Книга, которая меня изменила» В. Быков «Дожить до рассвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:57, реферат

Краткое описание

Тема Великой Отечественной Войны ещё долго будет тревожить умы и сердца читателей. Слишком большую цену заплатила Россия за свою победу. Но не была ли эта цена чрезмерно велика?

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
О книге. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Вложенные файлы: 1 файл

Рефера по литературе 1 курс 2013 год.docx

— 23.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Волгоградской области

ГБОУ СПО, Волгоградский  педагогический колледж

 

 

 

 

Реферат

по литературе на тему

« Книга, которая меня изменила»

В. Быков «Дожить  до рассвета»

 

 

Работу проверила                                        Работу выполнила 

Преподаватель                                                Студентка 1 – муз

Кобзева В. А.__________                    Грымова А. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Содержание.

  1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  2. О книге. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
  3. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
  4. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема Великой Отечественной  Войны ещё долго будет тревожить  умы и сердца читателей. Слишком  большую цену заплатила Россия за свою победу. Но не была ли эта цена чрезмерно велика? Кто завоевал победу: полководцы или простые солдаты? Можно ли сохранить человечность в бесчеловечных условиях? Все  ли участники войны-герои? Как ведут  себя разные люди в ситуации смертельного испытания? Эти и подобные вопросы  ставят и решают в своих произведениях  Б. Васильев, В. Богомолов, К. Симонов  и многие другие. По-своему отвечает на эти вопросы и В. Быков своей  повестью «Дожить до рассвета», которую  я недавно прочитала. Небольшое  по объёму, это произведение не может  оставить равнодушным. Так о чем  же оно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О книге.

В образе главного героя этой повести, лейтенанта Ивановского, может заинтересовать мера человеческой ответственности. Как известно, на войне выполняются приказы старших начальников. И ответственность за удачу или не удачу той или иной операции делится пополам между её исполнителем и руководителем. А здесь случай, когда инициатором операции выступает сам исполнитель – младший офицер, но всё дело в том, что эта его инициатива заканчивается полным фиаско. Конечно Ивановский тут не причём, можно оправдать его, ведь он честно исполнял свой долг. Но сам Ивановский оправдать себя не может: ведь операция потребовала невероятных усилий, за неё заплачено жизнью людей, его подчинённых. В гибели Ивановского ни кто не виноват: он сам выбирал для себя такой удел, потому что обладал высокой человеческой нравственностью, не позволявшей ему схитрить ни в большом, ни в малом.

Повесть об Ивановском позволяет  лучше понять представления писателя о героизме и героическом человеке, природу необходимого героического акта.

Героический выбор, по В. Быкову, не исключителен; он бывает, необходим и естествен, если человек ценит нечто большее, чем он сам, если личный его интерес шире его самого и его отдельного блага, если есть на свете что-то, что он хочет сохранить любой ценой. Это может называться по разному: детьми, домом, справедливостью, добром, любовью, человечностью, но оно – живая часть этого человеческого существования и не может быть отдана насилию.

Ситуация нарисованная в данной повести, во многом парадоксальна. Обычно в «военной литературе» оценка героев тесно связана с результатом их действий, что касается лейтенанта Ивановского, то здесь между внешними и внутренними итогами действия вроде бы пролегает разрыв. Кажется, что лейтенант погибает бесполезно. Его поход неудачен, задача не выполнена, часть группы потеряна, жизнь остальных висит на волоске. Наконец, и сам лейтенант остаток угасающих сил тратит на то, чтобы подорвать вместе с собой захудалого обозника. С практической точки зрения, сделанное Ивановским кажется ничтожно малым, несмотря на то, что он предельно честно, до последней капли использовал собственные возможности.

Но как раз в этом пункте рождается проблема, ради которой  писатель взялся за перо. Кто знает, говорит он, не зависит ли общая  судьба войны и от того, «как умрёт  на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода, лейтенант Ивановский».

