Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 14:19, контрольная работа
1. Подберите текст на интересующую Вас тему объёмом не более 1-2 страниц (формата А4)
2. Определите тему, идею, проблематику выбранного Вами текста.
3. Охарактеризуйте композицию текста. Составьте его план. Подготовьте устный пересказ.
I. Анализ текста
1. Подберите текст на интересующую Вас тему объёмом не более 1-2 страниц (формата А4)
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Земля родная.
http://lib.ololo.cc/b/136637/
2. Определите тему, идею, проблематику выбранного Вами текста.
Тема текста – интеллигентность, идея – «интеллигентность – это нравственное здоровье человека». Автор обращается к проблемам важности интеллигентности в жизни человека и общества, различения интеллигентности и образованности, гуманности и толерантности, социального долга человека.
3. Охарактеризуйте композицию текста. Составьте его план. Подготовьте устный пересказ.
Общая схема текста: вступление, основная часть, заключение. Текст написан в публицистическом стиле, основной тип речи – рассуждение. Вступление представляет собой тезис, выраженный восклицательным предложением: «Человек должен быть интеллигентен!» За тезисом следует ряд риторических вопросов, приглашающих читателя к полемике. Содержание вводной части создаёт определенную установку на чтение, вызвать у читателя целенаправленный интерес к произведению.
Основная часть содержит доказательства тезиса. Автор использует различные виды доказательства: формулировку определения, цитирование, сравнение, пример из жизни, отрицательный пример, метафору, утверждение. Основная часть отражает авторскую концепцию в полном объеме, целиком раскрывает тему произведения, реализовать его идею.
Заключительная часть исполняет роль концовки, необходимой с точки зрения логики и психологии читательского восприятия. Здесь подводится итог размышлениям, формулируются основные выводы, даются рекомендации: «Социальный долг человека – быть интеллигентным»
План текста.
1. Должен ли человек быть
2. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах.
3. Интеллигентность равна
4. Определим, что такое интеллигентность.
5. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, кто получил хорошее образование.
6. Эта мысль неверна.
7. Образованность нельзя
8. Интеллигентность проявляется в тысячах мелочей.
9. На русском Севере я знал
по-настоящему интеллигентных
10. Интеллигентность – это
11. Интеллигентность надо в себе развивать.
12. Необходима тренировка
13. Приветливость и доброта
14. Социальный долг человека – быть интеллигентным.
4. Раскройте смысл заглавия. Если
выбранный Вами текст –
Книга Д.С.Лихачёва «Земля родная» посвящена молодёжи, подрастающему поколению. Мудро и ненавязчиво он говорит с читателем о выборе профессии, о патриотизме, о культуре. В числе этих статей и статья «Об интеллигентности». Д.С.Лихачёв помогает молодым людям разобраться в важнейших нравственных вопросах современности, выбрать правильные приоритеты, определить верный путь в жизни. Заголовки статей очень точные, поясняющие, о какой нравственной категории идёт речь в каждой статье: «Не быть смешным», «Цель и самооценка», «Искусство открывает нам большой мир!» Такие заголовки исчерпывающе точно определяют тему статьи.
5. Проанализируйте лексический состав текста. Выпишите, если таковые имеются,
- термины (определите их значение по специальному словарю);
- слова иноязычного
- слова с абстрактным значением;
- стилистически окрашенные слова (в толковом словаре рядом с такими словами вы найдёте стилистические пометы);
- слова и выражения, употреблённые в переносном значении, указав вид тропа;
- синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, обосновав необходимость их употребления;
- многозначные слова, укажите, в каком из значений это слово употреблено в данном тексте;
- выберите 2-3 слова разных частей речи и, пользуясь толковым словарём, найдите фразеологизм, в состав которого входит это слово; объясните значение данного фразеологизма (например, слово рукава входит в состав фразеологизма работать спустя рукава, т.е. работать плохо).
Термины отсутствуют.
Слова иноязычного происхождения:
Профессия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Гуманитарный (лат. humanitas - человеческая природа)- 1) относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру; 2) гуманный, человеколюбивый, благотворительный.
Аура (др. греч. αὔρα, лат. aura дуновение, ветерок, веяние) Аура в древнегреческой мифологии - богиня легкого ветра. Аура в оптике - оптический феномен
Слова с абстрактным значением:
Сближение, понимание, горе, доброта, интеллигентный, мир, доброжелательность.
Стилистически окрашенные слова:
Чтить – книжное, долголетний – книжное, бывальщина – областное (диалектное), матерь (в значении «мать») устаревшее и областное (диалектное).
Слова, употреблённые в переносном значении:
Нравственное здоровье – метафора, злобная и злая реакция – эпитеты, удивительная чистота – эпитет, тренировать душевные силы, как тренируют и физические – сравнение.
Синонимы «развивать, тренировать» используются в тексте для уточнения авторской мысли.
Антонимы « доброта-злоба, красивым-безобразным» определяют оценку поведения человека (приветливость и доброта делают человека красивым, злоба – безобразным).
Паронимы «духовных-душевных», «злобная-злая» помогают задуматься над различием смысла этих слов, а также соответствующих им нравственных категорий.
Многозначные слова:
Образование (в значении «совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения»); обстоятельства (в значении «положение, совокупность условий»); язык (в значении «система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе»); чужой (в значении «принадлежащий или свойственный другим»); проявиться (в значении «обнаружиться, стать заметным, явным (о каких-н. внутренних состояниях, качествах, свойствах)».
Фразеологизмы:
Книга (имя существительное). Книга за семью печатями - (книжн.) о чем-либо абсолютно непостижимом, недоступном пониманию, скрытом от непосвященных. Выражение из Библии, из Откровения Св. Иоанна Богослова: "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И никто не мог раскрыть ее" (Апокалипсис, 5, 1-3 и в др. местах).
Белый (имя прилагательное). Довести (доводить) до белого каления - (неодобр.) лишить кого-либо самообладания, сильно разозлить, рассердить, разъярить. Выражение из речи кузнецов. При нагревании перед ковкой металл в зависимости от температуры сначала становится красным, потом желтым, а при очень сильном нагревании - белым.
Один (имя числительное). Один как перст - о том, кто не имеет семьи, близких, о совершенно одиноком человеке. Перст - устаревшее название пальца. Считая по пальцам, древние славяне начинали с большого пальца - один перст... Большой палец стоит особняком, отдельно от других сомкнутых пальцев открытой ладони. Образ отдельно стоящего перста, начинавшего счет, лег в основу выражения.
6. Морфологический анализ. Выпишите по 2-3 примера знаменательных и служебных частей речи, приведя их грамматические характеристики.
Путешествовал – глагол, несовершенный вид, I спряжение, непереходный, изъявительное наклонение, прошедшее время, мужской род, единственное число.
Интеллигентный (человек) – имя прилагательное, качественное, мужской род, единственное число, именительный падеж.
Движения – имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, средний род, на –ие, множественное число, именительный падеж.
И – союз, сочинительный, простой.
Даже – частица, модальная, усилительная.
С – предлог, простой, непроизводный.
Причастия: упорядоченным (страдательное, прошедшего времени, мужской род, единственное число, творительный падеж), терпимое (страдательное, настоящего времени, средний род, единственное число, именительный падеж), искажающееся (действительное, настоящего времени, средний род, единственное число, именительный падеж)/
7. Анализ синтаксического строя текста. Выпишите по одному примеру различных видов простых и сложных предложений. Дайте их полную характеристику.
ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Повествовательные, вопросительные. Побудительных нет.
Она (подлежащее, выражено местоимением) нужна (составное именное сказуемое, выражено кратким прилагательным) и для окружающих (дополнение, выражено существительным с предлогом), и для самого (определение, выражено местоимением) человека (дополнение, выражено существительным с предлогом). (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными дополнениями)
А если у него (дополнение, выражено местоимением с предлогом) профессия (подлежащее, выражено существительным) не требует (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом) интеллигентности (дополнение, выражено существительным)? (вопросительное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое)
Б) Восклицательные и невосклицательные.
Человек (подлежащее, выражено существительным) должен быть интеллигентен (составное именное сказуемое)! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое)
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Русский язык и культура речи"