Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 17:53, реферат

Краткое описание

Целью данной работы будет являться рассмотрение возможностей использования таких наглядных средств, как учебные и мультипликационные фильмы на уроке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы………………5
2. Учебные фильмы……………………………………………………………….7
3. Использование мультипликационных фильмов на уроках литературы……8
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованных источников и литературы………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ (4).docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 Введение………………………………………………………………………….3

1. Использование ИКТ на  уроках русского языка и литературы………………5

2. Учебные фильмы……………………………………………………………….7

3. Использование мультипликационных фильмов на уроках литературы……8

 Заключение………………………………………………………………………15

 Список использованных  источников и литературы………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наряду с живым словом педагога важны различные средства обучения в образовательном процессе. Универсальным средством обучения и воспитания, которое одинаково ценно для учащихся разных возрастных групп является наглядность. Благодаря наглядности у учеников появляется интерес к учёбе, развивается наблюдательность, внимание, мышление.

 Учебные мультипликационные  фильмы как ничто другое реализуют  наглядность и входят в состав  новых информационных технологий  в образовательном процессе. Сегодня видео становится самым распространённым и востребованным источником медиаобразовательной информации. На уроках активно используются учебные фильмы, мультфильмы, видеофрагменты. Очень важна методика работы с такими видами преподнесения информации.

Так, информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия школьниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видео обеспечивает более лёгкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления.

При помощи дидактических видеоматериалов можно:

- представлять разнообразную информацию;

- иллюстрировать объяснение педагога или дополнять его;

- выступать в качестве основного источника знаний;

- расширять кругозор в той или иной области знаний;

- формировать представления об объекте изучения, явлении, событии и др.; создать условия для мотивации познавательной деятельности детей; управлять процессом познания;

- обобщать учебный материал;

- организовать самостоятельную познавательную деятельность;

- развивать мыслительную деятельность детей.

Целью данной работы будет являться рассмотрение возможностей использования таких наглядных средств, как учебные и мультипликационные фильмы на уроке.

Работа состоит из трёх частей. В первой части рассмотрим роль ИКТ на уроках русского языка и литературы, во второй части кратко рассмотрим возможности и структуру учебных фильмов, в третьей части – использование мультипликационных фильмов на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.

 

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения  эффективности  и интенсификации обучения и самообучения,  повышения качества образования.      

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.   ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.  ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.  Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа даёт возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.

Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестаёт быть просто «репродуктором» знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учебные фильмы.

 

Учебные фильмы позволяют учащимся повторить и систематизировать знания по русскому языку, полученные на уроках русского языка в основной школе. В структуре фильмов может присутствовать повторение ранее пройденного материала по фонетике, графике, морфемике и другим темам, знание которых важно для учащихся на выпускных экзаменах.

Так, представленные в фильмах материалы могут отражать системный подход в рассмотрении проблемы постановки знаков препинания в разных синтаксических конструкциях.  Повторение алгоритма действий из урока в урок позволяет сделать навыки анализа различных видов синтаксических конструкций устойчивыми и сформировать умения постановки знаков препинания в синтаксических конструкциях разных по уровню сложности, выработать пунктуационную зоркость и повысить практическую грамотность. Также в учебных фильмах последовательно проводится линия межпредметных связей между уроками литературы и русского языка.

Учебные телевизионные фильмы имеют единую структуру. Каждый фильм начинается с формулировки темы. Чёткость и краткость формулировки цели мобилизует учащихся и задаёт определённый настрой на восприятие материала. Объяснение материала сопровождается постоянной демонстрацией примеров. Во время фильма учитель обращается к разным таблицам и схемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Использование мультипликационных фильмов на уроках литературы.

 

Мы живём в век визуальной культуры. На чтение современные школьники тратят гораздо меньше времени, чем на времяпрепровождение у телевизора или компьютера. Чтение отодвигается на второй план. Необходимо найти золотую середину между книгой и телевизором. Литература и мультипликация могут сотрудничать друг с другом. Ведь и хороший мультфильм, как текст, развивает способность думать.

Взаимодействие человека со средствами массовой коммуникации является реальностью современной жизни. Телевидение влияет на сознание абсолютного большинства людей.

Общение, чтение, частые встречи с друзьями постепенно вытесняются времяпрепровождением у телевизора или компьютера. Этот факт нельзя опровергать. Телевидение определяет характер культуры, социальных норм, влияет на сознание каждого человека, изменяя при этом способы восприятия информации. Большинство исследователей считают, что в наши дни влияние телевидения на поступки человека настолько весомо, что оно определённым образом управляет социальной, политической и экономической жизнью общества.

Ребенок «врос» в телевизионное пространство. Этот факт ставит учителей и родителей в особое положение. Ребенок общается по-новому, ему предоставлены другие средства извлечения информации наряду с чтением. Чаще всего чтение отодвигается на второй план, что несказанно огорчает взрослых. Необходимо найти золотую середину между книгой и телевизором, которая бы помогла избежать возможных трудностей, связанных с воспитанием личности. Во-первых, не заглушить любовь к книге, во-вторых, не препятствовать разумному просмотру некоторых интересных и полезных для ребенка телепередач, особенно мультфильмов.