Начиная с того момента, когда  Ивановский и Пивоваров расстаются с другими бойцами, повернувшими обратно к линии фронта, повествование  становится всё более и более подробным. Для автора важны, прежде всего, мотивы, которыми руководствуется герой, внутренние источники его самозабвенного, иступлённого сопротивления обстоятельствам – на этом он сосредоточен, это исследует самым тщательным образом. Показывая, каких невыносимых физических страданий стоит Ивановскому каждый его шаг, каждый метр преодоленного им пространства и как он с этим справляется, благодаря чему, во имя чего?

Лейтенант мог вернуться, не выполнив задания, мог, будучи раненным, сдаться врагу, мог, наконец, подорвать  себя, не дожидаясь, пока ранение и  мороз отнимут у него в страшных муках остатки жизни. Но перед  лицом смерти он уже не думал о  своём несчастье, о своём спасении, о свое судьбе – он терзался тем, что так и не успел, ни чего совершить, «Гневное отчаяние оформилось в цель – последнюю цель в его жизни». Гневное отчаяние – это, парадоксальное на первый взгляд, сочетание глубоко  правомерно: отчаяние от невозвратимо уходящей жизни, оттого, что он умрёт  здесь, безвестный, недолюбивший, не выполнивший  боевую задачу, но отчаяние не жалостливо-расслабленное, а гневное, побуждающее к мести, решительному действию. Именно гнев заставляет его дожить до рассвета, до того времени, как на дороге начнётся движение, - и  тогда сделать «последний взнос  для Родины, во имя своего солдатского  и гражданского долга».

Повесть В. Быкова, в которой герои изображаются чаще всего в сложных ситуациях, требующих от них немедленного решения, рассказывают о том, как и почему человек становится Человеком, о силе его любви и ненависти, о человеческом бессмертии.

В данном произведении Быкова поражает дотошное знание и точное описание реалий войны, правды жизни. Но ведь самая изначальная, правда о войне не в том, как свистят пули, как люди корчатся от страданий и умирают. Правда, в том, что они, люди на войне, думают, чувствуют, воюя, страдая, умирая, убивая врага. Знать это – значит знать всю правду о человеке

Быковская правда – о  том, что его положительный герой  никогда не одинок, даже в своём  последнем поступке, после которого наступает физическая смерть. Герои  Быкова всегда чувствуют свою сопричастность ко всему живому на земле. Живое –  вечно. Всё, что возникло с целью  убить, поработить, обязательно потерпит крах. Герои Быкова чувствуют это  сердцем, каким-то особым чутьём, которым  их наделяет автор.

Быков умеет показать, как  рождается в человеке то самое  сильное самое сильное самое  интимное, самое непобедимое чувство, которое называется идея. Человек, одержимый  идеей, знает себе цену – в этом его человеческая сущность.

Василь Быков, писатель сильного, яркого и мужественного таланта, давно уже признан и любим  читателями, и без его имени  невозможно представить современную  литературу. Он накрепко утвердил жанр «военной повести», чрезвычайно ёмкой, насыщенной предельными ситуациями, сжатой во времени, как стальная пружина.

Верностью прошлому, годам  великих и горьких испытаний  нашего народа, верностью самому себе Быков ни разу не погрешил перед своей совестью, перед павшими людьми на полях сражений, ибо никогда не говорил «правдивой лжи» о войне, то есть той лжи, которая рядится в костюме правды, и никогда не был не искренен.

 

Война счастливыми стечениями обстоятельств сохранила его, прекрасного  писателя, для того чтобы сказать  истину о войне и трагических  сороковых годах и чтобы сказать  о том, что человек заживо умирает, когда становится рабом своей  слабости, и поднимается до небесных высот, когда сознаёт, что чужая  боль - это его боль, что близкий  его - это он сам, независимо от счастливого  или смертельного поворота в судьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. А. Бочаров «Человек и война»
  2. Б. А. Леонов «Эпос героизма»
  3. А. Овчаренко « Новые герои – новые пути»

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Книга, которая меня изменила» В. Быков «Дожить до рассвета