Лирика А.А.Фета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 09:22, реферат

Краткое описание

Свое поэтическое мировоззрение Фет выразил в следующих словах: «Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, то не лирик».
Мы уже знаем, что в лирике раскрываются мысли и переживание автора, вызванные окружающим миром. Сами картины окружающего мира в лирическом произведении или отсутствуют вовсе, или выступают как источник, основа лирических переживаний.

Вложенные файлы: 1 файл

Лирика А.docx

— 14.80 Кб (Скачать файл)

              Лирика А.А.Фета

  Свое  поэтическое мировоззрение Фет  выразил в следующих словах: «Кто  не в состоянии броситься с  седьмого этажа вниз головой  с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, то не лирик».

  Мы уже  знаем, что в лирике раскрываются  мысли и переживание автора, вызванные  окружающим миром. Сами картины  окружающего мира в лирическом  произведении или отсутствуют  вовсе, или выступают как источник, основа лирических переживаний.

  Основное  настроение поэзии А.Фета –  настроение душевного подъема. Упоение  природой, любовью, искусством, женской  красотой, воспоминаниями, мечтами  – вот основное содержание  поэзии Афанасия Афанасьевича.

  Одним  из самых ранних и, пожалуй, самых  популярных стихотворений Фета  является стихотворение «Я пришел к тебе советом».

  Это стихотворение  о природе, о любви, о жизни. Начался  день – «солнце встало». Все  стихотворение пронизано лучами  солнца, от него веет утренней  свежестью, радостью молодой жизни, в нем присутствует ожидание  счастья и предчувствие прилива  творческих сил, которые рождает  вдохновение. Все это еще неопределенно  и волнующе прекрасно. Заключительные  строки стихотворение «… не  знаю сам, что буду петь, - но  только песня зреет» очень  характерны для Фета. Любовь и  радость разрешается песней. Песня  – это высшая точка радости. Для песни нет еще слов, но  она уже есть, она уже просится  наружу.

  Фета  не случайно называют поэтом  «неопределенных недосказанных  чувств». Он сам признавал, что  душевное состояние трудно поддается  анализу, и совсем уже сложно  бывает передать в словах еле  уловимые движения души. «Людские  так грубы слова», - говорит поэт. Он ищет и находит, помимо слов, другие средства передачи человеческих  ощущений и мыслей. Он желает  говорить о своих чувства на  языке «любви, цветов, ночных лучей».

  Громкая  литературная слава Фета началась  с написания стихотворения «Шепот, робкое дыханья…»

  Шепот, робкое  дыханья,

      Трели соловья,

  Серебро  и колыханья

    Сонного  ручья,

  Свет  ночной, ночные тени,

    Тени  без конца,

  Ряд волшебных  изменений

    Милого  лица…

  В дымных  тучках пурпур розы,

    Отблеск  янтаря,

  И лобзания, и слезы,

Все в этом лирическом произведении для современников Фета был новым. Стихотворение построено на одних назывных предложениях. Нет ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: «шепот – робкое дыханья – трели соловья» и т.д. Но эти предметы и явления существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Главный смысл стихотворения – между словами, за словами. Основная тема стихотворения – чувство любви, чувство, которое трудно выразить словами, но невыразимо сильное. Любовь дается намеками, но не заземлено, а высоко. Это, скоре, духовная любовь. Последние слова стихотворения «И заря, заря…» - звучат не в ряду других, а выделено. Заря – это не явления, а сильная метафора, которая выражает высшее чувство, свет любви.

  Стихи  Фета ни на что известное  нам не похожи. Фет писал: «Поэзия  непременно требует новизны, и  ничего для нее нет убийственнее  повторения, а тем более самого  себя… Под новизною я подразумеваю  не новые предметы, а новое  их освещение волшебным фонарем  искусства».

  Поэзия  Фета пользовалась особым вниманием  композиторов, потому что в своих  стихах поэт как бы стирает  грань между словами и музыкой. Об этом очень хорошо сказал  П.И. Чайковский: «…Фет в лучшие  свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает  шаг в нашу область. Это не  просто поэт, скорее, поэт – музыкант. Часто Фет напоминает Бетховена…»  Стихи Фета стали источником  вдохновения для многих великих  композиторов России: Чайковского, Римского – Корсакова, Рахманинова  и других.

  Романсы, созданные на стихи Фета, имели  исключительную популярность. Среди  них «На заре ты ее не буди…» и «Не отходи от меня». А.В. Варламова, «Только станет смеркаться немножко…» П.П. Булакова.

  Действительно, почти в каждом стихотворении  Фета можно уловить мелодическую  основу. Поэтические размеры стиха, созвучие строк, определенный порядок  рифмовки придают стиху особую  силу, красоту, музыкальность.

  В стихотворении «Сияла ночь» темы любви и искусства слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное.

  Читатель  видит затемненную гостиную и  за ее окнами сад – полный  ночной свежести, лунного света  и сияния. И слышит удивительную  музыку, хотя о музыке в первых  стихах прямо ничего не говорится. Но поэт говорит о рояле: «Рояль  был весь раскрыт, и струны  в нем дрожали…». За этим образом  читатель видит не только сам  рояль, но и слышит звуки, которые  из него исходят.

  А.Фет  – мастер пейзажной лирики. Он  тонко чувствует и любит природу. У Фета в отличие от Тютчева, все детали в картинах природы  названы. У него нет просто  деревьев, цветов, животных и насекомых. Читатель встречает в его пейзажах  сосну и дуб, березу, клен и  сирень; ощущает, как «свежо под  липою густою»; слышит, как «вполголоса  скрипят коростели»; видит, как воробей, «в песке купаяся, трепещет».

  В картинах  природы, нарисованных Фетом, запечатлена  русская природа. И, наверное, не  будет преувеличением сказать, что  как поэт – пейзажист А.Фет  занимает одно из самых почетных  мест в русской поэзии.

  В пейзажных  стихах поэта всегда можно  точно определить время года  и суток, причем, подобно Тютчеву, Фет любит изображать начало  какого – нибудь явления в  природе.

  Лев Толстой  советовал молодым писателям  учиться художественному мастерству  у А.Пушкина, Ф.Тютчева и А.Фета.

  Произведения  Федора Ивановича Тютчева и  Афанасия Афанасьевича Фета вошли  в золотой фонд великой русской  литературы. Их лирика и сейчас  является образцом высокого поэтического  искусства.

 

 

 

 


Информация о работе Лирика А.А.Фета