К сожалению, наше отечественное образование практически не отводит места для воспитания зрительской культуры: умение смотреть мультфильм как на специально организованную структуру, вид киноискусства.

Ребёнок с самого раннего детства привык к каждодневному просмотру мультфильмов. Он любит периодически просматривать одни и те же диски, «встречаться»  на экране с любимыми героями, переживать вместе с ними те приключения, которые преподносятся мастерами мультипликации. Движущиеся перед глазами ребенка кадры - не просто безобидные картинки. Здесь есть всё: особая скорость, цветовая гамма, сюжет, звуковое и речевое оформление, фактура. Визуальный ряд часто навязывается ребёнку. Он больше любит увлекательные, сюжетные, яркие мультфильмы, громкие звуки, музыкальное сопровождение. Если такому зрителю предложить для просмотра более спокойный по ритму мультфильм,  более мягкий и неяркий по цветовому исполнению ряд кадров, то, скорее всего, ребенок просто не будет его воспринимать так эмоционально, как прежде, а  в худшем случае вообще откажется смотреть.

Наверное, стоит подумать над тем, как не сделать процесс общения ребенка с телевизором, видео необратимым. Стоит найти для  себя, для детей приемлемую форму работы в школе, на уроке, которые будут формировать визуальную культуру подрастающей личности.

Замечательный режиссёр, аниматор Юрий Борисович Норштейн говорил об огромной роли мультипликации в развитии образного мышления человека: «Мультипликация есть образное мышление не менее интересное, чем живопись, или кинематограф или театр. А искусством всё это становится только тогда, когда художник прилагает к этому определённые усилия – философские, нравственные, художественные».

Ученики, сталкиваясь с новыми произведениями, затрудняются в понимании авторского замысла. Предстоит подумать о том, как содержательно организовать работу по литературному источнику и мультфильму. Важно найти точки притяжения читателя и зрителя, грамотно интегрируя возможные связи разных видов искусства. В начале предлагается текст произведения, а затем уже следует обратиться к другим его интерпретациям.

В центре внимания окажется замысел художника, мультипликатора, который с любовью постарался рассказать о своих мироощущениях.

Для понимания авторского замысла каждому человеку необходимо видеть определённые ориентиры, подсказки самого автора произведения. Проникновение в тайны этого замысла - настоящее исследование произведения, в данном случае анимационного, в котором каждый зритель может найти самого себя, понять точку зрения другого человека, научить размышлять о секретах рождения образа на экране.

Важно формировать потребность к осмыслению происходящего на экране. Ребёнок не должен только гнаться за быстрой сменой кадров, эмоционально реагируя на клубок закручивающегося сюжета. Надо учить его переходить с эмоционального уровня на содержательный, увлекать не только быстрой сменой кадров, но и другими особенностями мультфильма.

В условиях школьного урока литературы возможно не только освоение способов работы с литературными источниками. С первого класса ученики овладевают языком художественной литературы, интерпретируя замысел автора. Им знакомы такие понятия, как автор, герой, жанр. Текст рассматривается на уроке как целостность. Читатели учатся воспринимать его через систему определённых значений.

В данном случае становится возможным сделать перенос способов усвоения художественного текста на анимационный фильм. В течение учебного года можно проводить интегрированные уроки. Они имеют два направления.

Чтение художественного произведения и просмотр мультфильма. Текст и мультфильм подбираются в соответствии с возрастом учащихся. Художественный текст и мультфильм являются визуально-аудиальными текстами. Когда мы читаем, то смотрим в книгу и прислушиваемся к своей внутренней  речи. Когда мы смотрим на экран, то видим уже готовый образ, который имеет преимущественно визуальный характер и слышим звуковой ряд.

Художественный текст уникален тем, что позволяет читателю самому становиться творцом образов, о которых пишет автор. Мультфильм же навязывает зрителю готовый образ.

Прежде чем посмотреть мультфильм ученики знакомятся с художественным произведением. Читают его полностью, отвечают на вопросы, высказывают свои первые впечатления.

После работы над текстом ребята рисуют то, что их особенно впечатлило. Ведь именно рисунки могут являться важным результатом детского восприятия художественного текста. Эти работы сохраняются. К ним можно вернуться после просмотра мультфильма.

Теперь ученики готовы к просмотру мультфильма, поскольку специфику художественной организации текста они уже знают. Далее дети просматривают мультфильм, после чего происходит обмен впечатлениями на эмоциональном уровне. Но этим ограничиваться нельзя. Ведь и хороший мультфильм, как текст, развивает способность думать. А о том, что пришло на ум детям во время просмотра,  можно поговорить в ходе обсуждения. Уместно узнать, что понравилось, что не понравилось в мультфильме. Поскольку ученики тщательно разбирали литературный источник, то первые свои замечания они будут делать, соотнося текст и версию-интерпретацию, данную в мультфильме, будут искать в нём то, что не соответствует тексту. А это очень важно.

Информация о работе Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы