" фамилию.
Значение собственного имени в романе Достоевского, да и вообще в любых других произведениях "с логической стороны исчерпывается тем, что оно лишь средство для узнавания единичных предметов, вещей и лиц. Его осмысление возможно только в плоскости поэтической, экспрессивно-эмоциональной, потому что оно всегда единично и совершенно конкретно, тогда как название (нарицательное) совмещает в себе диалектически конкретные обозначения предмета с его общим понятием"
Список использованной литературы
1. Альтман
М.С. Литературоведческие
2. Достоевский
Ф.М. Полное собрание
3. Винокур
Г.О. О некоторых явлениях
4. Фасмер
М. Этимологический словарь
Информация о работе Значение имен в романе Ф.М.Достоевского "Идиот"