Исаак Левитан. Золотая осень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:25, творческая работа

Краткое описание

Левитан «чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы» (Бенуа). Раскрытие «сокровенной тайны» в природе, ее большого духовного содержания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

золотая осень.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 
 
Исаак Левитан. Золотая осень.  
1895. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
 
 
Левитан «чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы» (Бенуа). Раскрытие «сокровенной тайны» в природе, ее большого духовного содержания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни.

«Один из немногих среди русских художников, Левитан  умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, отдаваться их необъяснимому очарованию» (Бенуа).

Начиная с картины "Осенний день. Сокольники", Левитан  создал много картин, посвященных русской осени, которые в совокупности образуют уникальную, чрезвычайно богатую эмоциональными оттенками "осеннюю сюиту". На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном великолепии. По свидетельству исследователей, в творческом наследии художника около ста "осенних" картин, не считая этюдов, эскизов, многочисленных рисунков и набросков.

Но, пожалуй, наиболее популярна среди этих работ именно картина "Золотая осень", отличающаяся яркостью, повышенной декоративностью.

В повести о  Левитане писатель Константин Паустовский  дал очень емкую, но удивительно  образную оценку этим работам:

"Никто из  художников до Левитана не  передавал с такой печальной  силой неизмеримые дали русского  ненастья. Оно так спокойно и  торжественно, что ощущается как величие.

Осень снимала  с лесов, с полей, со всей природы  густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

Левитан, так  же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил  около ста "осенних" картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: ...одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными  порубками. Но во всех этих пейзажах, что  бы они ни изображали, лучше всего  передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю".

                      Сергей Есенин.

                                          1924.

Отговорила  роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж  не жалеют больше ни о ком.

Кого  жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь  оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем  над голубым прудом.

Стою  один среди равнины голой,

А журавлей относит  ветер в даль,

Я полон дум о  юности веселой,

Но  ничего в прошедшем  мне не жаль.

Не  жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не  жаль души сиреневую  цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но  никого не может он согреть.

Не  обгорят рябиновые кисти,

От  желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила  милым языком.

Информация о работе Исаак Левитан. Золотая осень