История создания Повестей Белкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830). Это очень важное движение поэта-лирика и автора романа в стихах к драме и «смиренной прозе», позволившим Пушкину творить более свободно и объективно, расширить круг тем, углубить разработку характеров, дать место новым героям и самой реальной «прозе жизни», увереннее использовать пародию и сатиру, обновить сам язык прозаического повествования и драмы.

Вложенные файлы: 1 файл

История создания повестей Белкина.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

История создания повестей Белкина 

В Болдино Пушкин присоединил к  маленьким трагедиям другой новаторский  цикл, но уже в прозе – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830). Это очень важное движение поэта-лирика и автора романа в стихах к драме  и «смиренной прозе», позволившим Пушкину творить более свободно и объективно, расширить круг тем, углубить разработку характеров, дать место новым героям и самой реальной «прозе жизни», увереннее использовать пародию и сатиру, обновить сам язык прозаического повествования и драмы. Заодно поэт расставался с романтизмом, хотя многие его достижения ценил и сохранил навсегда.

В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Александра Сергеевича Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства. Цикл "Повестей Белкина" явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. "Повести и романы читаются всеми и везде", — отмечал он.

 

Например, рассмотрим повести " Метель" и "Барышня - крестьянка". Их роднит композиция, расстановка образов сюжет, а именно. и в том, и в другом произведениях появляется молодой человек, военный, смущающий покой юной красавицы, в обеих повестях существует загадка, способствующая закручиванию интриги и приводящая в конце произведения к объяснению героев и счастливому финалу. Также во вступлении к повестям сам автор указывает, что эти две повести были рассказаны г. Белкину одним человеком, некой девицей.

в повести "Выстрел" и "Станционный смотритель". Здесь  общие временные паузы, отделяющие важные части рассказа. Случайность, с которой всплывает конец рассказа, множественность рассказчиков.

В "Выстреле" автор конкретно  указывает время, прошедшее с  начала истории и до ее конца- более 10 лет. В "Станционном смотрителе" автор не указывает определенных дат. Но мы прекрасно понимаем, что  описывается не менее чем десятилетняя жизненная история Дунечки, с которой мы встречаемся впервые, когда ей 14, а расстаемся, когда ее отец уже умер. А она стала взрослой, имеющей детей женщиной. Общей является и необычность развязок : в "Станционном смотрителе" рассказчик случайно от деревенского мальчишки узнает окончание грустной истории. В "Выстреле" рассказчик опять- таки случайно обнаруживает , что он и есть обидчик Сильвио и узнает о драматическом завершении конфликта. И остается только в центре цикла единственная, ни с чем не связанная повесть "Гробовщик", которую, выходит , он замкнул двумя пересекающимися повестями, он как бы отсек две последующие повести и сделал их первыми. Выходит, в основе композиции лежит принцип симметрии, значит, Пушкину было важно представить читателям не разрозненную группу произведений, а единое художественное целое. Также следует отметить остроту сюжета данных повестей, постепенное нарастание драматического напряжения. Тайны. Разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные, мотивированные развязки.

В "Станционном смотрителе" - Белкин, смотритель и мальчишка. Но все повести объединяет один рассказчик.

С самого начала автор заявил, что  читатель будет знакомиться с  реальными событиями, имеющими место  в повседневной жизни. Он добивался нетрадиционного отношения читателей к своей прозе, псевдоним помог устранить ему влияние своего имени на психологию читателя. Но в любой повести Пушкин старался обнаружить голос рассказчика, показать его причастность к событиям, доказать истинность происходящего. Намеренно сниженный , предельно простодушный образ Белкина, а также подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в полной достоверности происходящего. В литературоведении сохраняется интерес и споры к образу рассказчика и по сей день. Легкая мистификация очень удалась Пушкину, считают литературоведы. До А.Григорьева видели в этом образе лишь известный литературный прием маскировки подлинного авторства, заимствованный из европейской литературы. Григорьев высказал мысль, что Белкин является прозаическим отрицанием тревожившего поэта блестящего, страстного типа (Алеко, Сильвио, Онегин), говорил о белкинском процессе пушкинской натуры как об отрицательном явлении, об обмещанивании, то есть он первым попытался объяснить появление Белкина в творчестве Пушкина. Впоследствии появился ряд вопросов, составляющих проблему Белкина в пушкиноведении. Как-то: создавались ли повести как "Повести Белкина" или были ему только ему приписаны задним числом? Связан ли сам Белкин со всеми повестями необходимой внутренней связью или эта связь внешняя и случайная?

Современные литературоведы продолжают обращаться к образу Белкина, ищут новые  подтверждения своим загадкам.

Очень интересна, на наш взгляд, концепция  С.Бочарова :

"Рассказчик - это не Пушкин  и не Белкин, это словно сама олицетворенная проза, ее собственное лицо". Также Бочаров считает, что в повестях Пушкин смиряет себя. Подчиняет свое авторское к новому голосу, олицетворяющему реальный мир.

Похожую точку зрения высказал друг Пушкина Вяземский : "Рассказ везде живой, но обдуманный и спокойный, может быть, слишком спокойный. Сдается, что Пушкин сторожил себя наложенною на себя трезвостью. Он будто силился отключить от себя и малейшее подозрение в употреблении поэтического напитка.

 

  • Пережив южную и Михайловскую ссылки, Пушкин стал уходить от романтизма и нередко подшучивать над этим течением и его сторонниками в своих произведениях. Достаточно вспомнить его шуточные замечания в романе "Евгений Онегин". В повестях Пушкин также отдает дань вышучиванию романтических штампов.

