Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 12:47, реферат
1.Проблема нравственного выбора в рассказах В.М. Гаршина. Природа морали в произведениях Гаршина;
2. «Что делать?» Н.Г. Чернышевского и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: полемика о новом человеке и его месте в обществе;
Гаршин, Всеволод Михайлович
- один из наиболее выдающихся писателей
литературного поколения
В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время — 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека окружающему его миру. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова — не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с теорией разумного эгоизма Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип — человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.
В процессе
работы Достоевский расширил и углубил
первоначальный замысел романа «Пьяненькие»
«психологическим отчетом одного преступления».
Постепенно сложился сюжет романа «Преступление
и наказание». В письме М. Н. Каткову Достоевский
писал: «Молодой человек, исключенный
из студентов университета, мещанин по
происхождению и живущий в крайней бедности,
по легкомыслию, по шатости в понятиях,
поддавшись некоторым странным „недоконченным"
идеям, которые носятся в воздухе, решился
разом выйти из скверного своего положения.
Он решился убить одну старуху, титулярную
советницу, дающую деньги на проценты...
„Она никуда не годна", „Для чего она
живет?", „Полезна ли она хоть кому-нибудь?"
и т. д. Эти вопросы сбивают с толку молодого
человека. Он решает убить ее, обобрать...
и потом всю жизнь быть честным, твердым,
неуклонным в исполнении „гуманного долга
человечеству", чем уж, конечно, „загладится
преступление"». Но молодой человек
не смог завершить задуманное. Преступление
не сблизило его с человечеством, а разъединило
с людьми. «Закон правды и человеческая
природа взяли свое... Преступник сам решает
принять муки, чтобы искупить свое дело».
Достоевский поставил в центре романа
натуру отзывчивую, честную, способную
испытывать душевную боль при виде чужих
страданий и готовую прийти на помощь
людям. Это был тип человека, появившийся
в русской жизни в 60-е годы, характер «новых
людей», стремящихся к деятельному добру,
пришедших на смену мечтателю и говоруну
— «лишнему человеку». Но в отличие-от
Чернышевского, показавшего в романе «Что
делать?» устойчивость, ясность и благородство
убеждений «новых людей», Достоевский
обратил внимание на исторически обусловленную
противоречивость, «недоконченность»
их идей.
Чернышевский в своем романе "Что делать?" особый упор делает на разумный эгоизм (расчет выгод). Если благодарность вне людей, то разумный эгоизм лежит в самом "я" человека. Каждый человек втайне или открыто считает себя центром вселенной. Почему же тогда эгоизм разумный? А потому, что в романе "Что делать?" впервые рассматривается "новый подход к проблеме", "новые люди" Чернышевского создают "новую" атмосферу, по Чернышевскому, "новые люди" видят свою "выгоду" в стремлении приносить пользу другим, их мораль - отрицать и разрушать официальную мораль. Их мораль освобождает творческие возможности человеческой личности. "Новые люди" менее болезненно разрешают конфликт семейного, любовного характера. В теории разумного эгоизма есть бесспорная привлекательность и рациональное зерно. "Новые люди" считают труд абсолютно необходимым условием человеческой жизни, они не грешат и не каются, их ум находится в самой полной гармонии с чувством, потому что ни ум, ни чувства их не искажены хронической враждой против остальных людей.
Можно проследить
ход внутреннего развития Веры Павловны:
сначала дома она обретает внутреннюю
свободу, затем появляется необходимость
общественного служения, а потом
полнота личной жизни, необходимость
трудиться независимо от личной воли и
общественного произвола.
Н. Г. Чернышевский создает не индивидуум,
а тип. Для человека "не нового" все
"новые" люди на одно лицо, возникает
проблема особенного человека. Такой человек
- Рахметов, который отличается от других,
в особенности тем, что он - революционер,
единственный индивидуализированный
персонаж. Читателю выдаются его черты
в виде вопросов: почему он поступил так?
Зачем? Эти вопросы и создают индивидуальный
тип. Он - "новый" человек в его становлении.
Все новые люди - как с Луны свалились,
и единственный, кто связан с этой эпохой,
- Рахметов. Отречение от себя из "расчета
выгод"! Здесь Чернышевский выступает
не как утопист.
И в то же время существуют сны Веры Павловны как указание на идеальное общество, к которому автор стремится. Чернышевский прибегает к фантастическим приемам: Вере Павловне во сне являются сестры-красавицы, старшая из них Революция - условие обновления. В этой главе приходится поставить много точек, объясняющих добровольный пропуск текста, который все равно цензура не пропустит и в котором бы обнажилась главная идея романа. Наряду с этим есть образ младшей сестры-красавицы - невесты, означающей любовь-равноправность, которая оказывается богиней не только любви, но и наслаждения трудом, искусством, отдыхом: "Где-то на юге России, в пустынном месте, раскинулись богатые поля, луга, сады; стоит огромный дворец из алюминия и хрусталя, с зеркалами, коврами, с чудесной мебелью. Повсюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают". Между людьми идеальные человеческие отношения, везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя. Вера Павловна в восторге от всего, что видит. Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна. Недаром в романе на них неоднократно намекают, не называя прямо. В романе показан только сельский труд и говорится о народе "вообще", очень обобщенно. Но эта утопия в главной своей мысли очень реалистична: Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Этот новый труд должен опираться на высокие научно-технические достижения, на ученые и сильные машины, позволяющие человеку преобразить землю и всю свою жизнь. Роль рабочего класса не выделена. Чернышевский знал, что переход от патриархальной крестьянской общины к социализму должен быть революционным. А пока было важно закрепить в сознании читателя мечту о лучшем будущем. Это сам Чернышевский говорит устами "старшей сестры", обращающейся к Вере Павловне со словами: "Ты знаешь будущее? Оно светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести".