«И жить торопится и чувствовать спешит» (судьба Онегина на страницах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:59, сочинение

Краткое описание

В посвящении к роману, обращаясь к читателю, Пушкин напишет:
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных…
И этими словами посвящения поэт как бы дает установку читателю к прочтению его центрального произведения, единственного в своем роде по значению в пушкинском творчестве. Роман действительно пестрит множеством картин, а среди них – множество, живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. Именем главного героя назвал поэт свое «детище», к которому питает чувства неоднозначные, а не именем героини, которую любит, с ней «слезы льет», ее считает идеалом. Задаешься вопросом: почему?

Вложенные файлы: 1 файл

И жить торопится и чувствовать спешит.docx

— 22.73 Кб (Скачать файл)

«И жить торопится и чувствовать спешит» (судьба Онегина на страницах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

В посвящении к роману, обращаясь к читателю, Пушкин напишет:

Прими собранье пестрых глав,

 Полусмешных, полупечальных,

 Простонародных, идеальных…

И этими словами посвящения поэт как бы дает установку читателю к прочтению его центрального произведения, единственного в своем  роде по значению в пушкинском творчестве. Роман действительно пестрит  множеством картин, а среди них  – множество, живых людей с  их различной судьбой, с их чувствами  и характерами. Именем главного героя  назвал поэт свое «детище», к которому питает чувства неоднозначные, а  не именем героини, которую любит, с  ней «слезы льет», ее считает идеалом. Задаешься вопросом: почему?

 Приглашая читателя  принять «собранье пестрых глав»,  поэт заставляет его внимательнее  и глубже самому разобраться  в характере героя и в оценке  его действий. Отношение же автора  к своему герою неоднозначно. Для него Онегин и не положительный  и не отрицательный герой. Авторская  характеристика противоречива. С  одной стороны, поэт называет  его своим приятелем («Онегин,  добрый мой приятель»). Поэт признается: «…я сердечно люблю героя моего». Услышав резко недоброжелательные  отзывы об Онегине какого-то  светского его знакомого, поэт вступается за своего героя:

Зачем же так неблагосклонно

 Вы отзываетесь о  нем?..

Пушкин не отрицает того, что подружился с Онегиным, что  поэту нравились его черты: «мечтам  невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум». Но, с другой стороны, мы прочитаем и другие отзывы автора о нем: «Но мне теперь не до него». Поэт не скрывает его недостатков и не оправдывает их. За дуэль с Ленским он гневно осудит Онегина: «он должен был обезоружить младое сердце, а не щетиниться, как зверь». Да и сам тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Даже в эпиграфе к роману («И жить торопится и чувствовать спешит…») Пушкин выражает свое сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим. Хотя, надо признать, Онегин выше на голову той серой посредственности, среди которой по статусу своего социального положения он должен был вращаться. В нем сам автор отмечает «резкий, охлажденный ум», говорит о его уме и Татьяна:

Как с вашим сердцем  и умом

 Быть чувства мелкого  рабом?

Задатки его души говорят  о том, что он – человек умный, тонкий, наблюдательный. Увидев впервые  Татьяну, не поговорив еще с ней, не слыша даже ее голоса, Онегин тем не менее из двух сестер выделил Татьяну, сразу почувствовав в ней поэтическую натуру. Он сам, если бы был поэтом, «выбрал бы другую», то есть не Ольгу, а Татьяну. Хотя и без удовольствия, но Онегин много читал и не только художественную литературу, но и философские сочинения, научные книги по экономике. Во всяком случае, встретившись с Ленским, который получил высшее образование в лучшем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам. А как пламенно, красноречиво мог говорить Онегин. С юных лет умел он «возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм». Нельзя не заметить остроумия героя. Язык Онегина острый, злой. Но все хорошие задатки души его оставались под спудом, не получали развития. Тоскующая лень станет главной чертой характера Онегина. И сопутствующее ей безделье.

Но кого винить в этом: среда «засосала», воспитание ли сделало  его таковым или вина в нем  самом. Почему так случилось, что  любимый герой, но он не подчинен любимой  мысли, ясной цели.

 Дело в том, что  основные черты характера Онегина  определили социальное его положение  и воспитание. Вспомним, какое воспитание  получил Онегин. Его легкомысленный  отец, дававший «три бала ежегодно  и промотавшись наконец», вовсе не занимался воспитанием сына, доверив его убогим «мадам», потом «мосье», которые учили всему шутя, «чему-нибудь и как-нибудь».

