Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 03:40, лекция
Поэтика – художественные структурные особенности, система изобразительных средств.
Предмет изучения – художественные особенности.
Необходимо устанавливать логику литературного процесса. Так, 3я треть 19 века вытекает из начала века.
Этот период охватывает 70-90е гг. Расцвет прозаических жанров, в частности романа. Но роман формируется в 1й половине 19 в (20е гг). Т.е. мы расширяем границы. Приверженность к классической традиции.
Терминологическая проблема. Термины: классика, классическая традиция, классический период – одно и то же?
1.Периодизация и художественно-литературный контекст.
Поэтика – художественные структурные особенности, система изобразительных средств.
Предмет изучения – художественные особенности.
Необходимо устанавливать логику литературного процесса. Так, 3я треть 19 века вытекает из начала века.
Этот период охватывает 70-90е гг. Расцвет прозаических жанров, в частности романа. Но роман формируется в 1й половине 19 в (20е гг). Т.е. мы расширяем границы. Приверженность к классической традиции.
Терминологическая проблема. Термины: классика, классическая традиция, классический период – одно и то же?
Классика – это, прежде всего, античность, греческая. Это образец. Античность важна для поэтов в частности. Но это не единственная тема. Образцом является и классицизм, то есть то, что находится позади. Для нас классика – это 19 век. Таким образом, происходит смещение понятий. Классическая традиция – пушкинская. Возникает метафорическая классификация (золотой период, серебряный, бронзовый). Некоторые утверждают, что при анализе произведений 19 века нужно учитывать традиции Пушкина.
Классический период заканчивается в 1910 году, год смерти Л.Н. Толстова. Но мы захватываем и 20е годы 20 века (Короленко).
19 век не всегда гармоничен, есть спады и революции. Распад на 2 половины. 40е годы: революция культурная и революция литературная. Смена лит.направления. А также – смена стилей: 20-30е гг – лирический стиль => 60е гг – прозаический стиль, который провозглашает ещё Белинский. Т.о., 40е гг – спад, кризис в литературе, но и начало чего-то нового. Т.е. это мостик между двумя разными периодами в литературе.
Пумпянский: классификация литературы на 3 периода.
1) 1810-е годы – 1834 г. – «пушкинский период». Русская классическая лит-ра связана с Пушкиным, так как в лит-ре появляется культурная многозначность. Энциклопедизм тем и мотивов впервые встречается у Пушкина. Показательный текст – «Евгений Онегин» (например, сочетание различных языков).
2) 1834 – 1848 гг – гоголевский период. 1834 г связан с Гоголем. 1848 г – год смерти Белинского. Здесь имеется в виду влияние натуральной школы на развитие лит-ры. Формируется НЕклассическая лит-ра нового типа – петербургская лит-ра. Возникает благодаря повестям Гоголя. В ней доминируют совершенно другие темы и мотивы. Она лишена пушкинской традиции, нет символизма, нет многозначности, энциклопедизма. Есть бытописание (например, «Обломов» Гончарова, но здесь все же бытописание с символизмом).
3) 1855 – 1910 гг. 1855 г – год издания «Рудина» Тургенева. Пумпянский полагает, что русская литература не может обойтись без пушкинской традиции => романы Тургенева, а еще раньше уже Гончаров. Тургенев по своему стилю схож с Пушкиным: характерно лирическое начало.
Есть мнение, что пушкинскую традицию ломает Лермонтов.
Вывод: для представителей нового поколения художников (прозаиков) образцом является Пушкин.
Валентин Непомнящих говорил, что из пушкинского романа выходит вся русская литература. В романе «Евгений Онегин» заложен прозаический и поэтический потенциал, т.к. в нем заявлены магистральные темы, мотивы, образы, все важнейшие сюжетные ходы, комплекс изобразительных средств, с помощью которых получит воплощение русский роман 2й пол.19 в.
Еще одна концепция – Мочульский: классический период может формироваться, когда сочетаются две традиции: «домашняя» и европейская. Пушкин – это сплошное «благополучие» в русской литературе, он не выходит в европейский контекст. Появление Гоголя – рождается сплошное «неблагополучие». Именно и с изображением «неблагополучия» можно выйти в европейский контекст.