Как стать талантливым читателем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:26, научная работа

Краткое описание

В этих строках Анна Андреевна повествует нам о читателе, как о человеке- загадке. Она говорит, что он «клад», что у каждого свои особенности восприятия текста. Каждый выбирает для себя какие- то определённые моменты, которые ему понравились больше других, некие ключевые слова и предложения, которые показались ему самыми важными. Читатель - «поэта неведомый друг», это верно, ведь вокруг замысла автора вьётся нить читательского воображения.

Содержание

1) Введение;
2) Понятия: чтение и талантливый читатель;
3) Аспекты талантливого читателя:
1) Не количество, а качество прочитанных книг;
2) Смысловое чтение;
3) Подтекстовое чтение;
4) Различные способы чтения;
5) Работа с книгой;
6) Вывод.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

“Как  стать талантливым читателем”

 
 

 

 

 
 
                                                                 

 

 

 

 

 

                                                                         Научную работу выполнила:

                                                               Строкина Марина Сергеевна, 
                                                                         студентка 1-го курса МПГУ,104 гр.

 

 

 
2013

 
Содержание:

1) Введение;

2) Понятия: чтение и талантливый читатель;

3) Аспекты талантливого читателя:

1) Не количество, а качество прочитанных книг;

     2) Смысловое чтение;

3) Подтекстовое чтение;

    4) Различные способы чтения;

      5) Работа с книгой;

     6) Вывод. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Введение

                                                           Анна Андреевна Ахматова «Читатель»

                                        А каждый читатель как тайна,

                                          Как в землю закопанный клад,

                                                     Пусть самый последний, случайный,

                                                     Всю жизнь промолчавший подряд…

                                           Наш век на земле быстротечен

                                     И тесен назначенный круг,

                                  А он неизменен и вечен-

                               Поэта неведомый друг.

 

В этих строках Анна Андреевна  повествует нам о читателе, как  о человеке- загадке. Она говорит, что он «клад», что у каждого свои особенности восприятия текста. Каждый выбирает для себя какие- то определённые моменты, которые ему понравились больше других, некие ключевые слова и предложения, которые показались ему самыми важными. Читатель - «поэта неведомый друг», это верно, ведь вокруг замысла автора вьётся нить читательского воображения.

 

2) Понятия: чтение и талантливый читатель

 

Чтение- это  не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном  восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие между  автором и читателем.

Как говорил русский советский писатель, Алексей Иванович Еремеев (Пантелеев) : «Чтобы жила и цвела литература, нужен - и очень нужен - еще умный и талантливый читатель. Потому что умение читать - это тоже искусство». 
Талантливый читатель - это читатель-собеседник, тот, кто умеет внимательно читать и стремится понять прочитанное, кто не просто просматривает текст, слагая из букв слова, из слов отдельные предложения, а тот, перед глазами которого разворачиваются события, описанные в книге. Он не торопится, не скачет глазами по строчкам, а читает медленно, задавая себе вопросы: что я прочитал? Что узнал нового? Что хотел сказать мне автор и как он это сказал?

 

3) Аспекты талантливого читателя:

 

1) Не количество, а качество прочитанных книг

Во - первых, следует помнить, что настоящий талант заключается не в количестве прочитанных книг, а в их качестве. Не стремитесь за короткое время прочитать большое количество книг, распределите своё время так, чтобы, в процессе чтения Вы смогли уловить не только содержание книги, но и главную идею произведения, почувствовать эмоции героев и осознать замысел автора.

 

2) Смысловое чтение

 

По степени  глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения:

1. просмотровое

2. ознакомительное (подвидами которого является выборочное чтение и чтение со сжатием информации)

3. смысловое

Смысловое чтение- это то, которое требует полного  и точного понимания содержащейся в тексте информации.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста и уловить все детали,  внимательное вчитаться и проникнуть в смысл произведения с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Владение смысловым чтением развивает устную речь и речь письменную.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

 

3) Подтекстовое чтение

 

Геннадий Николаевич Поспелов, советский литературовед- теоретик, тесно переплетает понятие «подтекст» с понятием «психологизм», «...чувства и мысли персонажей порой лишь угадываются в их впечатлениях от окружающего и их поведении... Решающую роль здесь играют беглые, как бы вскользь брошенные суждения о чувствах и намерениях героев...»