В основе каждой повести, если внимательно присмотреться, какой- то романтический, часто западноевропейский сюжет, который поэт обыгрывает на свой лад - снимает романтический лоск, придумывает вполне реальную жизненную  концовку.

В " Выстреле" обыгрывается мотив кровной мести, но конфликт разрешается благополучно , счастливыми  в конце повести оказываются  герои, которые предпочли реальную обыденную жизнь пустому вынашиванию  злобных планов.

В "Метели" влюбленные, не понятые своими родными, решают бежать. Но им мешает обычная непогода, потом смерть героя, казалось бы, должна была заставить героиню остаться одинокой. Но героиня находит свое счастье с другим, а тайное венчание, которое должно было повлечь за собой невыносимые страдания, приводит только к удачной развязке.

В "Гробовщике" очень  типичный романтический герой В. Скотта и Шекспира. Пушкин рисует необычную  ситуацию : к гробовщику приходят те , ради кого он трудится. Но в конце  повести мы узнаем, что не было ничего ужасающе вызывающего в видениях героя, просто он выпил лишнего в гостях у стекольщика.

В "Станционном смотрителе" также очень типичная ситуация для  западноевропейских сюжетов. Красивую девушку сманивает проезжий гусар. Исходя из логики развития романтического произведения, она должна была бы погибнуть. Но все происходит наоборот. Здесь трансформируется легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома станционного смотрителя, не оживает в реальности.

В "Барышне- крестьянке" враждуют 2 семейства. И следуя романтической традиции, двое влюбленных не могли быть вместе, но в финале у Пушкина они вместе - и их ждет долгая семейная и счастливая жизнь.

В “Повестях  Белкина” (и в повести “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.

Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы с вами жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”.

Обратимся  к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.

Что вы знаете о  первой половине 19 века?

( крепостное  право, существует два класса: дворянство и крестьяне)

Существовало дворянство столичное и поместное. Большая  часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу.

Поколение «отцов» в  повести представлено Иваном Петровичем Берестовым и Григорием Ивановичем Муромским — героями с противоположными характерами.

- Муромский — «настоящий русский  барин». Он живет на широкую  ногу, бездумно тратит деньги, обустраивая имение на английский лад, увлекается нововведениями. Несмотря на долги, у дочери Муромского в наставницах мадам англичанка.

Все это не по нраву его ближайшему соседу — Ивану Петровичу Берестову, крепкому хозяйственнику, консерватору и, в принципе, любимому и уважаемому всеми человеку. «Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера», — говорит о Берестове автор, подчеркивая разность героев. Иван Петрович «не мог равнодушно говорить об англомании своего соседа и поминутно находил случай его критиковать». Эту критику Муромский «выносил нетерпеливо», он «бесился» и прозвал Берестова «медведем и провинциалом».

События повести начинают развиваться, когда в деревню к отцу приезжает  Алексей Берестов, сын Ивана Петровича. Это воспитанный в университете молодой человек, который намеревается поступить на военную службу, чему противится его отец. «Алексей был  в самом деле молодец», — говорит о нем автор. Берестов-младший образован, умен и красив. Это «добрый и пылкий малый», имеющий «сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он сразу вызывает интерес у Лизы Муромской, дочери Григория Ивановича.

Лиза — девушка приятной внешности, она избалованна, резва, любит проказы. Муромская живет в глуши, и неожиданно появившийся Алексей возбуждает живое любопытство «черноглазой шалуньи». Это любопытство еще больше разжигает ее служанка Настя, которая, побывав на именинах поваровой жены, рассказывает, что молодой Берестов удивительно хорош собой, к тому же весел и баловник необыкновенный.

Лиза и Настя, несмотря на разное социальное положение, очень близки, а потому Лиза быстро находит себе помощницу, поддержавшую ее сумасшедшую идею нарядиться крестьянкой и так познакомиться с Алексеем.

Барышня-крестьянка с первого взгляда  покорила сердце молодого Берестова. Уже  после первой встречи он был в  восхищении и целый день думал  о своей новой знакомой. Она покорила его прелестью своей простоты, очарованием юности. К тому же такие отношения были для него новы, а потому и столь увлекательны. Довольно скоро они перерастают в настоящее чувство, на которое сама Лиза отвечает взаимностью. Казалось бы, Лизина игра привела ее к тупиковой ситуации, но все разрешает его величество случай, примиривший Ивана Петровича Берестова с его соседом-англоманом .

Лиза находит довольно оригинальный выход из сложной для нее ситуации, когда Берестов-старший вместе с  сыном заявляется к ним в гости и когда ей перед ними приходится предстать. Она наряжается так, что даже собственный отец с трудом узнает ее, но знающие Лизу и привыкшие к ее баловству воспринимают происходящее как очередную шалость взбалмошной барышни.

Примирившиеся отцы внезапно признают брак своих детей взаимовыгодным, и Берестов-старший принуждает сына к сватовству. Тут-то и проявляет Алексей истинное благородство и порядочность. Он осмеливается не только выступить против отца, но и жениться на крестьянке, бросив вызов общепринятым нормам.

К счастью, все заканчивается по законам жанра: Алексей внезапно узнает, что жеманная барышня и  милая его сердцу крестьянка —  одно и то же лицо. Ни о чем не догадывающимся отцам остается только порадоваться за счастье детей.

Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» — произведение поистине увлекательное, радующее душу сиянием чистоты и необыкновенной прелестью.

 


Информация о работе История создания Повестей Белкина