Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:34, реферат
В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Александра Сергеевича Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства.
В развитии русской художественной
прозы основополагающее значение Александра
Сергеевича Пушкина, пожалуй, особенно
велико. Здесь у него почти не
было предшественников. На гораздо
более низком уровне по сравнению
со стихами находился и
Цикл «Повестей Белкина» явился первым
завершенным прозаическим творением Пушкина.
Для писателя-реалиста, воссоздающего,
воспроизводящего жизнь, формы повести
и романа в прозе были особенно подходящими.
Они привлекали Пушкина своей гораздо
большей, чем стихи, доходчивостью до самых
широких читательских кругов. «Повести
и романы читаются всеми и везде», — отмечал
он.
Облик кроткого и смиренного И. П. Белкина,
возникающий из предисловия издателя
и из автобиографического предисловия
якобы самого Белкина к «Истории села
Горюхина», набросан Пушкиным в добродушно-шутливых
тонах. «Пиру воображенья», как характеризовал
творческий процесс поэт-романтик в «Разговоре
книгопродавца с поэтом», демонстративно
противостоит в «Повестях Белкина» «простой
пересказ» разного рода происшествий,
имевших место в жизни самых обыкновенных
людей. Но в этот бесхитростный пересказ
Пушкин сумел внести столько глубокого
гуманного чувства, меткой наблюдательности,
тонкого юмора и мягкой иронии и вместе
с тем столько жизненной правды, широких
типических обобщений, что его «Повести
Белкина» являются, по существу, началом
русской высокохудожественной реалистической
прозы.
В повестях Пушкин существенно расширяет,
демократизирует круг явлений действительности,
входящих в сферу его творческого внимания.
Наряду с картинами поместной жизни («Метель»,
«Барышня-крестьянка») перед нами развертывается
быт армейского офицерства («Выстрел»),
городских ремесленников («Гробовщик»),
мелкого чиновничества («Станционный
смотритель») и, наконец, жизнь крепостного
крестьянства («История села Горюхина»).
Если в «Арапе Петра Великого» Пушкин
снял с ходулей крупного исторического
деятеля, то в «Станционном смотрителе»
он приподнял своего маленького, приниженного
героя, явив в этой повести, как и вообще
в «Повестях Белкина», поистине «натуральную»
действительность, жизнь, которая «живет»,
как восторженно твердил устами одного
из своих героев Достоевский. Этим объясняется
огромное значение, которое имел «Станционный
смотритель» в дальнейшем развитии литературы.
Образ смотрителя был прямым предшественником
Башмачки-на из «Шинели» Гоголя и всех
тех «бедных людей», которые вскоре начинают
заполнять страницы повестей и романов
писателей «натуральной школы» — колыбели
русского реализма второй половины XIX
века.
Как и «Маленькие трагедии», «Повести
Белкина» отличаются предельной экономии
художественных средств.
отличаются предельной экономии художественных
средств. С первых же строк Пушкин знакомит
читателя со своими героями, вводит его
в круг событий. Так же скупа и не менее
выразительна обрисовка характеров персонажей.
Автор почти не дает внешнего портрета
героев, почти не останавливается и на
их душевных переживаниях. В то же время
облик каждого из персонажей проступает
с замечательной рельефностью и отчетливостью
из его поступков и речей. «Писателю надо
не переставая изучать это сокровище»,
— советовал Лев Толстой о «Повестях Белкина»
знакомому литератору.
К циклу «Повестей» непосредственно примыкает
незавершенная и самим Пушкиным не публиковавшаяся
«История села Горюхина». Тягость крепостной
неволи и свое сочувственное отношение
к горестям и бедам закрепощенного крестьянства
Пушкин подчеркнул уже названием села:
Торюхино" (в течение долгого времени
оно печаталось искаженно: Торохино").
Стоит только вспомнить приводимую Пушкиным
запись помещичьего календаря: «4 мая.
Снег. Тришка за грубость бит. 6 мая — корова
бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 мая
— погода ясная. 9 мая — дождь и снег. Тришка-бит
по погоде». Подобные цитаты придают нарочито
наивной, бесхитростной и вместе с тем
исполненной сарказма «Истории» характер
явной политической сатиры. Недаром манеру
«смиренного» го-рюхинского летописца
подхватил и блестяще развил в своей «Истории
одного города» наиболее сильный русский
политический сатирик Салтыков-Щедрин.
В творчестве самого Пушкина «История
села Горюхина» является началом того
пути, который привел его к созданию «Дубровского»,
а затем и «Капитанской дочки».
Самсон Вырин описывается Пушкиным как
добрый семьянин, любящий муж и отец. После
смерти красавицы жены он не женится вторично,
не приводит в дом мачеху, но живет вдвоем
с дочерью, которая становится смыслом
его жизни. Прямодушный и бесхитростный,
Вырин не замечает кокетства дочери с
проезжающими, не видит притворства постояльца,
задумавшего увезти Дуню. После бегства
Дуни с ротмистром Минским станционный
смотритель не находит себе места, думая
о дочери. Его преследуют ужасные мысли
о «молоденьких дурах», которые «сегодня
в атласе да бархате», а завтра метут улицы
«вместе с голью кабацкою». Безусловно,
эти опасения имели основания. Вырин прилагает
все усилия, чтобы спасти свою «заблудшую
овечку». Он разыскивает Минского, умоляет
возвратить ему дочь.
Но все напрасно: сунув несчастному отцу
пачку ассигнаций, Минский считает, что
его обязательства по отношению к смотрителю
исполнены, а дальнейшие отношения между
ними невозможны.
Выйдя от Минского нa улицу и ощутив в своей
руке комок ассигнаций, смотритель бросает
его на землю, топчет. И все-таки мысль
о дочери заставляет его вернуться за
брошенными деньгами (видимо, к этому моменту
отец еще не утратил надежды вернуть Дуню).
Но денег уже нет, их уже схватил хорошо
одетый молодой человек (деталь, свидетельствующая
о меркантилизме нового поколения и о
падении нравов).
ьствующая о меркантилизме нового поколения
и о падении нравов).
В повести сообщается о жизни Самсона
Вырина после разлуки с дочерью. С горя
он спился, в доме у него царят «ветхость
и небрежение». Из свежего и бодрого человека
лет пятидесяти, каким он был еще недавно,
он превратился в хилого старика: седого,
с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной
спиной. Оставлена лигенции, просторечие
образованного общества, архаическую
и простонародную лексику. Крылов обогатил
русскую литературу национальной басней,
а Грибоедов создал образец политической
«высокой» комедии.
Информация о работе Композиция и описание героев в произведении «Повести Белкин»