Валентин Евгеньевич Хализев, доктор филологических наук, профессор, подробно говоря о подтексте, определяет это  понятие как «предметно-психологическую  данность... лишь угадываемую в словах, которые составляют текст произведения... В подтекст, как правило, «уходит» то, что связано с внутренней жизнью персонажей и лирических героев, с ее глубочайшими, потаенными пластами...».

Сильман Тамара Исааковна, филолог-лингвист, доктор наук, поэт и переводчик с немецкого языка, "Это - невыраженное словами, подспудное, но ощутимое для читателя или слушателя значение какого-либо события или высказывания..."

Многоплановость определения  подтекста углубляет эстетическое, художественное и действенное восприятие - постижение художественного произведения в целом и, безусловно, влияет на передачу «найденных» глубин в действенном, звучащем слове.

Подтекст - важное средство активизации читателя, возбуждения  его интереса к произведению и  самостоятельной мысли.

 

4) Различные способы чтения

 

  1. Аналитический или структурный.

Цель такого чтения –  понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для  того, чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить:

· какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет;

· в чем основной смысл  книги;

· на какие смысловые  или структурные части она  подразделяется;

· какие основные проблемы автор стремиться решить.

  1. Синтетический или интерпретационный.

Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Для этого необходимо:

· обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;

· обнаружить и интерпретировать самые важные предложения;

· обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы;

· определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.

При этом чтении читатель должен основное внимание уделить терминам и суждениям автора.

Результат – понимание  и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного пересказов, планов, конспектов, тезисов, аннотаций, отзывов, рецензий.

  1. Критический или оценочный.

Цель его – оценить  авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.

 

5) Работа с книгой

 

Первое, с чего необходимо начать работу с книгой, - определить тип книги и предмет книги, ориентируясь по названию и титульному листу. Затем нужно научиться определять основную мысль текста. Такое умение является показателем способности человека целостно воспринимать информацию. Ознакомившись с сутью и структурой произведения, читателю следует выяснить, какие проблемы затрагивает автор. Проблема - это вопрос. Для выявления проблем, затронутых автором, можно задавать следующие вопросы. Существует ли описанное явление, что это такое, почему оно возникло, при каких условиях может существовать, почему существует, каковы последствия его существования, каковы характерные свойства и отличительные черты, как оно связано с другими, как проявляется. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте.

Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую читатели не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Но, увы, это не так, часто автор под знакомыми для нас словами подразумевает совершенно иные предметы и вещи.

Текст является лишь констатацией фактов и передачей информации. Будучи записанным, он абсолютно бесстрастен. Истина познается лишь путем понимания подтекста.  Прочитанное одним человеком совсем не обязательно совпадает с тем, что увидит в данной статье другой.

6) Вывод

 

В заключение хочется  обратиться к мыслям великого педагога 17 века Я.А. Коменского, который писал: «Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребёнка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашёл привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний».

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Иванова С. Ф. "Введение во храм слова". Книга для чтения с детьми в школе и дома. Школа-Пресс, 1996 - 272с

  1. Кочергина И. А. Выразительное чтение как средство постижения художественного произведения студентами – филологами, тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Кочергина Ирина Анатольевна [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-vyrazitelnoe-chtenie-kak-sredstvo-postizheniya-hudozhestvennogo-proizvedeniya-studentami-filologami.

  1. Новейший философский словарь. — Изд. 2-е, пер. и доп. — Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2003. — 1280 с.

  1. Пантелеев Л. Собрание сочинений в четырех томах. Изд. Детская литература. Год издания: 1983 - 1985, 1784 с., Т. 3.

  1. Фисенко Т.И., доцент кафедры теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.km.ru/referats/332628-razvitie-navykov-smyslovogo-chteniya-pri-rabote-s-razlichnymi-tekstami-na-urokakh#

  1. Хализев В. Е. «Теория литературы». М.: Высшая школа, 1999 – 110 с.

 

 

 
 


Информация о работе Как стать талантливым читателем