Контрольная работа по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

1. Подберите текст на интересующую Вас тему объёмом не более 1-2 страниц (формата А4)
2. Определите тему, идею, проблематику выбранного Вами текста.
3. Охарактеризуйте композицию текста. Составьте его план. Подготовьте устный пересказ.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа Русский язык и культура речи.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

I. Анализ текста

1. Подберите текст на интересующую Вас тему объёмом не более 1-2 страниц (формата А4)

Об интеллигентности

 

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Земля родная.

http://lib.ololo.cc/b/136637/read

 

2. Определите тему, идею, проблематику выбранного Вами текста.

Тема текста – интеллигентность, идея – «интеллигентность – это нравственное здоровье человека». Автор обращается к проблемам важности интеллигентности в жизни человека и общества, различения интеллигентности и образованности, гуманности и толерантности, социального долга человека.

 

3. Охарактеризуйте композицию текста. Составьте его план. Подготовьте устный пересказ.

Общая схема текста: вступление, основная часть, заключение. Текст написан в публицистическом стиле, основной тип речи – рассуждение. Вступление представляет собой тезис, выраженный восклицательным предложением: «Человек должен быть интеллигентен!» За тезисом следует ряд риторических вопросов, приглашающих читателя к полемике. Содержание вводной части создаёт определенную установку на чтение, вызвать у читателя целенаправленный интерес к произведению.

Основная часть содержит доказательства тезиса. Автор использует различные виды доказательства: формулировку определения, цитирование, сравнение, пример из жизни, отрицательный пример, метафору, утверждение.  Основная часть отражает авторскую концепцию в полном объеме, целиком раскрывает тему произведения, реализовать его идею.

Заключительная часть исполняет роль концовки, необходимой с точки зрения логики и психологии читательского восприятия. Здесь подводится итог размышлениям, формулируются основные выводы, даются рекомендации: «Социальный долг человека – быть интеллигентным»

План текста.

1. Должен ли человек быть интеллигентным?

2. Интеллигентность нужна при  всех обстоятельствах.

3. Интеллигентность равна нравственному  здоровью.

4. Определим, что такое интеллигентность.

5. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, кто получил хорошее образование.

6. Эта мысль неверна.

7. Образованность нельзя смешивать  с интеллигентностью.

8. Интеллигентность проявляется  в тысячах мелочей.

9. На русском Севере я знал  по-настоящему интеллигентных крестьян.

10. Интеллигентность – это терпимое  отношение к миру и людям.

11. Интеллигентность надо в себе  развивать.

12. Необходима тренировка духовных  и душевных сил.

13. Приветливость и доброта делают  человека красивым.

14. Социальный долг человека  – быть интеллигентным.

 

4. Раскройте смысл заглавия. Если  выбранный Вами текст – фрагмент  какого-либо произведения, то дайте  ему своё заглавие, обоснуйте  Ваше предложение.

Книга Д.С.Лихачёва «Земля родная» посвящена молодёжи, подрастающему поколению. Мудро и ненавязчиво он говорит с читателем о выборе профессии, о патриотизме, о культуре. В числе этих статей и статья «Об интеллигентности». Д.С.Лихачёв помогает молодым людям разобраться в важнейших нравственных вопросах современности, выбрать правильные приоритеты, определить верный путь в жизни. Заголовки статей очень точные, поясняющие, о какой нравственной категории идёт речь в каждой статье: «Не быть смешным», «Цель и самооценка», «Искусство открывает нам большой мир!» Такие заголовки исчерпывающе точно определяют тему статьи.

 

5. Проанализируйте лексический состав текста. Выпишите, если таковые имеются,

- термины (определите их значение по специальному словарю);

- слова иноязычного происхождения (приведите их толкование и  язык-первоисточник, пользуясь словарём иностранных слов;

- слова с абстрактным значением;

- стилистически окрашенные слова (в толковом словаре рядом с такими словами вы найдёте стилистические пометы);

- слова и выражения, употреблённые  в переносном значении, указав  вид тропа;

- синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, обосновав необходимость их употребления;

- многозначные слова, укажите, в  каком из значений  это слово  употреблено в данном тексте;

- выберите 2-3 слова разных частей  речи и, пользуясь толковым словарём, найдите фразеологизм, в состав которого входит это слово; объясните значение данного фразеологизма (например, слово рукава входит в состав фразеологизма работать спустя рукава, т.е. работать плохо).

Термины  отсутствуют.