 Но Онегин – богатый  наследник после смерти дядюшки.  А богатство позволяло ему  пользоваться всему удовольствиями, которые можно купить за деньги. «Когда же юности мятежной  пришла Евгению пора, пора надежд  и грусти нежность…» На что  он потратит время этой самой  цветущей поры жизни? На что  уйдут восемь лет его юности? «Забав и роскоши дитя», «и  жить торопится, и чувствовать  спешит», – короткие фразы,  но в них весь Онегин. Достаточно  представить один день Онегина,  его уединенный кабинет, чтобы  убедиться, что это так. «Бывало,  он еще в постеле, к нему записочки несут, три дома на вечер зовут». И Онегину «везде поспеть не мудрено». Утро героя начинается с прогулки по бульвару, пока «не прозвонит обед». В обед – вино и трюфли, «французской кухни лучший цвет». А там – известие, «что новый начался балет». И вот Онегин мчится в театр, потом спешит попасть на бал. И лишь под утро «полусонный в постелю с бала едет он».

И утро в полночь обратя,

 Спокойно спит в  тени блаженной

 Забав и роскоши  дитя.

Получив в наследство деревню, Онегин едет туда. Но и в деревне  та же жизнь – купание, прогулки на коне и пешком, чтение «плохого журнала», поцелуи крепостных девушек. Та же пустая, бездельная, бессодержательная жизнь. Никаких серьезных интересов, увлечений. Не мудрено, что жизнь за чужой  счет, в удовольствиях, собственных  желаниях, порождает в человеке эгоистическое  начало. Эгоистом вышел Онегин, думающий только о себе и совершенно не умеющий  обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей. Хотя где-то в глубине таились в нем  и «души прямое благородство». Например, он щадил наивную веру романтика Ленского:

Он охладительное слово

 В устах старался  удержать.

И, вообще, «иных он очень  отличал и вчуже чувство уважал». Но благородные порывы души героя  так и остались где-то в самой  ее глубине, побеждали, как правило, эгоистические стороны его характера.

«Но счастлив был ли мой  Евгений?» Нет, «русская хандра им овладела понемногу: жизнь, пустая, бессодержательная, которую считали нормальный его  светские знакомые, не могла удовлетворить  Онегина с его резким, охлажденным  умом, «ему наскучил света шум». Нельзя сказать, что Онегин не пытался чем-то дельным развеять свою скучающую  лень. В деревне он пытается заняться хозяйством.

«Ярем он барщины старинной  оброком легким заменил». На этом хозяйственная  деятельность будущего помещика и закончилась. И это недолго занимало его. Пытается Онегин писать. «Зевая, за перо взялся». И это занятие не увлекло его. И опять – тоскующая лень. Почему же лень – матушка в характере  Онегина является главенствующей? Причина  – и в существующих обстоятельствах  жизни, и в социальном положении, воспитании и в нем самом. Во-первых, его социальное положение, воспитание не дали главного Онегину – он не умел, да и не хотел (а зачем?) трудиться, «упорный труд ему был тошен». Во-вторых, он не имел «любимой мысли», то есть цели; чем бы ни пытался заняться Онегин,- все попытки совершал он только от безделья, чтоб только время проводить. И, в-третьих, в царской России многие молодые люди, наделенные умом, осуждающие существующие порядки, становились  «лишними» в жизни, не могли найти  себе дело по душе, превращались в «нравственных  калек», когда богатые возможности  их натуры противоречили поступкам и действиям их.

Характер Онегина не остается неизменным. Под влиянием событий  в нем происходит значительная эволюция. К числу таких событий относится  встреча с Татьяной Лариной, конкретнее – ее письмо к нему. Нет, не могла  спасти Онегина от душевной пустоты  и возвышенная любовь Татьяны. Не могла, потому что эгоистическая  натура Онегина по-прежнему властвовала  над душой. Нет сомнения, что письмо Татьяны тронуло душу поэта, вызвав в ней трогательный порыв.

Но, получив посланье Тани,

 Онегин живо тронут  был

 ………………………………

 И вспомнил он Татьяны  милой

 И бледный цвет, и  вид унылый;

 Быть может, чувствий  пыл старинный

 Им на минуту овладел.

И остается только сожалеть, что этот порыв душевный оказался лишь минутной слабостью. Эгоистическая  натура берет верх над чувствами. Получив любовное письмо от Татьяны, Онегин, не будучи в состоянии разделить  её чувство, проявит «души прямое благородство». Правдиво и честно он прямо скажет: «Я, сколько ни любил  бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас…». Жестоко (если учесть, какое впечатление  произвела на Татьяну проповедь  Онегины), но благородно. Он сразу убил в ней всякие надежды и помог  ей тем самым освободиться от безнадежной  любви.

 Эгоистически поступит  Онегин и с Ленским. Ради собственного удовольствия, чтобы взбесить и огорчить друга, он демонстративно, на глазах у всех станет ухаживать за невестой друга, заранее предугадывая реакцию его. Эгоистически, чтобы потешить свою скучающую лень, он принимает и его вызов на дуэль, за что получит гневное осуждение автора. Боясь насмешек, сплетен соседей – помещиков, он едет на место дуэли. И вот Ленский убит. Смерть Ленского станет первым ударом по его привычному эгоистическому и пассивному невниманию. Только теперь он вдруг осознал, что он наделал:

Мгновенным холодом облит,

 Онегин к юноше спешит,

 Глядит, зовет его …  напрасно:

 Его уж нет. Младой  певец

 Нашел безвременный  конец.

Более того, он приходит в  ужас от содеянного: «В тоске сердечных угрызений, рукою стиснув пистолет, глядит на Ленского Евгений…» Онегин не может больше оставаться в тех местах, где ему все напоминает об убитом друге. И вот:

Убив на поединке друга,

 Дожив без цели, без  трудов

 До двадцати шести  годов

 Томясь в бездействии  досуга…, – Онегин начал странствия. И опять – без цели, развеять  себя. Но нельзя не заметить, что  трехлетнее путешествие, хотя  и было по замыслу бесцельным, оно нанесло удар по эгоистической  замкнутости Онегина, по его  душевной слепоте ко всему  окружающему. И когда он «возвратился  и попал, как Чацкий, с корабля  на бал»,- это уже не тот Онегин, который благородно, но резко  читал еле дышащей Татьяне  проповедь свою. На этот раз  им суждено поменяться ролями. Онегин влюбляется в Татьяну,  и сила чувства такова, что он тяжело заболевает:

Бледнеть Онегин начинает

 ………………………………

 Онегин сохнет –  и едва ль

 Уж не чахоткою страдает

 Все шлют Онегина  к врачам,…

И вот теперь перед нами письмо Онегина. Как далек этот Онегин, глубоко и тяжко переживающий свою любовь, от того, с которым мы познакомились в начальных главах. Сколько искренних чувств в его письме:

Я знаю: век уж мой измерен;

 Но чтоб продлилась  жизнь моя,

 Я утром должен быть  уверен,

 Что с вами днем увижусь я …

Но здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье. На этом роман заканчивается. В раздумье остается читатель, сожалея  о том, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без  смысла, а роман без конца. Что  сталось с Онегиным потом, мы не знаем. Положительный или отрицательный  образ Онегина? Противоречивый. Невыдуманный Пушкиным, обобщивший в себе черты, типичные для целого поколения 20-х годов. Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Главный источник его – отсутствие какой бы то ни было общественной деятельности. «Резкий, охлажденный ум» Онегина, видимо, не мог позволить ему пойти проторенным путем, найти, как многие, какое-нибудь полезное занятие. Ни улучшение судьбы крепостных крестьян, ни служба в канцелярии не могли стать целью его жизни, а сблизиться с передовой частью молодых людей, с декабристами, он не смог. Противоречия Онегина – это и противоречия его времени.

Прошли столетия спустя после  Онегина. Для нас страдания Онегина  – уже далекое прошлое. Но и  сегодня через столетия хочется  сказать: «Онегин – добрый мой  приятель…» «Его пример – для нас  наука», потому что и через столетия он заставляет нас задуматься над  жизненно- важными вопросами. Жить в обществе и быть свободным от него – возможно ли это? Как стать выше разочарований? Как важно не совершить ту роковую ошибку, которая может лишить человека личного счастья? Ведь для героев романа «счастье было так возможно». Но Онегин думал: «вольность и покой замена счастью». Осознал свою ошибку, но поздно, исправить ее уже невозможно. Остается только горько сожалеть: «Боже мой! Как я ошибся! Как наказан». И Татьяна сознает: «Неосторожно, быть может, поступила я…» Но увы!…Судьба их уж решена.

Онегин – «добрый наш  приятель…». Это он нам подсказывает сегодня, что не тоска и не хандра спасают, а «работа до седьмого пота». Не разочарование, озлобление, страдание  от несправедливо устроенной жизни, а общественная активность всех и  каждого могут разрешить проблемы жизни.

 Именем Онегина озаглавил  Пушкин свой роман, хотя его  не считает ни положительным,  ни отрицательным героем. Для  него Татьяна – милый сердцу  идеал. Но Онегин – не только  человек 20-х годов, но и шире  – всего XIX века. И еще шире. Он выражает «центробежную энергию»  русской жизни, ее неприкаянность  и неуспокоенность, он помогает нам лучше понимать историю России прошлого века.


Информация о работе «И жить торопится и чувствовать спешит» (судьба Онегина на страницах романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)