Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:33, творческая работа
В 1892 в журнале «Русское богатство» под псевдонимом Гарин была опубликована повесть «Детство Темы», первое художественное произведение Николая Георгиевича Михайловского, замечательного русского инженера, строителя, «поэта труда», как называл его Максим Горький. Цель моей работы провести анализ композиционно-стилистического своеобразия повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». Провести параллель между детьми прошлого и нынешего покаления. Выяснить, что изменилось в их отношении к правде, к мечте, к обману и к благородству.
ХVII школьная научно — творческая конференция
Композиционно-стилистическое своеобразие повести Н. Г. Гарина-Михайловского
«Детство Темы»
Самара, 2013 год
Тезисы
В 1892 в журнале «Русское богатство» под псевдонимом Гарин была опубликована повесть «Детство Темы», первое художественное произведение Николая Георгиевича Михайловского, замечательного русского инженера, строителя, «поэта труда», как называл его Максим Горький.
Цель моей работы провести анализ композиционно-стилистического своеобразия повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». Провести параллель между детьми прошлого и нынешего покаления. Выяснить, что изменилось в их отношении к правде, к мечте, к обману и к благородству.
Моими основными задачами являются:
Литература ХIХ века выработала устойчивый жанровый канон автобиографической повести о детстве, предполагающий повествование от 1-го лица, ориентацию на воспоминания и широкое использование речевых сигналов «воспоминательной манеры», а также сопоставление двух временных планов («теперь» - «тогда») и, соответственно, двух точек зрения — ребенка и взрослого.
Писатель избирает для своей повести форму повествования от 3-его лица. Повествование охватывает три года детства героя и выделяет крупным планом наиболее важные его эпизоды. Художественное время произведения, таким образом, нелинейно: читателю предлагаются лишь отдельные события (жестокое наказание, спасение Жучки, поступление в гимназию, предательство и др.).
Сменяющие друг друга эпизоды динамичны, а в ряде случаев приближаются к «сценам» в драматическом произведении:
- Ты
хотел отравиться?!
В этом вопросе было столько отчаянной
горечи, столько тоски, столько чего-то
такого, что Тема вдруг почувствовал себя
как бы оторванным от прежнего Темы, любящего,
нежного, и его охватило жгучее, непреодолимое
желание во что бы то ни стало, сейчас же,
сию секунду снова быть прежним мягким,
любящим Темой. Он стремглав бросился
к матери, схватил ее руки, крепко сжал
своими и голосом, доходящим до рева, стал
просить:
- Мама, непременно прости меня! Я буду
прежний, но забудь все! Ради бога, забудь!
1
- Все, все забыла,
все простила, - проговорила испуганная
мать.
- Мама, голубка, не плачь, - ревел Тема,
дрожа, как в лихорадке.
Повествование в произведении носит субъективный характер: доминирующей в нем является точка зрения главного героя, а субъективно-речевой план организует значительные по объему фрагменты текста. Роль же авторских комментариев и прямых оценок ограничена. В результате в центре внимания оказываются не только конкретные факты прошлого, сколько образ мыслей и чувств ребенка. Показательно уже само начало произведения:
Маленький восьмилетний Тема стоял над сломанным цветком и с ужасом вдумывался в безвыходность своего положения <...> Все погибло! Боже мой, но как же это случилось?! Может быть, можно поправить? Ведь это
случилось оттого, что он не удержался, упал. Если б он немножко, вот сюда, уперся рукой, цветок остался бы целым. Ведь это одно мгновение, одна секунда... Постойте!.. Но время не стоит.
Образ
детства, созданный Гариным-
Повествователь, а вместе с ним и читатель, как бы переносятся во время описываемых событий, переживая их заново. Конструкции с прямой речью и несобстенноо-прямая речь взаимодействуют вместе, и в то же время для них характерно разнообразное распределение в повести. В первых главах «Детство Темы» именно несобственно-прямая речь — основной способ передачи точки зрения персонажей:
Страх охватывал его. Он растерянно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму?; Боже мой, от чего он такой несчастный? Отчего над ним тяготеет какой-то вечный, неумолимый рок? Отчего он всегда хочет так хорошо, а выходит все так скверно и гадко?
Кроме несобственно прямой речи Темы в повести используется также несобственно-прямая речь матери и отца, причем эти контексты представляют собой контрастные речевые партии:
Коротенькое следствие обнаруживает, по мнению отца, полную несостоятельность системы воспитания сына. Может быть, для девочек она и годится, но натура мальчика и девочки — вещи разные... Система?!
2
Дрянь, тряпка, негодяй выйдет по этой системе. Факты на лицо, грустные
факты — воровать начал. Чего еще дожидаться?!
Объем контекстов расширяется в последней главе — это, например,
развернутые рассказы отца о прошлом. Таким образом, на смену замкнутых в себе контекстов внутренней речи приходят диалогические единства. Такое построение текста не случайно. Оно мотивировано авторской трактовкой детства как периода обретения личности, становления души через расширение связей с миром, открытие в нем других людей и постижение добра.
Детство Темы рисуется не как безмятежная идиллия. Это сложный путь преодоления себя, внутреннего роста, включающий и ошибки, и искупления. Постигая мир, герой повести открывает для себя смерть, зло, предательство, многомерность человеческого «я», возможность нравственного падения и победы над собой.
Текстовая оппозиция «тепло» - «холодно» не статична. Она особенно проявляется в отношениях между темой и его отцом:
Сын поднял голову, его глаза сверкнули желанием ответить отцу что-нибудь ласково, горячо, но слова не шли на язык.
«Холодный я», - подумал тоскливо Тема.
Отец и это понял и, вздохнув, как-то загадочно тепло проговорил:
В финале же повести оппозиция вообще не присутствует: Тема и его «грозный» отец объединены любовью и взаимопониманием:
Потрясенный непривычной лаской Тема зарыдал и, припав к отцу, осыпал его лицо горячими, страстными поцелуями.
Не выдержал и отец... Волна теплой, согретой жизни неудержимо пахнула и охватила его...
Проведя анализ композиционно-стилистического своеобразия повести, я пришла к выводам.
3