Слова иноязычного происхождения:

Профессия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Гуманитарный (лат. humanitas - человеческая природа)- 1) относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру; 2) гуманный, человеколюбивый, благотворительный.

Аура (др. греч. αὔρα, лат. aura  дуновение, ветерок, веяние) Аура в древнегреческой мифологии   - богиня легкого ветра.  Аура в оптике  - оптический феномен

Слова с абстрактным значением:

Сближение, понимание, горе,  доброта,  интеллигентный, мир, доброжелательность.

Стилистически окрашенные слова:

Чтить – книжное, долголетний – книжное, бывальщина – областное (диалектное), матерь (в значении «мать») устаревшее  и областное (диалектное).

Слова, употреблённые в переносном значении:

Нравственное здоровье – метафора, злобная и злая реакция – эпитеты, удивительная чистота – эпитет, тренировать душевные силы, как тренируют и физические – сравнение.

Синонимы «развивать, тренировать» используются в тексте для уточнения авторской мысли.

Антонимы « доброта-злоба, красивым-безобразным» определяют оценку поведения человека (приветливость и доброта делают человека красивым, злоба – безобразным).

Паронимы «духовных-душевных», «злобная-злая» помогают задуматься над различием смысла этих слов, а также соответствующих им нравственных категорий.

Многозначные слова:

Образование (в значении «совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения»); обстоятельства  (в значении «положение, совокупность условий»);  язык  (в значении «система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе»); чужой  (в значении «принадлежащий или свойственный другим»); проявиться (в значении «обнаружиться, стать заметным, явным (о каких-н. внутренних состояниях, качествах, свойствах)».

Фразеологизмы:

Книга (имя существительное). Книга за семью печатями - (книжн.) о чем-либо абсолютно непостижимом, недоступном пониманию, скрытом от непосвященных. Выражение из Библии, из Откровения Св. Иоанна Богослова: "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И никто не мог раскрыть ее" (Апокалипсис, 5, 1-3 и в др. местах).

Белый (имя прилагательное). Довести (доводить) до белого каления - (неодобр.) лишить кого-либо самообладания, сильно разозлить, рассердить, разъярить. Выражение из речи кузнецов. При нагревании перед ковкой металл в зависимости от температуры сначала становится красным, потом желтым, а при очень сильном нагревании - белым.

Один (имя числительное). Один как перст - о том, кто не имеет семьи, близких, о совершенно одиноком человеке. Перст - устаревшее название пальца. Считая по пальцам, древние славяне начинали с большого пальца - один перст... Большой палец стоит особняком, отдельно от других сомкнутых пальцев открытой ладони. Образ отдельно стоящего перста, начинавшего счет, лег в основу выражения.

   

6. Морфологический анализ. Выпишите по 2-3 примера знаменательных и служебных частей речи, приведя их грамматические характеристики.

Путешествовал – глагол, несовершенный вид, I спряжение, непереходный, изъявительное наклонение, прошедшее время, мужской род, единственное число.

Интеллигентный (человек) – имя прилагательное, качественное, мужской род, единственное число, именительный падеж.

Движения – имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, средний род, на –ие, множественное число, именительный падеж.

И – союз, сочинительный, простой.

Даже – частица, модальная, усилительная.

С – предлог, простой, непроизводный.

Причастия: упорядоченным (страдательное, прошедшего времени, мужской род, единственное число, творительный падеж), терпимое (страдательное, настоящего времени, средний род, единственное число, именительный падеж), искажающееся (действительное, настоящего времени, средний род, единственное число, именительный падеж)/

7. Анализ синтаксического строя текста. Выпишите по одному примеру различных видов простых и сложных предложений. Дайте их полную характеристику.

ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Повествовательные, вопросительные. Побудительных нет.

Она (подлежащее, выражено местоимением) нужна (составное именное сказуемое, выражено кратким прилагательным) и для окружающих (дополнение, выражено существительным с предлогом), и для самого (определение, выражено местоимением) человека (дополнение, выражено существительным с предлогом). (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными дополнениями)

А если у него (дополнение, выражено местоимением с предлогом) профессия (подлежащее, выражено существительным) не требует (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом) интеллигентности (дополнение, выражено существительным)? (вопросительное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое)

Б) Восклицательные и невосклицательные.

Человек (подлежащее, выражено существительным) должен быть интеллигентен (составное именное сказуемое)! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое)

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Русский язык и культура речи"